Презентация, доклад по литературе Маяковский. Во весь голос

Содержание

Нет людей,Понимаетекрик тысячедневных мук?Душа не хочет немая идти,А сказать кому?«Надоело»

Слайд 1Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь

поэта-гражданина.
Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.

Слайд 2Нет людей,
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
А сказать кому?
«Надоело»

Нет людей,Понимаетекрик тысячедневных мук?Душа не хочет немая идти,А сказать кому?«Надоело»

Слайд 3«Маяковского ведут массы…, это гений масс, потому что и он их

ведет. Маяковского ведет история, он ведущий и ведомый.
Маяковский начал с явления себя миру: с показа, с громогласия… Маяковский ничего не боялся, стоял и орал, и чем громче орал – тем больше народу слушало…
Первый в мире поэт масс. Первый русский поэт-оратор.
Маяковский неустанно что-то в мозги вбивает, чего-то от вас добивается – какими угодно средствами, вплоть до грубейших, неизменно удачных. Маяковского нужно вместе читать… всем залом. Всем веком».
М. Цветаева
«Маяковского ведут массы…, это гений масс, потому что и он их ведет. Маяковского ведет история, он ведущий

Слайд 4При жизни Маяковского вышло 100 книг. Маяковского упрекали в том, что

он пишет не поэзия. «Во весь голос» – это ответ. Надежда, если современники не поняли, потомки поймут. «Во весь голос» – вступление к ненаписанной поэме о пятилетке.
При жизни Маяковского вышло 100 книг. Маяковского упрекали в том, что он пишет не поэзия. «Во весь

Слайд 7Словарь:
ярый враг воды сырой – при вспышке холеры Маяковский, работая в

«Окнах РОСТА», агитировал не пить сырой воды очки-велосипед – круглые очки без душек ассенизатор – тот, кто удаляет и обезвреживает нечистоты водовоз – в значении, что вода – это то, что жизненно необходимо человеку «засадила садик мило» – строчка из популярной в те годы песни «Сама садик я садила, сама буду поливать» «кудреватые митрейки, мудреватые кудрейки» – молодые в те годы поэты Митрейкин и Кудрейкин, принадлежащие группе литераторов, которых Маяковский неоднократно критиковал за эстетство. «тара-тина, тара-тина» – строка из стихотворения «Цыганский вальс на гитаре» агитпроп – отдел массовой агитации, пропаганды и партпросвещения, существовавший до 1930 года при местных комитетах партии ЦКК – центральная контрольная комиссия, партийный орган, избиравшийся съездом ВКП (б) провитязь –окказионализм Маяковского, образованный от слов «провидец» и «витязь» водопровод, сработанный рабами Рима – имеется в виду водопроводная система Рима – акведуки – является архитектурным памятником античности из Леты выплывут – Лета – в древнегреческой мифологии река забвения (утрата памяти) в подземном царстве
Словарь:ярый враг воды сырой – при вспышке холеры Маяковский, работая в «Окнах РОСТА», агитировал не пить сырой

Слайд 8О чем это произведение?
(– О времени, об эпохе. О времени

«бряцания боев», «когда под пулями у нас буржуи бегали», «года труда и дни недоеданий» – Об эстетических взглядах Маяковского – О поэте и поэзии, об авторе.)
2. Кто является лирическим героем стихотворения? (Образ автора во многом тождественен лирическому герою. Это одна из граней самого Маяковского.)
3. В какой форме написано произведение? (Разговор с предполагаемым собеседником.)
4. В каких стихотворениях поэта мы уже встречались с подобной формой? («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».)
О чем это произведение? (– О времени, об эпохе. О времени «бряцания боев», «когда под пулями у

Слайд 9К кому обращается Маяковский в данном произведении? Приведите примеры.
(К потомкам:
«Уважаемые товарищи

потомки!» «Слушайте, товарищи потомки!» «Потомки, словарей проверьте поплавки». «Я человек решительный, я хочу поговорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем. Поэтому я обращаюсь непосредственно к потомкам в своей поэме, которая называется «Во весь голос».
В.В. Маяковский. Выступление в Доме комсомола Красной Пресни. 1930)
К кому обращается Маяковский в данном произведении? Приведите примеры.(К потомкам:«Уважаемые товарищи потомки!» «Слушайте, товарищи потомки!» «Потомки, словарей

Слайд 10Как вы думаете, почему поэму с грандиозным замыслом, обращенную к грядущим

поколениям, поэт начинает с грубовато-фамильярных, а то и просто грубых выражений? Против каких явлений в поэзии он выступает?
(Автору важно предостеречь потомков от высокомерно-пренебрежительного подхода к социальной поэзии, который усвоили его современники («певец воды кипяченой и ярый враг воды сырой»).
Маяковский усугубляет резкость оценок своего творчества, вводя грубые самохарактеристики. Он как бы говорит: «Да, я был певцом воды кипяченой, так как во время голода и эпидемий это занятие приобретает великий смысл на пути к счастливому будущему». Вспомните работу в «Окнах РОСТА».
Время давало Маяковскому социальный заказ, и поэт не чурался никакой работы, если считал, что она поможет строительству социализма. В предсмертной записке Маяковский напишет: «Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил». Чтобы избежать кривотолков, поэт рассказывает «о себе сам». Маяковский отстаивает свою дерзкую, независимую и даже вызывающую поэзию. Автор использует будничную разговорную речь. Это не стилизация «под простонародность», таким образом поэт разрушает штампы и стереотипы. В борьбе с пороками Маяковский не боялся прибегнуть к антиэстетическим чувствам. Неэстетический образ поэта-ассенизатора укладывается в эстетическую систему Маяковского. Поэт смело вводит в поэзию слова и выражения вульгарного стиля. Уже с первых лет революции поэт заявлял, что поэт революции должен быть «активным борцом», не гнушаться никакой черной работы, если эта работа полезна. «Поэт тот, кто полезен». Еще в предреволюционные годы Маяковский заявил со всей определенностью: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». В статье 1926 года «Как делать стихи» Маяковский писал: «Наша постоянная и главная ненависть обрушивается на романсово-критическую обывательщину».
Как вы думаете, почему поэму с грандиозным замыслом, обращенную к грядущим поколениям, поэт начинает с грубовато-фамильярных, а

Слайд 11Как утверждает себя Маяковский? Какой прием использует Маяковский, называя бесполезную поэзию

«бабой капризной», а свою – «фронтом»?
Маковский утверждает себя от противного, используя антитезу.)
Антитеза: садик-фронт. Возникает параллель: «поэзия – боец» Стихи Маяковского не «ласкающие ушко», а сражающиеся.
Маяковский и в раннем творчестве сравнивал поэзию с оружием.
Поэма «Облако в штанах»: «Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе» Стихотворение «Домой» – «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо» Стихотворение «Господин народный артист» «И песня, и стих – это бомба и знамя»
Как утверждает себя Маяковский? Какой прием использует Маяковский, называя бесполезную поэзию «бабой капризной», а свою – «фронтом»?

Слайд 12С какой интонацией говорит о поэзии Кудрейкиных-Митрейкиных
Какие изобразительные средства использует

автор поэмы «Во весь голос» в центральной части произведения, когда говорит о своих стихах?
(Центральная часть поэмы – парад строк. Стихи – солдаты. Автор использует метафоры и развернутые метафоры. Стать воином потребовала эпоха. Фразеологизм «революцией мобилизованный и призванный» создает образ поэта-солдата революции. Это повлекло за собой целю цепь ассоциаций:
«строчечный фронт» «парад войск» «жерла заглавий» «кавалерия острот» «пики рифм»
Стих для Маяковского обретает силу лишь тогда, когда он становится «оружием класса, оружие революции»
С какой интонацией говорит о поэзии Кудрейкиных-Митрейкиных Какие изобразительные средства использует автор поэмы «Во весь голос» в

Слайд 13В критике особенно много споров вызывали строки Маяковского:
«И мне агитпроп в зубах навяз, и

мне бы строчить романсы на вас – доходней оно и прелестней. Но я себя смирял, становясь на горло собственной песне»
Некоторые считали, что Маяковский все годы, прожитые им при советской власти, фальшивил, ломал себя, «убивал в себе поэта». Как думаете вы? Да и сам поэт говорил: «Мне наплевать на то, что я поэт. Я не поэт, а прежде всего поставивший свое перо в услужение, заметьте – в услужение, сегодняшнему часу, настоящей действительности и проводнику ее – советскому правительству и партии»
Не надо слово «смирял» понимать, что он делал не то, во что верил, что думал, что чувствовал.
Нет, роль «агитатора-горлана-главаря» была избрана им абсолютно добровольно и отвечала убеждениям Маяковского.
В критике особенно много споров вызывали строки Маяковского:«И мне агитпроп в зубах навяз, и мне бы строчить

Слайд 14Ранее он писал:
«Поймите ж – Лицо у меня Одно –

Оно лицо, а флюгер»
Да, были другие чувства и мысли. Было желание писать о другом:
«Я в долгу перед Бродвейской Лампионией, Перед вами, Багдадские небеса, Перед Красной Армией, Перед вишнями Японии –
Перед всем, про что не успел написать», но когда «голосует сердце», поэт пишет по «мандату долга».
Ранее он писал: «Поймите ж –  Лицо у меня  Одно –  Оно лицо, а

Слайд 15 Каковы нравственные ценности Маяковского и Есенина?
Общее: оба демократизировали образ автора-лирика,

ввели в реальные отношения с миром факты собственной биографии, их поэзия дышит воздухом эпохи.
Разное:

Каковы нравственные ценности Маяковского и Есенина?Общее: оба демократизировали образ автора-лирика, ввели в реальные отношения с миром

Слайд 16Общее:

Общее:

Слайд 17Как вы понимаете слова «Я к вам приду в коммунистическое далеко»?

поэме есть тема «бессмертной славы» «как живой с живыми говоря»
«Явившись в Це Ка Ка Идущих светлых лет, Над бандой поэтических рвачей и выжиг, Я подыму, как Большевистский партбилет, Все сто томов Моих Партийных Книжек».
Но есть и другая возможность. С предельной искренностью звучит мотив бескорыстного творческого служения поэта, рыцарски преданного революции.
«Умри, мой стих, умри, как рядовой» «В курганах книг, похоронивших стих»
Маяковский уверен, что он придет в будущее не стихом, а трудом стиха. Он трудился, боролся, воевал (отсюда метафоры «поэзии-оружия»), чтобы был «построенный в боях социализм».)
Как вы понимаете слова «Я к вам приду в коммунистическое далеко»?(В поэме есть тема «бессмертной славы» «как

Слайд 18«Во весь голос и стихотворения С.Есенина «Мы теперь уходим понемногу». В

чем разница в позициях лирических героев Есенина и Маяковского? Общее: подведение итогов, осмысление прожитого.
Разное:

«Во весь голос и стихотворения С.Есенина «Мы теперь уходим понемногу». В чем разница в позициях лирических героев

Слайд 19Почему поэма оптимистична?
« Это – оптимизм не «постоянной ясности», но выстраданной

веры в будущее. И нет нужды искусственно облегчать звучание «Во весь голос».
Товарищ жизнь, давай быстрей протопаем, протопаем по пятилетке дней остаток….» Мы слышим в этих словах не однолинейно бодрую интонацию. Это не просто «братание с жизнью». Поэт подводит итоги сделанному за два грозовых десятилетия… И насколько же больше в этих словах, одновременно грустных, тяжелых и победных, в этом по-маяковски грубоватом и крепком «протопаем», – насколько больше во всем этом силы и мужества, чем в безумно-веселых выкриках».
З. Паперный.
Почему поэма оптимистична?« Это – оптимизм не «постоянной ясности», но выстраданной веры в будущее. И нет нужды

Слайд 20Несмотря на то, что Маяковский (вместе с футуристами) ратовал за новое

искусство, если рассмотреть его поэзию по существу, то легко установить ее связь с русской культурой. Гуманистический пафос поэзии Маяковского сближает ее с русской классикой – это гражданственность его поэзии, живой отклик на современные события. Ф. Искандер сказал о В.Маяковском: «Он мечтал, чтобы люди, потрясенные красотой мифа, начали жить в согласии с ним, и тогда окажется, что никакого мифа не было, все окажется правдой. Поразительная поэтическая честность, с которой он служил идеологии…Он был более предан идеологии, чем сами творцы ее. Поистине трагическая преданность…»
Несмотря на то, что Маяковский (вместе с футуристами) ратовал за новое искусство, если рассмотреть его поэзию по

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть