Презентация, доклад по литературе на тему Гуманизм и историзм в произведении Капитанская дочка.

Содержание

№1Что известно?

Слайд 1
Гуманизм и историзм в произведении
Александра Сергеевича
Пушкина
«Капитанская дочка»

Гуманизм и историзм в произведенииАлександра СергеевичаПушкина«Капитанская дочка»

Слайд 2№1
Что известно?

№1Что известно?

Слайд 3«Пушкин… написал «Капитанскую дочку», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде.

(Н. В. Гоголь)

Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок
. М.Ю.Лермонтов

1799 – 1837

Александр Сергей Пушкин

«Пушкин… написал «Капитанскую дочку», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде. (Н. В. Гоголь)Угас, как светоч, дивный

Слайд 4Бельский край в судьбе Александра Сергеевича Пушкина
лек
Макет
Бельской крепости

Бельский край в судьбе  Александра Сергеевича ПушкиналекМакет Бельской крепости

Слайд 5 Гордиться славою своих предков не только можно, но и

должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.
Александр Пушкин
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное

Слайд 6Вывод :
Читать Пушкина- одно
удовольствие…

Вывод :Читать Пушкина- одно удовольствие…

Слайд 7№2
Ваш выбор ?

№2Ваш выбор ?

Слайд 8Назовите произведения А. С. Пушкина
«Маленький принц»
«Василий Тёркин»
«Евгений Онегин»
«Дети Капитана Гранта»
«Два

Капитана»
«Ромео и Джульетта»
«Мцыри»








«Повести Белкина»
«Пиковая дама»
«История Пугачёва»
«Дубровский»
«Капитанская дочка»
«Айвенго»
«Медный всадник»


Назовите произведения  А. С. Пушкина «Маленький принц»«Василий Тёркин»«Евгений Онегин»«Дети Капитана Гранта»«Два Капитана»«Ромео и Джульетта» «Мцыри»«Повести Белкина»«Пиковая

Слайд 9Проверь себя
«Капитанская дочка»
«Медный всадник»
«Евгений Онегин»
«Повести Белкина
«Пиковая дама»
«История Пугачёва»
«Дубровский»


Проверь себя«Капитанская дочка» «Медный всадник» «Евгений Онегин»«Повести Белкина«Пиковая дама»«История Пугачёва»«Дубровский»

Слайд 10История создания
19 октября 1836 года
А.С.Пушкин завершил
роман
«Капитанская дочка»

История создания 19 октября 1836 года А.С.Пушкин завершил роман «Капитанская дочка»

Слайд 11Вывод :
«Капитанская дочка»-вершина
совершенного
искусства,
«духовное завещание»

Вывод :«Капитанская дочка»-вершина совершенногоискусства,«духовное завещание»

Слайд 12№3
Что надо знать?

№3Что надо знать?

Слайд 13 Исторические события
1765 год-
«Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на

каторгу»

1767 год -«Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков»





Крестьянская война
1773—1775 годов
Пугачёвское восстание

Исторические события  1765 год-«Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу»1767 год -«Указ о

Слайд 14Жанр произведения
Повесть - средний (между рассказом

и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объёму повесть больше рассказа, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.
Роман - большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определённый период времени или в течение целой человеческой жизни.


Жанр произведения     Повесть - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором

Слайд 15Авторская позиция






Точка зрения Ю. Лотмана,
советского литературоведа
Гринёв интересен тем, что способен встать над двумя враждующими мирами.Мысль, которую вложил Пушкин в уста Гринёва,является плодом размышлений всей жизни :
««Молодой человек! – как будто с завещанием обращается к нам Пушкин, - если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».



Авторская позиция

Слайд 16 Способы выражения авторской позиции в произведении А.С. Пушкина « Капитанская дочка»
1.Выбор героев
2.Отношение других

героев
3.Вставные элементы
(сон, сказка)
4.Эпиграфы






5. Портреты
6. Пейзаж
7. Пословицы
8. Поговорки и т.д.
9. Символические образы

Способы выражения авторской позиции в  произведении А.С. Пушкина  « Капитанская дочка»1.Выбор героев2.Отношение других героев3.Вставные

Слайд 17Основная тема произведения А.С. Пушкина « Капитанская дочка»

Первая тема посвящена событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва, в основу произведения легло крупное событие из истории России II половины 18 века – Пугачёвское восстание.
Вторая тема – любовь разных поколений. В повести автор рассказывает о любви Марьи Ивановны и Петра Андреевича, Василисы Егоровны и Ивана Кузьмича.

Основная тема произведения А.С. Пушкина  « Капитанская дочка»     Первая тема посвящена событиям

Слайд 18Проблематика произведения А.С. Пушкина « Капитанская дочка»
1. Проблема чести, долга и

милосердия.
2. Проблема личности в истории.
3. Проблема роли народа в истории.
4. Проблема власти.
5. Проблема семейных ценностей.
6. Проблема нравственного выбора.

Проблематика произведения А.С. Пушкина  « Капитанская дочка» 1. Проблема чести, долга и милосердия. 2. Проблема личности

Слайд 19Эпиграф к произведению А. С. Пушкина « Капитанская дочка»
Незванный гость хуже татарина.
Береги

честь смолоду.
Мирская молва- мирская волна.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Эпиграф к произведению А. С. Пушкина  « Капитанская дочка»Незванный гость хуже татарина.Береги честь смолоду.Мирская молва- мирская

Слайд 20Эпиграф
Береги
честь
смолоду

Эпиграф Береги 				честь       смолоду

Слайд 21ЧЕСТЬ- это…
1) внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души

и чистая совесть;
2) условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое .

ЧЕСТЬ- это… 1) внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть;  2) условное,

Слайд 22Как раскрываются в образах героев проблемы долга и чести?
Долг- перед родителями,

обязанность перед родиной, Отчизной.
Честь- уметь отвечать за свои поступки, сдержать слово, быть честным.
Как раскрываются в образах героев проблемы долга и чести?Долг- перед родителями, обязанность перед родиной, Отчизной.Честь- уметь отвечать

Слайд 24Вывод :
У Петра Гринёва, у Маши Мироновой понятие чести-самопожертвование во имя

другого человека, у Швабрина её нет.
Вывод :У Петра Гринёва, у Маши Мироновой понятие чести-самопожертвование во имя другого человека, у Швабрина её нет.

Слайд 25№4
Что надо понимать?

№4Что надо понимать?

Слайд 26Гринёв Пётр Андреевич

Кадр из фильма «Капитанская дочка» (1958)

Гринёв Пётр АндреевичКадр из фильма «Капитанская дочка» (1958)

Слайд 27 Узайте слово по лексическому значению
Гвардия
Целовальник
Недоросль
Шаматон
Кибитка
Рекрут
Облучок
Циновка

Узайте слово  по лексическому значению Гвардия ЦеловальникНедоросльШаматонКибиткаРекрутОблучок Циновка

Слайд 28Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!...

Пётр Андреевич Гринёв
Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!...

Слайд 29Швабрин Алексей Иванович
Кадр из фильма «Капитанская дочка» (1958)

Швабрин Алексей ИвановичКадр из фильма «Капитанская дочка» (1958)

Слайд 30Маша Миронова
Кадр из фильма «Капитанская дочка» (1958)

Маша МироноваКадр из фильма «Капитанская дочка» (1958)

Слайд 31Маша Миронова – дочь погибшего русского офицера, воплощение высокой нравственности и

чести, способная на поступок, на самопожертвование.
Маша Миронова – дочь погибшего русского офицера, воплощение высокой нравственности и чести, способная на поступок, на самопожертвование.

Слайд 32Угадай героя
1.«Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о

свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что по мнению моему, было верхом благополучия человеческого» (Гринёв)
2. Но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов.( Пугачёв)
3А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека… Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезёт меня в лагерь к злодею.» ( Слова Маши Мироновой)
4.Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серёг…» ( Швабрин)

Угадай героя 1.«Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я

Слайд 33Черты характера
главных героев
Пётр Андреевич Гринёв
Алексей Иванович Швабрин
Мария Ивановна Миронова
Героизм
Милосердие Бесчестие
Прямота

Бескорыстие Честность
Равнодушие Верность Прямодушие Бессердечие Малодушие Хитрость
Благородство
Черты характера главных героевПётр Андреевич ГринёвАлексей Иванович ШвабринМария Ивановна МироноваГероизмМилосердие БесчестиеПрямота Бескорыстие ЧестностьРавнодушие Верность Прямодушие Бессердечие Малодушие

Слайд 34 Ассоциации
Гринёв – благородство, любовь, доброта, честь, смелость, долг.
Маша –

любовь, целомудрие, честь, чистота, верность, благородство, честность.
Швабрин – трусость, предательство, ложь, низость, насилие, властолюбие.
АссоциацииГринёв – благородство, любовь, доброта, честь, смелость, долг. Маша – любовь, целомудрие, честь, чистота, верность, благородство,

Слайд 35Вывод:
ценности и черты характера, к которым нужно стремиться:
долг, честь, благородство,
ум,

доброта, правдивость, честность, преданность,
милосердие.
Вывод: ценности и черты характера, к которым нужно стремиться:долг, честь, благородство,ум, доброта, правдивость, честность, преданность,милосердие.

Слайд 36№5
Что самое главное?

№5Что самое главное?

Слайд 37 Найти соответствие
А) Экспозиция
Б) Завязка
В) Кульминация
Г) Развязка
1)Сцена дуэли со Швабриным
2) Освобождение

Гринёва, женитьба на Маше

3) Детство Петруши в родовом имении

4) Знакомство Гринёва с Машей Мироновой

Найти соответствиеА) ЭкспозицияБ) ЗавязкаВ) КульминацияГ) Развязка1)Сцена дуэли со Швабриным 2) Освобождение Гринёва, женитьба на Маше3) Детство

Слайд 38Композиция произведения А.С. Пушкина « Капитанская дочка»
1. Детство Петруши в родовом имении.
2.

Знакомство Гринёва с Машей Мироновой.
3. Сцена дуэли со Швабриным.
4.Освобождение Гринёва, женитьба на Маше.
Ответы: А)-3
Б)-4
В)-1
Г)-2


Композиция произведения А.С. Пушкина  « Капитанская дочка»1. Детство Петруши в родовом имении.2. Знакомство Гринёва с Машей

Слайд 39Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый

стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом.
А. Пушкин. Капитанская дочка. Глава IV.

Дуэль

Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо

Слайд 40Настоящая преданная любовь Петра Гринёва к Маше Мироновой

Настоящая преданная любовь Петра Гринёва к Маше Мироновой

Слайд 41Вывод :
Настоящая преданность в любви Маши Мироновой и Петра Гринёва

Вывод :Настоящая преданность в любви Маши Мироновой и Петра Гринёва

Слайд 42№6
От чего зависит будущее?

№6От чего зависит будущее?

Слайд 43Емельян Пугачёв
Емельян Пугачёв. Неизвестный художник XVIII века.
Кадр из фильма «Капитанская дочка»

(1958)
Емельян ПугачёвЕмельян Пугачёв. Неизвестный художник XVIII века.Кадр из фильма «Капитанская дочка» (1958)

Слайд 45Пугачёв – бунт, насилие, властолюбие, помощь, щедрость, храбрость, военачальник, долг.

Пугачёв – бунт, насилие, властолюбие, помощь, щедрость, храбрость, военачальник, долг.

Слайд 47Время золотого
века Екатерины Великой

Время золотого века Екатерины Великой

Слайд 49Вывод :Пушкин в «Капитанской дочке» помогает понять, что будущее зависит от

того, что происходит в настоящем.

Вывод :Пушкин в «Капитанской дочке» помогает понять, что будущее зависит от того, что происходит в настоящем.

Слайд 50№7
Что нужно делать?

№7Что нужно делать?

Слайд 51Темы сочинений


1.Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».
2.Образ Пугачева в

повести «Капитанская дочка».
3.«Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.
4.Смысл названия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
5. Мои любимые страницы романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

Темы сочинений 1.Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».2.Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка».3.«Береги честь смолоду».

Слайд 52Вывод :
История позволяет
нам делать выводы,
а литература указывает путь , по

которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку..
Вывод :История позволяет нам делать выводы,а литература указывает путь , по которому надо идти. Это путь милосердия,

Слайд 53
Спасибо за внимание!
Успехов !

Спасибо за внимание!Успехов !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть