Презентация, доклад по литературе на тему: Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого После бала

Содержание

Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Слайд 1
Л.Н.Толстой "После бала"

Л.Н.Толстой

Слайд 2Нравственные уроки рассказа
Л. Н. Толстого «После бала»

Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Слайд 3Портрет Л.Н.Толстого художника Н.Н.Ге

Портрет Л.Н.Толстого художника Н.Н.Ге

Слайд 4





Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге (1884)."Поздний вечер. Комната

погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни... Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника".  

Портрет Л.Н.Толстого художника Н.Н.Ге

Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге (1884).

Слайд 5В рассказе выделяются следующие основные части:




вступление
на балу
после бала
заключение



В рассказе выделяются следующие основные части:вступлениена балупосле балазаключение

Слайд 6Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ

в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика
Рассказ, таким образом, заключён в

Слайд 7Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с

писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.
Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы

Слайд 8Контраст
– франц. contraste –

резко выраженная противоположность.

Контраст– франц. contraste – резко выраженная противоположность.

Слайд 9



Автор подчёркивает контраст
в композиции рассказа
в системе образов
в языковых средствах
в описаниях

Автор подчёркивает контраст в композиции рассказав системе образовв языковых средствахв описаниях

Слайд 10Контраст как композиционный приём

Контраст как композиционный приём

Слайд 12Контраст как композиционный приём

Контраст как композиционный приём

Слайд 13Контраст как композиционный приём

Контраст как композиционный приём

Слайд 14Контраст как композиционный приём

Контраст как композиционный приём

Слайд 15

21век
(эпоха, в которой
живёт читатель)
40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в

рассказе)

1900-е годы, время Николая II (современная автору эпоха)

Перекличка эпох в рассказе
«После бала»

21век(эпоха, в которой живёт читатель)40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе)1900-е годы, время Николая II (современная

Слайд 16

Перекличка эпох в рассказе «После бала»

21век
(эпоха, в которой
живёт читатель)

40-е годы 19в,время
Николая1 (события,
изображённые в рассказе)

1900-е годы, время НиколаяII
(современная автору эпоха)

Перекличка эпох в рассказе  «После

Слайд 17
«Солдат- бранное слово в устах нашего народа, солдат- существо, движимое одними

телесными страданиями.
Солдат – существо грубое, грубеющее ещё более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека.
Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присущее человеку, - быть не битым по произволу каждого.
Вот кто защитник нашего Отечества.
Из публицистических сочинений
Л.Толстого.
«Солдат- бранное слово в устах нашего народа, солдат- существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат – существо грубое,

Слайд 18Экзекуция:

Экзекуция:

Слайд 19Экзекуция

Экзекуция

Слайд 20
Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это

время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность.
Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»
Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в

Слайд 21

Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь

и отец», «А вы говорите…».

Писатель остановился на названии «После бала»

ПОЧЕМУ?
Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра».

Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.
Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Писатель

Слайд 22На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его

отношением к дочери на балу?
Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?
В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?

Полковник


На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?Какие качества

Слайд 25ВЫВОД:
Контрастное изображение героев,
их психологического состояния,
обстановки,
в которой они действуют,


позволяет писателю
выявить существо их характеров и
то же время обнажить социальные
противоречия в царской России.
ВЫВОД:Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров

Слайд 26Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?
Какую роль в жизненной

судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?
Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

Иван Васильевич

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?Как характеризует

Слайд 27«Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах людей,

часто молодых, которые, я сам слышал, с видом глубокомысленной мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.
Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют…Стыдно!»


Л.Толстой.1895г
«Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах людей, часто молодых, которые, я сам слышал,

Слайд 28Какие социально-нравственные проблемы хотел
донести
Л.Н. Толстой

до
своего читателя?
Выразил отношение к жестокости обращения с солдатами.
Социальной несправедливости: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование.
Проблемы чести, долга, совести.
Какие социально-нравственные проблемы хотел  донести  Л.Н. Толстой до  своего читателя?Выразил отношение к жестокости обращения

Слайд 29Как вам кажется,
потерял ли рассказ
«После бала»
свою актуальность?


ТОЛСТОЙ-то, ТОЛСТОЙ!

Это… не человек, а ЧЕЛОВЕЧИЩЕ, ЮПИТЕР.
Максим Горький

ТОЛСТОЙ действительно огромный художник, какие рождаются веками, и творчество его кристально чисто,светло и прекрасно.
В. Г. Короленко


Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою актуальность?ТОЛСТОЙ-то, ТОЛСТОЙ! Это… не человек, а ЧЕЛОВЕЧИЩЕ, ЮПИТЕР.Максим

Слайд 31«Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее.

Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов.
Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь.» Л.Н.Толстой. Николай Палкин

Значение рассказа «После бала»

«Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть