Слайд 1Песня как жанр лирики.
А.В.Кольцов «Песня пахаря»
Урок литературы в 6 классе
Слайд 3Литературный род – группа литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков.
Слайд 4Лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний,
мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека.
Характерная особенность – стихотворная речь, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер. Лирический герой – от его имени передаются чувства, мысли.
Слайд 8Анализ стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»
Стр.130, задание – 1
Пахарь в стихотворении А.В.Кольцова
вышел в поле только пахать и боронить, а в песне описывает всю жизнь хлебного поля – от восходов до жатвы, словно читает заклинание для того, чтобы собрать хороший урожай.
Слайд 9Анализ стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»
Стр.130, задание – 2
Стихотворение пронизано яркими, радостными
чувствами. Это помогают понять восклицательные знаки – их в стихотворении 10. Пахарь – простой человек, довольный своей работой, своей жизнью. Лирический герой этого стихотворения радуется очень простым и понятным всем вещам: разгорающейся заре, кипящей в поле работе. Крестьянин очень весел – становится понятно, что пашня – его стихия, ведь ему приятно сеять хлеб, работая в поте лица ранним утром. Герой стихотворения надеется на хороший урожай, тихо молясь во время работы.
Слайд 10Анализ стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»
Какова тема и идея стихотворения?
Тема стихотворения –
труд крестьянина во время пахоты. Автор показывает современному человеку работящего пахаря, который встаёт до рассвета, чтобы получить осенью урожай. Идея же стихотворения заключается в другом: автор заставляет читателя поразмыслить над жизнью крестьян, над их работой. Работа как источник радости, как праздник – вот главная мысль стихотворения!
Слайд 11Анализ стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»
Какие эпитеты и для чего использует автор?
В
стихотворении автор использует очень живописные эпитеты: «сырую землю», «весело я лажу», «колыбель святую», «золотые ткани», «с тихою молитвой». Благодаря им мы ясно представляем красоту живой природы, разделяем радость крестьянина , любуясь его работой в своём воображении.
Слайд 12Анализ стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»
Кольцов использует яркие метафоры, чтобы читатель увидел
мир глазами лирического героя, понял его чувства: «красавица зорька в небе загорелась», «зёрнышку сготовим колыбель святую».
Какие метафоры и для чего использует автор?
Слайд 13Анализ стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»
Какие олицетворения и для чего использует автор?
Также мне очень понравились олицетворения: «из большого леса солнышко выходит», «его вспоит, вскормит мать земля сырая», «вырастет и колос, станет спеть, рядиться в золотые ткани». Все они показывают , что и солнышко, и земля, и колос – живые, олицетворения помогают представить и прекрасное солнце, и холодную землю, и растущий в поле колос, ведь крестьянин един с природой , так же старается почувствовать это и читатель.
Слайд 14Анализ стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»
Почему в стихотворении нет сравнений и гипербол?
В
стихотворении нет сравнений, потому что автору ни с чем не сравнить природу, красоту пашни. Невозможно найти что-то прекраснее яркой, свежей зари на фоне ещё только светлеющего неба. Каждый человек невольно остановится и представит себе эту живописнейшую картину. У автора нет и гипербол, так как нечего преувеличивать в и так великой красоте природы.
Слайд 15Анализ стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»
Какова роль повторов в стихотворении?
Зато в стихотворении
присутствует много повторов: «Ну! тащися, сивка», «Весело…Весело…Весело…», «Выйдет в поле травка». Автор показывает нам, как крестьянин погоняет лошадь, как сам радуется, как представляет себе будущий урожай. Во время пахоты он постоянно подбодряет и себя и лошадь, даёт ей и себе новые силы, ощущая себя одновременно и хозяином и слугой, причём слово слуга ставит первым: «Я сам-друг с тобою, слуга и хозяин».
Слайд 16Анализ стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»
Определите размер стиха. (ямб - -;
хорей - -; сколько стоп).
«Песня пахаря» написана трёхстопным хореем, поэтому звучит одновременно и энергично, и плавно, она звучит напевно, подобно балладе, но с простою, народною окраской, как настоящая народная песня. Четырёхстишная строфа – катрен – помогает воспринимать стихотворение как народную песню, весёлую и приятную для читателя.
Слайд 17Анализ стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»
Ваше впечатление от прочитанного стихотворения.
Поэт создал действительно
потрясающее стихотворение, потому что глубоко задел душу читателя, заставил его задуматься. Я почувствовала, что автор писал «Песню пахаря» действительно от всего сердца, вкладывая в стихотворные строки свои радости и горести, представляя крестьянина так, как видела всех людей из народа его душа. Мне было очень приятно вдумчиво прочитать и проанализировать стихотворение такого гениального автора, как А.В.Кольцов.
Слайд 18Домашнее задание.
Стр. 128 – 130 выразительное чтение или стр.131 – задание
2.