Слайд 1Легенда о двух великих грешниках.
Слайд 2Нагорная проповедь Иисуса Христа (Мф 5-7)
Слайд 3Вы слышали, что было сказано древним: “не убий”, – а если
кто убьет, даст ответ перед судом.
Слайд 4Вы слышали, что было сказано: “око за око, и зуб за
зуб”.
Я же говорю вам: злому не противься, но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему другую,
и если кто хочет отсудить у тебя рубаху, отдай ему и плащ…
Слайд 5Вы слышали, что было сказано: “возлюби ближнего твоего, и возненавидь врага
твоего”.
Я же говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто гонит вас, чтобы стать вам детьми Отца вашего, Который на небесах; ибо Он являет солнце Свое над злыми и добрыми, и посылает дождь для праведных и неправедных.
Слайд 6Hе копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разъедают,
и воры вламываются и уносят;
но копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламываются и не уносят;
ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое.
Слайд 7Итак, не хлопочите, говоря: “что нам есть?”, – или: “что нам
пить?”, – или: “во что нам одеться?”
Отец ваш Hебесный знает, что вам всё это нужно.
Прежде всего заботьтесь о Царствии и о правде его, а это все будет дано вам впридачу.
Итак, не хлопочите о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет хлопотать о себе; для каждого дня хватает его тягот.
Слайд 8Ведь если вы будете прощать людям, в чем они погрешили ,
простит и вам Отец ваш Hебесный;
Hе судите, чтобы вам не быть судимыми:
ибо, каким судом судите, таким будете судимы, и какой мерой мерите, такой будет вам отмерено.
Слайд 9Просите, и дано будет вам; ищите, и вы найдете; стучитесь, и
вам отворят.
Ибо всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и кто стучится, тому отворят.
Слайд 10Зачем же ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а
в своем глазу бревна не примечаешь?
Или как скажешь ты брату твоему: “разреши-ка, я выну соринку из твоего глаза”, – а у самого в глазу бревно?
Лицедей, вынь сперва бревно из глаза твоего, и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего.
Слайд 11А потому во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы
они поступали с вами: вот суть Закона и Пророков.
Слайд 12Грех —
действие или помышление, которое, как правило, ассоциируется с прямым
или косвенным нарушением религиозных заповедей (заветов Бога, предписаний и традиций); реже — нарушение доминантных морально-этических правил, норм, установившихся в обществе.
Слайд 13Почему грешники в легенде Н. Некрасова названы великими? Какие великие грехи
они совершили?
Слайд 14Разбойник Кудеяр.
Некрасов вторично, как и в эпизоде с Савелием, где мужики
подняли бунт, вступает в спор с христианскими принципами всепрощения. От имени крестьян он оправдывает поступок раскаявшегося разбойника…
Слайд 15Пан Глуховский.
Символичен образ Глуховского, воплощающий в себе самые страшные пороки и
преступления владельцев крепостных душ.
Слайд 16Может ли быть
оправдано убийство?
Слайд 17Евангельский текст
НЕТ
Легенда Н.Некрасова “О двух великих грешниках”.
ДА
Слайд 18Расправа над злодеем на первый взгляд противоречит народно-христианским нормам морали. Однако
Божий странник Ионушка, рассказчик этой легенды, а вместе с ним и сам Некрасов, напротив, не только оправдывают Кудеяра, но и считают его поступок богоугодным делом. Сам акт мести назван «чудом» . Оно получает в финале религиозно-символическое истолкование: в тот же миг «рухнуло древо громадное... скатилося с инока бремя грехов». Дело в том, что и народное, и каноническое православие вовсе не считают смирение и терпение абсолютной нормой христианского благочестия, верной для всех случаев жизни. Когда Христос завещал любить врагов и прощать обиды, то ведь он имел в виду личных врагов человека, но отнюдь не врагов Божьих. Для борьбы с последними у Бога всегда имелось «воинство небесное» во главе с архангелом Михаилом.
Слайд 19Крепостническое беззаконие Глуховского для народа и есть беззаконие Сатаны, ибо «крепь»
мыслится матерью всех грехов для всех сословий России. Кудеяр, слушая рассказ Глуховского, ощущал гнев не за себя, не за личное оскорбление, а за хулу на святыню, за издевательства над ближними. Вот почему его поступок является не грехом, а подвигом.
Слайд 20Финал легенды «О двух великих грешниках», следовательно, приспосабливает народно-христианское мировоззрение для
целей революционного протеста. Некрасову такое сочетание казалось вполне органическим, отвечающим глубинным основам народной духовности. Уж если подлинно страдать, то надо не просто носить вериги и истязать тело, а направить свой жертвенный подвиг на освобождение мира от сатанинского зла глуховских.
Слайд 21Домашнее задание.
Написать эссе
на тему
«Можно ли оправдать
убийство?»