Слайд 1Александр Сергеевич Пушкин
6 июня (26 мая)1799- 1837
Слайд 2«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа…»
Н.В.Гоголь
Слайд 3Введение
Пушкин - величайший русский поэт и писатель, человек
новой русской культуры, родоначальник современного русского, литературного языка. Пушкин, как всякий истинный гений, живет в веках.
Он не умирает, а, напротив, не только вообще продолжает жить в национальной памяти, но именно в смены эпох воскресает к новой жизни. Каждая эпоха видит и ценит в нем то, что ей доступно и нужно, и потому новая эпоха может открыть в его духовном образе то, что оставалось недоступным прежним.
Мир пушкинской поэзии - это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.
В своем творчестве поэт обращался к темам любви и дружбы, его волновали проблемы свободы и назначения поэта.
Всю лирику А.С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале.
Слайд 4 Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный
бальзам воздействует на человека. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чистоте, ясности, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.
Признание Пушкина в качестве национального поэта – исторический акт самоидентификации образованного русского общества: отъединенное от своего народа европейской образованностью, а от Европы – принадлежностью к России, оно нашло действенное средство, чтобы считаться, с одной стороны, полноценной частью нации, а с другой – равноправным элементом европейской культуры. Это средство – Пушкин. Весть о Пушкине – великом национальном поэте, дошла и до наших правительств. Пушкинские юбилеи празднуются каждый год. Дошла она и до нашего народа. Сегодня каждый гражданин Российской Федерации знает, что Пушкин – наше всё. И это очень хорошо. Потому что сейчас мифы о гениальных поэтах, выражающих национальное всё, лучше для нации, чем мифы о гениальных вождях.
Слайд 5Детство
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня
(26 мая) 1799 году в Москве.
Отец его, Сергей Львович (1771 -1848 ), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. Служил он в Московском комиссариате. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт.
В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал.
Слайд 6 Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя
не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе. Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки.
Бабушка писала о своем внуке следующее: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймешь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины»
Слайд 7Лицей
В 1811 году Пушкин поступил
в только что открытый Царскосельский лицей - привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Здесь Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, наставниками лицея, а также такими корифеями русской литературы, как Державин, Жуковский, Батюшков, Карамзин.
Кругозор Пушкина в то время расширял П.Чаадаев, оказавшийся в гусарском полку в Царском Селе. Чаадаев был настроен весьма либерально, он вел долгие политические беседы с Пушкиным и сыграл немалую роль в нравственных понятиях Александра. Впоследствии Пушкин посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений.
Слайд 8 В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской,
за что он и получил прозвище "француз". Среди лицеистов проводились пассивные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство.
В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина начиная с 1815 года. Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему Пушкин был обязан и ранним своим безбожием, и склонностью к сатире, которая, впрочем, находилась также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов и от шутливых сатир Батюшкова.
В лицее Пушкина также коснулись новые течения поэзии того времени: "Оссианицизм" и "Барды". К концу пребывания в лицее Пушкин подвергся сильному влиянию новой элегической поэзии, связанной с деятельностью таких французских поэтов, как Парни и Мильвуа. Литературная лицейская слава Пушкина пришла к нему в 15 лет, когда он впервые выступил в печати, поместив в "Вестнике Европы" в июльском номере стихотворение "К другу стихотворцу".
Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года.
Из Лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 в чине коллежского секретаря и определён в Коллегию иностранных дел. Он становится постоянным посетителем театра, принимает участие в заседаниях «Арзамаса», в 1819 вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа», которым руководит «Союз благоденствия» .Не принимая участия в деятельности первых тайных организаций, Пушкин тем не менее связан дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ, пишет политические эпиграммы и стихи «К Чаадаеву» (1818), «Вольность» (1818), «Н. Я. Плюсковой» (1818), «Деревня» (1819). В эти годы он занят работой над поэмой «Руслан и Людмила», начатой в Лицее .Поэма была закончена в мае 1820.
Слайд 9На Юге
Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному
генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений, несовместимых со статусом государственного чиновника. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова.
По пути к новому месту службы Александр Сергеевич заболевает воспалением легких. Для поправления здоровья Раевские вывозят в конце мая 1820 года больного поэта с собой на Кавказ и в Крым. Лишь в сентябре он прибывает в Кишинёв. Новый начальник снисходительно относился к службе Пушкина, позволяя подолгу отлучаться ему и гостить у друзей в Каменке ,выезжать в Киев, путешествовать с И. П. Липранди по Молдавии и наведываться в Одессу (конец 1821). В Кишинёве Пушкин вступает в масонскую ложу «Овидий», о чём сам пишет в своем дневнике.
Позже выходит другая «южная поэма» «Бахчисарайский фонтан» (1824). Поэма получилась фрагментарной, словно таящей в себе нечто недосказанное, что и придало ей особую прелесть, возбуждающую в читательском восприятии сильное эмоциональное поле. Вместе с тем поэт пытается обратиться к российской древности, наметив планы поэм «Мстислав» и «Вадим» , создаёт сатирическую поэму «Гавриилиада» (1821), поэму «Братья-разбойники» (1822). Со временем в Пушкине созрело убеждение (поначалу безысходно трагическое), что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. В таком ключе был начат в мае 1823 в Кишинёве роман в стихах «Евгений Онегин»
Пока же в июле 1823 года Пушкин добивается перевода по службе в Одессу в канцелярию графа Воронцова. Именно в это время он сознаёт себя как профессиональный литератор, что предопределилось бурным читательским успехом его произведений. Интрижка с женой начальника и неспособность к государственной службе приводит к тому, что поэт подаёт прошение об отставке. В результате в июле 1824 года отстранён от службы и направлен в псковское имение Михайловское под надзор родителей.
Слайд 10Михайловское
Несмотря на тяжёлые переживания,
первая Михайловская осень была плодотворной для поэта. Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», где формулирует своё профессиональное кредо, «К морю» — лирическое раздумье о судьбе человека эпохи Наполеона и Байрона, о жестокой власти исторических обстоятельств над личностью, поэму «Цыганы» (1827), продолжает писать роман в стихах. Осенью 1824 г. он возобновляет работу над автобиографическими записками, брошенную в самом начале в кишинёвскую пору, и обдумывает сюжет народной драмы «Борис Годунов» (1825), пишет шуточную поэму «Граф Нулин».
В 1825 году встречает в соседнем имении Тригорском Анну Керн, которой посвящает стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». В конце 1825 — начале 1826 года завершает пятую и шестую главы романа «Евгений Онегин», которые в то время ему представляются как окончание первой части произведения. В последние дни Михайловской ссылки поэт пишет стихотворение «Пророк».
Слайд 11Болдино
Пушкин чувствует необходимость
житейских перемен. В 1830 году повторное его сватание к Наталье Николаевне Гончаровой, 18-летней московской красавице, было принято, и осенью он отправляется в нижегородское имение своего отца Болдино для вступления во владение близлежащей деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе. Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью, наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» ,последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений.
18 февраля (2 марта) 1831 венчается с Натальей Гончаровой в московской церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. Пушкину — 31 год, Натали — 18… При обмене колец кольцо Пушкина упало на пол. Потом у него погасла свеча. Он побледнел и сказал: «Все — плохие предзнаменования!».
Слайд 12 Весной того же года переселяется с женой в
Петербург, сняв на лето дачу в Царском Селе. Здесь Пушкин пишет «Письмо Онегина», тем самым окончательно завершая работу над романом в стихах, который стал его «спутником верным» на протяжении восьми лет жизни.
С начала 1830-х годов проза в творчестве Пушкина начинает превалировать над поэтическими жанрами. «Повести Белкина» (1831) успеха не имели. Пушкин замышляет широкое эпическое полотно, роман из эпохи пугачёвщины с героем-дворянином, перешедшим на сторону бунтовщиков. Замысел этот на время оставляется из-за недостаточных знаний той эпохи, и начинается работа над романом «Дубровский» (1832—33), герой его, мстя за отца, у которого несправедливо отняли родовое имение, становится разбойником. Хотя сюжетная основа произведения почерпнута Пушкиным из современной жизни, в ходе работы роман всё больше приобретал черты традиционного авантюрного повествования с нетипичной в общем-то для русской действительности коллизией. Возможно, предвидя к тому же непреодолимые цензурные затруднения с публикацией романа, Пушкин оставляет работу над ним, хотя роман был и близок к завершению. В 1833 г. предпринимает поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачёвщине. Пушкин едет через Нижний Новгород, Казань и Симбирск на Оренбург, а оттуда на Уральск, вдоль древней реки Яик.
7 января 1833 года Пушкин был избран членом Российской академии одновременно с П. А. Катениным, М. Н. Загоскиным, Д. И. Языковым и А. И. Маловым.
Осенью 1833 года он возвращается в Болдино. Теперь Болдинская осень Пушкина вдвое короче, нежели три года назад, но по значению она соразмерна Болдинской осени 1830 года. За полтора месяца Пушкин завершает работу над «Историей Пугачёва» и «Песнями западных славян», начинает работу над повестью «Пиковая дама», создаёт поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение в октавах «Осень».
Слайд 13Петербург
В ноябре 1833 Пушкин возвращается в Петербург, ощущая
необходимость круто переменить жизнь и прежде всего выйти из-под опеки двора.
Накануне 1834 года Николай I производит своего историографа в младший придворный чин камер-юнкера. Единственным выходом из двусмысленного положения, в котором оказался Пушкин, было добиться немедленной отставки. Но семья росла (у Пушкиных родилось четверо детей: Мария, Александр, Григорий и Наталья), светская жизнь требовала больших расходов, последние же книги Пушкина вышли более года назад и большого дохода не принесли, исторические занятия поглощали всё больше времени, жалование историографа было незначительным, и только царь мог разрешить издание новых произведений Пушкина, которые могли бы упрочить его материальное положение. Тогда же была запрещена поэма «Медный всадник». Чтобы как-то выйти из срочных долгов, Пушкин в начале 1834 быстро дописывает другую, прозаическую петербургскую повесть, «Пиковую даму» и помещает её в журнале «Библиотека для чтения», который платил Пушкину незамедлительно и по высшим ставкам. Она была начата в Болдине и предназначалась тогда, по-видимому, для совместного с В. Ф. Одоевским и Н. В. Гоголем альманаха «Тройчатка».
В 1834 Пушкин подаёт в отставку с просьбой сохранить право работы в архивах, необходимое для исполнения «Истории Петра». Просьба об отставке была принята, работать в архивах ему было запрещено. Пушкин был вынужден прибегнуть к посредничеству Жуковского, чтобы урегулировать конфликт. За лояльность ему была выдана испрошенная ранее денежная ссуда в счёт пятигодичного жалованья.
Слайд 14
Эта сумма не покрывала и
половины долгов Пушкина, с прекращением выплаты жалованья приходилось надеяться только на литературные доходы. Но профессиональный литератор в России был слишком необычной фигурой. Доход его зависел от читательского спроса на произведения. В конце 1834 — 1835 вышло несколько итоговых изданий произведений Пушкина: полный текст «Евгения Онегина» (в 1825), собрания стихотворений, повестей, поэм — все эти книги расходились с трудом. Критика уже в полный голос говорила об измельчании таланта Пушкина, о конце его эпохи в русской литературе. Две осени — 1834 (в Болдине) и 1835 (в Михайловском) были менее плодотворны. В третий раз поэт приезжал в Болдино осенью 1834 г. по запутанным делам имения и прожил там месяц, написав лишь «Сказку о золотом петушке». В Михайловском Пушкин продолжал работать над «Сценами из рыцарских времен», «Египетскими ночами», создал стихотворение «Вновь я посетил».
Слайд 15«Современник»
В этих условиях он находит
выход, разом решающий многие проблемы. Он основывает журнал, названный «Современником». В нём печатались произведения Николая Гоголя, Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского.
Тем не менее читательского успеха журнал не имел: к новому типу серьёзного периодического издания, посвящённого актуальным проблемам, трактуемым по необходимости намёками, русской публике предстояло ещё привыкнуть. У журнала оказалось всего 600 подписчиков, что делало его разорительным для издателя, так как не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части, анонимными.
В четвёртом томе «Современника» был, наконец, напечатан роман «Капитанская дочка».
Слайд 16Гибель
В ноябре 1836 года развился конфликт
поэта с поручиком Геккереном (Дантесом), принятым на службу в русскую гвардию по письменной рекомендации императору Николаю I герцогини Беррийской (жена второго сына Карла X), поднявшей ранее вандейское восстание (1832 год), и введённым в светское общество Петербурга усыновившим его нидерландским посланником (министром) бароном Луи Геккереном. Ссора, причиной которой была оскорблённая честь Пушкина, привела к дуэли, непосредственным поводом которой было оскорбительное письмо Пушкина посланнику Луи Геккерену в январе следующего года.
27 января на дуэли поэт был смертельно ранен в бедро; пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным.
Александр Пушкин похоронен на кладбище Святогорского монастыря Псковской губернии (в пяти верстах от села Михайловское)
Слайд 17Великие люди о Пушкине
«При имени Пушкина
тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла»
Н. ГОГОЛЬ
Слайд 18
«Пушкин как нельзя более
национален и а то же время понятен для иностранцев. Он редко подделывается под народный язык русских песен, он выражает свою мысль такой, какой она возникает у него в уме. Как все великие поэты, он всегда на уровне своего читателя: он растёт, становится мрачен, грозен, трагичен; его стих шумит, как море, как лес, волнуемый бурею, но в то же время он ясен, светел, сверкающ, жаждет наслаждений, душевных волнений. Везде русский поэт реален, - в нём нет ничего болезненного, ничего из той преувеличенной психологической патологии, из того абстрактного христианского спиритуализма, которые так часто встречаются у немецких поэтов. Его муза - не бледное существо, с расстроенными нервами, закутанное в саван, это - женщина горячая, окружённая ореолом здоровья, слишком богатая истинными чувствами, чтобы искать воображаемых, достаточно несчастная, чтобы не выдумывать несчастья искусственные»
А. ГЕРЦЕН
Слайд 19 «Он дал окончательную обработку нашему языку, который
теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни.»
И. ТУРГЕНЕВ
Слайд 20 «Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него
разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, "Приятным и полезным препровождением времени" для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель.»
Н.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Слайд 21 «Чувство красоты развито у него до
высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко...»
Л. ТОЛСТОЙ
Слайд 22 «Пушкин - природа, непосредственно действующая самым
редким своим способом: стихами. Пушкину никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением, - и это оставшееся вдохновение, не превращенное прямым образом в данное произведение и всё же ощущаемое читателем, действует на нас неотразимо. Истинный поэт после последней точки не падает замертво, а вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою…»
А. ПЛАТОНОВ
Слайд 23Мотивы дружбы в лирике А.С.Пушкина
Стихотворения, посвященные дружбе, занимают
огромное место в творческом наследии Пушкина. Неразрывна их связь с обстоятельствами личной жизни поэта, с его счастливыми и беззаботными лицейскими годами.
Читая стихи Пушкина, мы невольно попадаем под обаяние не только его изумительного поэтического дара, но и других высоких и прекрасных талантов, среди которых есть особый - талант дружбы. Вся его поэзия воспринимается как восторженный гимн этому прекрасному чувству.
С годами круг друзей расширяется. Это поэты, писатели, воины, художники, музыканты и, конечно же, лучшие люди эпохи с трагической и славной судьбой – декабристы.
Чувство дружбы, вынесенное из Лицея, одушевляло поэта всю жизнь. Но с годами представление о дружбе менялось.
Через всю жизнь он проносит дружбу с А. Дельвигом, И. Пущиным, В. Кюхельбегом.
Слайд 24Лицейский период(1811-1817)
Истоки понимания дружбы берут начало в
счастливых лицейских годах, когда он впервые проникся духом братства и товарищества, когда встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь.
Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе, — "Пирующие студенты"(1814). Когда читаешь эти искрящиеся юмором и весельем строчки, с трудом веришь, что они принадлежат пятнадцатилетнему поэту. С удивительной легкостью набрасывает он шутливые портреты друзей, собравшихся у праздничного стола, акцентируя внимание на смешных черточках их характера.
Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой лежишь,
Латынью усыпленной.
…………………………………..
Писатель, за свои грехи
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!
Слайд 25Петербургские годы(1817-1820)
Соединение интимного чувства дружбы, равно как
и любви, с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении "К Чаадаеву"(1818). Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, но как друга, что подчеркнуто обращениями типа: "мой друг", "товарищ, верь..."
Пока свободою горим,
Пока сердца для чети живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительно счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
В этот же период Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы "третьим компонентом" в ряду "любовь и тайная свобода".
В стихотворении "Послание к кн. Горчакову"(1819):
"младых повес счастливая семья, где ум кипит, где в мыслях волен я", дружеское общение становятся как бы почвой этой свободы.
Слайд 26Южный период(1820-1824)
Пушкин уезжает в южную
ссылку, где оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна.
Его не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречен на разлуку:
В изгнанье скучном, каждый час
Гор завистливым желаньем,
Я к вам лечу воспоминаньем,
Воображаю, вижу вас…
( Из письма к Я.Я.Толстому,1821)
Пушкин вспоминает о времени, проведенном в Петербурге среди друзей, связанных с обществом декабристов:
Горишь ли ты, - лампада наша,
Подруга бдений и пиров?
Кипишь ли ты, златая чаша,
В руках веселых остряков?
( Из письма к Я.Я.Толстому,1821)
Дружескую переписку Пушкин не прерывает в течение всей ссылки:
Друг Дельвиг, мой парнасский брат.
Твоей я прозой утешен,
Но признаюсь, барон, я грешен
Стихам я больше был бы рад.
(«Дельвигу»,1821)
Слайд 27Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я
Лазурь чужих небес, полдневные
края;
Ни музы, ни труды, ни радость досуга,
Ничто не заменит единственного друга.
(«Чаадаеву»,1821)
В этот период творчества поэт пишет стихотворение «Друзьям», в котором показывает пир друзей, пир жизни, пир молодости, которая проходит:
Вчера был день разлуки шумной,
Вчера был Вакха буйный пир,
При кликах юности безумной,
При громе чаш, при звуке лир.
(«Друзьям»,1822)
Слайд 28Позднее творчество (кон.1820- нач.1830)
В этот период творчества А.С.Пушкин
пишет стихотворение «19 октября».
Этот поэтический шедевр, написанный в 1825 году, посвящен годовщине открытия Лицея. Начальные строки стихотворения овеяны грустью. И это естественно. Осень — это пора увядания природы, которую особенно тонко чувствовал поэт.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Это настроение усугубляется мрачными личными обстоятельствами: поэт находится в ссылке, он несвободен и даже лишен возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но мыслями, душой он был с ними.
Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему...
Кому <ж> из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
(«19 октября»,1825)
Слайд 29 Меняется пафос дружеской лирики; все больше потерь в
тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы, например такой любимый мотив Пушкина, как мотив пира:
Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле,
Они разбросанные спят —
Кто здесь, кто там на ратном поле,
Кто дома, кто в земле чужой,
Кого недуг, кого печали
Свели во мрак земли сырой,
И надо всеми мы рыдали.
(«Чем чаще празднует Лицей»,1831)
25-той годовщине лицея Пушкин посвящает стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…»(1836). Начало стихотворения возвращает поэта к беззаботной лицейской поре, запечатленной им много лет назад в «Пирующих студентах»(1814). Но как переменились участники праздничного застолья!
Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,…
…И реже смех средь песен раздается
И чаще мы вздыхаем и молчим.
Пушкин сопоставляет начало жизни с её беспечностью и наивностью и зрелостью с ее горьким опытом. Время неумолимо. Оно меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узлы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей.
Пушкинские стихи о дружбе даровали поколению бессмертие. Читатель задумывается о том, как много значит в жизни человека дружба, каким щедрым и терпимым ты должен быть, чтобы и твою жизнь озарило такое сильное и прекрасное чувство.
Слайд 30Адресаты
И.И.Пущин (1798-1859)
Декабрист, лицейский товарищ Пушкина, один из самых близких его друзей. Прапорщик лейб-гвардии Конной артиллерии, с 1822 поручик, с 1823 судья в Московском надворном суде. Участник "Священной артели", член "Союза спасения", "Союза благоденствия", "Северного общества". Принадлежал к наиболее революционному крылу декабристов, был приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней каторгой. С 1826 - в Шлиссельбургской крепости, с 1828 - в Нерчинских рудниках, в 1839-56 - на поселении в Туринске, Ялуторовске.
Знакомство Пущина и Пушкина состоялось во время приемных экзаменов в Лицей. "Со светлым умом, с чистой душой, - говорит о нем один из современников, - с самыми благородными намерениями, он был в Лицее любимцем всех товарищей".
В 1827 Пушкин через А. Г. Муравьеву послал ссыльному Пущину в Читу стихотворение "Мой первый друг, мой друг бесценный".
Слайд 31 В.К.Кюхельбекер (1797-1846)
Родился
В.К. Кюхельбекер в 1797 году, в дворянской семье немецкого происхождения, уже значительно обрусевший ко второй половине 18 века. Это был поэт, страстный, неудержимый в своих порывах, поэт, хотя и лишенный иногда чувства меры и художественного такта… Будущее показало, что поэтический дар не напрасно согревал его восторженное, чувствительное сердце.
Приговором верховного суда Кюхельбекеру была назначена смертная казнь, замененная впоследствии двадцатилетними каторжными работами.
Поэта продержали в крепостях, в одиночном заключении, около 10 лет, а затем выслали в Сибирь, где он и жил долгие годы, борясь с нищетой, не прерывая литературных занятий. Полуоглохший, полуслепой, он умер в Тобольске 11 августа 1846 года
Слайд 32 А.А. Дельвиг (1798-1831)
Жизнь Дельвига не была богата "романтическими приключениями". Более того, она могла показаться будничной, обычной. Предки его происходили из немецкого остзейского дворянства, но родная семья была уже чисто русской, а сам он познакомился с немецким языком только в Лицее. Титул "барон", доставшийся ему по наследству, и друзьями, и им самим воспринимался скорее иронически, чем всерьез.
По окончании Лицея Дельвиг, выпущенный одним из последних по успехам ,служил на мелких должностях сначала по министерству финансов, потом перешел в Публичную библиотеку под начальство И.А.Крылова, а затем и вовсе покинул службу, решив всецело отдаться литературным занятиям.
К 1820 году Дельвиг стал частым участником журналов, альманахов. Его стихи нравились своей непосредственностью, задушевностью и тонким изяществом формы. Но носили они все же оттенок домашности, камерности и, казалось, предназначались только для тесного дружеского круга.
Слайд 33 Н.М. Языков ( 1803- 1846)
Родился 4 марта в Сибирской губернии в богатой помещичьей семье. Получил хорошее домашнее образование.
Для продолжения образования едет в Дерпт, где в течение семи лет учится на философском факультете университета (1822-29). В совершенстве овладевает немецким языком, приобретает глубокие познания в истории, политэкономии. Во время наездов в Петербург знакомится сначала с Дельвигом и Рылеевым, позже с Пушкиным. Стихи Языкова публикуются в разных журналах и газетах. Годы, проведенные в Дерпте, - наиболее плодотворный период его творчества. Он быстро завоевал репутацию самобытного поэта, выразителя взглядов передовой дворянской молодежи.
В 1831 поступил на службу в Межевую канцелярию, но в 1833 вышел в отставку. В 1838 в результате резкого ухудшения здоровья едет лечиться за границу. Возвращается в 1843 и живет в Москве. Выходят два его поэтических сборника (1844,1845).
26 декабря 1846 Н.Языков умер.
Слайд 34Анализ стихотворения «К Чаадаеву»
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные
забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
(1818)
Жанр этого стихотворения - дружеское послание.
Оно адресовано другу Чаадаеву. Пушкин познакомился с ним в 1816 году. Если поэт еще учился в лицее, то Чаадаев закончил Московский Университет, после поступил на военную службу, участвовал в Отечественной войне. Несмотря на разницу жизненного опыта, у них было много общего. Дружбу с Чаадаевым Пушкина называл «счастьем» и высоко ценил его.
В этом стихотворении поэт призывал своего друга Отчизне посвятить «души прекрасные порывы»
Он обращается к Чаадаеву не только как к политическому единомышленнику, но и как к другу, что подчеркнуто обращениями: «мой друг», «товарищ, верь»
В конце стихотворения Пушкин открыто говорит о том, каким ему видится будущее родины. Здесь патриотизм Пушкина неразрывно связан с революционным служением ей.
В стихотворении присутствуют метафоры: «в нас горят еще желанья», «пока свободою горим, пока сердца для чести живы», «звезда пленительного счастья»;
Эпитеты: «вольность святая», «нетерпеливою душой».
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, перекрестной и опоясывающей рифмами.
Слайд 35Анализ стихотворения «Разлука»
Это стихотворение обращено
к Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру. Написано стихотворение в последние дни совместной жизни в лицее.
А.С.Пушкин завещает своему другу не предавать идеалов молодости, оставаться верным искусству.
В первых строках автор выражает свою печаль по поводу разлуки с милым другом, затем от чистого сердца желает Кюхельбекеру всего хорошего, а в конце заверяет его в своей преданности и верности: «Святому братству верен я». Стихотворение проникнуто дружбой и искренностью.
Автор использует метафору: «моим стихам внимает наш пенат»;
Олицетворение: «И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине».
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с опоясывающей и перекрестной рифмами.
В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
Прошли лета соединенья;
Разорван он, наш верный круг.
Прости! Хранимый небом,
Не разлучайся, милый друг,
С свободою и Фебом!
Узнай любовь, неведомую мне,
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья! (1820)
Слайд 36Заключение
Пушкинские стихи о дружбе даровали его поколению бессмертие,
создали идеал, к которому мы невольно стремимся, может быть, впервые в жизни задумавшись о том, как много значит в жизни человека дружба, каким щедрым и терпимым ты должен быть, чтобы и твою жизнь озарило только сильное и прекрасное чувство.
Любовь, дружба и поэзия были для Пушкина главными ценностями человеческой жизни. Но если любовь и поэзия принадлежат, прежде всего, миру интимных, личных переживаний, то дружба - чувство, которое требует открытости к другому человеку, постоянного диалога.
Подросток, лишенный семейного тепла, нашел замену родовому очагу в другой семье - лицее. Здесь жизнь подарила Пушкину радость душевной, человеческой близости, понимания и сочувствия. Слово «братство» не раз встречается в лирике поэта - оно очень точно передает пушкинское ощущение сложившихся отношений.
Поэтому лицейская тема приобретает у Пушкина особый характер. Это диалог, но диалог не с читателем, а с близкими людьми. Лицейский круг для Пушкина был, прежде всего, миром внутренней свободы, раскрепощения личности. Здесь человек может быть самим собой, не опасаясь ни непонимания, ни осуждения.
Уважение к личности товарища - главная черта лицейского братства. Принимая и понимая друг друга, люди утрачивают способность к зависти, учатся дорожить другим человеком и доверять ему. Отсюда искреннее желание счастья своим друзьям, которое постоянно встречается в лирике Пушкина.
Слайд 37 И все же еще более характерны для лицейской
темы два противоположных чувства: радость и печаль. Пушкин счастлив тем, что нашел в своей жизни верных товарищей, и он же постоянно тревожится, что судьба разведет их в разные стороны. «Разлука ждет нас у порога, зовет нас света дальний шум...» пишет Пушкин перед выпуском. Но при этом его не покидает уверенность в том, что друзья сумеют сохранить верность своему братству. Уже тогда тема лицейских годовщин возникает в его творчестве. «Всякий год» клянется Пушкин вспоминать лицей.
Это обещание поэт сдержал и не раз отметил лицейскую годовщину - день 19 октября. Шли годы. Ничто из духовного запаса, накопленного в Лицее, не исчезло из души поэта. По-прежнему шесть лет, прожитых в Царском Селе, оставались для Пушкина «прекрасными». Верность дружбе, искреннее желание счастья старым товарищам снова и снова встречаются в его лирике. Но все сильнее становится ощущение беспощадной силы времени, постепенно разрушающей братский союз.
Смерть, ссылка, душевное охлаждение - постоянные «вестники» этого разрушения.
Пушкин до конца сохраняет веру в то, что и он, и его товарищи сумеют отстоять перед лицом жизни «прекрасных лет первоначальны нравы». Лицейский круг остается для него «островом» человечности, порядочности и доброты в мире эгоизма. В этом кругу свято слово «честь», здесь умеют хранить то лучшее, что дарит человеку пора юности.
« И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…». Одно из этих «добрых чувств»- чувство дружбы, которое так хорошо ему удалось показать в своих стихотворениях.
Подводя итог, можно сказать, что друзья Пушкина - действительно были «друзьями его души» и он сам являлся «другом их души». Более того, каждый настоящий друг давал Пушкину что-то новое, а некоторые друзья имели огромное влияние на поэта. Да и у самого Пушкина было чем поделиться с «друзьями его души».
Слайд 38Используемая литература
book-read.ru И.Новиков «Пушкин на Юге»
Ю.Нагибин «Пушкин на юге»
Е.Муза «Друзья души моей»
П.Щеголев «Дуэль и смерть Пушкина»
pushkin.299.ru
ruslibrary.ru
aspushkin.ru
poetry-pushkin.ru
pushkin.niv.ru
pushkin-art.ru