Слайд 1Изображение кризиса армии
как кризиса русской жизни в повести А. И. Куприна
«Поединок».
Слайд 2Цель урока: показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей
русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести.
Слайд 3Повесть «Поединок» вышла в мае 1905 года, в дни разгрома русского
флота при Цусиме. Изображение отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забитых солдат имело важный общественно-политический смысл: это был ответ на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы.
Слайд 4Беседа по повести «Поединок»
— Какова тема повести «Поединок»?
Основная тема повести —
кризис России, всех сфер русской жизни, показанный через кризис армии.
Слайд 5Критическую направленность повести отметил Горький, причислив «Поединок» к гражданственной, революционной прозе.
Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу, стала поводом для полемики в прессе о судьбе русской армии. Проблемы армии всегда отражают и общие проблемы общества. В этом смысле повесть Куприна актуальна и сейчас.
Слайд 6Посвятив повесть «Поединок» в её первой (1905) публикации М. Горькому, Куприн
писал ему: «Теперь, наконец, когда все уже кончено, я могу сказать, что все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился от Вас и как я признателен Вам за это».
— Что, на ваш взгляд, в «Поединке» можно определить как «смелое и буйное»?
Слайд 7— Какая тема, кроме кризиса армии, кризиса России, особенно волнует Куприна?
Тема
протеста против войны. Куприн показывает бессмысленность и антигуманность войн.)
Антивоенную направленность повести отмечал Л. Н. Толстой. Кстати, рассказ Толстого «После бала», тема которого близка теме «Поединка», тоже написан в 1905 году. Главный герой «Поединка» Ромашов думает, что в разумно устроенном обществе не должно быть войн: «Может быть, все это какая-то общая ошибка, какое-то всемирное заблуждение, помешательство? Разве естественно убивать?». Ромашов наивно полагает, что для устранения войны нужно, чтобы все люди вдруг прозрели, заявили в один голос: «Не хочу воевать!» и бросили оружие. В повести несколько тематических линий: жизнь офицеров, строевая и казарменная жизнь солдат, отношения между людьми. Оказывается, далеко не все люди придерживаются таких же пацифистских взглядов, как Ромашов.
Слайд 8— Как Куприн рисует образы офицеров?
Куприн прекрасно знал армейскую среду по
своему многолетнему опыту. Образы офицеров даны точно, реалистично, с беспощадной достоверностью. Почти все офицеры в «Поединке» — ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Причём, они уверены в своем сословном и моральном превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых именуют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то там шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос зажженную папироску, надвинуть ему на уши цилиндр».
Слайд 9— В чём причина высокомерия и хамства офицеров?
Ни на чём не
основанное высокомерие, извращенные представления о «чести мундира» и чести вообще, хамство — следствие изоляции, оторванности от общества, бездеятельности, отупляющей муштры. В безобразных кутежах, пьянстве, нелепых выходках выражался какой-то слепой, животный, бессмысленный бунт против смертной тоски и однообразия. Офицеры не привыкли думать и рассуждать, некоторые всерьёз считают, что на военной службе вообще «думать не полагается». Вспомним, что подобные мысли посещали, например, Николая Ростова из романа «Война и мир».
Слайд 10Литературовед Ю. В. Бабичева пишет о «Поединке»: «Офицеры полка имеют единое
«типовое» лицо с чёткими признаками кастовой ограниченности, бессмысленной жестокости, цинизма, пошлости и чванливости. Вместе с тем в процессе развития сюжета каждый офицер, типичный в своем кастовом уродстве, хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии».
Слайд 11— Согласны ли вы с тем, что офицеры в повести «Поединок»
имеют единое «типовое» лицо? Если да, то в чем проявляется это «единство»?
— Верно ли, что каждый из офицеров, героев повести Куприна, «хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии»?
Слайд 12Писатель показывает офицерскую среду в вертикальном разрезе: ефрейторы, младшие офицеры, старшие
офицеры, высший командный состав. «За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя её». Кроме общих черт, свойственных большинству офицеров, каждый из них имеет индивидуальные черты, обрисованные так ярко и выразительно, что образ становится почти символическим.
Слайд 13— Что вы можете сказать об образе Осадчего?
Образ Осадчего зловещ. «Он
жестокий человек», — говорит о нём Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывали на себе солдаты, трепетавшие от его громоподобного голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат. Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединке настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли — «иначе это будет только дурацкая жалость... комедия». На пикнике он произносит тост «за радость прежних войн, за веселую кровавую жестокость». В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять — всё равно кого и за что (главы VIII, ХIV).
Слайд 14— Расскажите о ваших впечатлениях о капитане Сливе.
Капитан Слива — «даже
в полку, который благодаря условиям дикой провинциальной жизни не отличался особенно гуманным направлением, он являлся каким-то диковинным памятником этой свирепой военной старины». Он не прочёл ни одной книги, ни одной газеты, и презирал всё, что выходило за пределы строя, устава и роты. Это вялый, опустившийся человек, он жестоко, до крови, избивает солдат, однако внимателен к солдатским нуждам: не задерживает денег, следит лично за ротным котлом (глава Х).
Слайд 15— В чём отличие образа капитана Стельковского?
Пожалуй, только образ капитана Стельковского
— терпеливого, хладнокровного, настойчивого — не вызывает отвращения. Солдаты его «любили воистину: пример, может быть, единственный в русской армии» (глава ХV).
Слайд 16— Каковы отличительные черты Бек-Агамалова?
Бек-Агамалов хвастается умением рубить, с сожалением говорит,
что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу к черту, это я знаю, а так, чтобы наискось... нет. Мой отец это делал легко...» («Да, были люди в наше время...»). С его злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу» (глава I).
Слайд 17Черты Бек-Агамалова есть в каждом из офицеров. Многих вообще отличает звероподобность.
Во время скандала в публичном доме эта звериная суть проступает особенно ярко: в выкатившихся глазах Бек-Агамалова «страшно сверкали обнажившиеся круглые белки», голова его «была низко и грозно опущена», «в глазах загорался зловещий жёлтый блеск». «И в то же время он всё ниже и ниже сгибал ноги, весь съеживался и вбирал в себя шею, как зверь, готовый сделать прыжок».
Слайд 18— Какие чувства испытывают офицеры после скандала в публичном доме?
После этого
скандала, кончившегося дракой и вызовом на дуэль, «все расходились смущённые, подавленные, избегая глядеть друг на друга. Каждый боялся прочесть в чужих глазах свой собственный ужас, свою рабскую, виноватую тоску — ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных (глава ХIХ).
Слайд 19— Как изображены «полковые дамы»?
Жены офицеров такие же хищные и кровожадные,
как и их мужья. Полковые дамы — олицетворение крайнего убожества. Их будни сотканы из сплетен, провинциальной игры в светскость, скучных и пошлых связей. Наиболее отталкивающий образ — Раиса Петерсон, злая, тупая, развратная и мстительная. «О, какая она противная!» — с отвращением думает о ней Ромашов. Мысли о прежней фцзической близости с этой женщиной вызывали у него такое ощущение, точно он не мылся несколько месяцев и не переменял белья (глава IХ). Не лучше и остальные «дамы». Даже у внешне обаятельной Шурочки Николаевой проявляются черты вроде бы не похожего на нее Осадчего: она ратует за поединки со смертельным исходом, говорит: «Я бы таких людей стреляла, как бешеных собак». Истинно женского в ней не осталось: «Я не хочу ребенка. Фу, какая гадость!» — признается она Ромашову (глава XIV).
Слайд 20— В чем особенность изображения солдат?
Солдаты изображены массой, пёстрой по национальному
составу, но серой по сути. Солдаты полностью бесправны: офицеры срывают на них свою злость, бьют, крошат зубы, разбивают барабанные перепонки. Куприн дает и индивидуализированные образы (их в повести около двадцати). Целый ряд простых солдат — в главе ХI: плохо соображающий, недогадливый Бондаренко, запуганный, оглушённый окриками Архипов, который «не понимает и не может заучить самых простых вещей», неудачник Хлебников, образованный, умный, независимый Фокин.
Слайд 21— Какова роль образа Хлебникова?
Образ рядового Хлебникова, безземельного, разорённого и обнищавшего
русского мужика, «забритого в солдаты», детализирован более других. Солдатская доля Хлебникова мучительна и жалка. Телесные наказания и постоянные унижения — вот его удел. Больной и слабосильный, с лицом «в кулачок», на котором нелепо торчал вздернутый кверху грязный нос, с глазами, в которых застыл тупой, покорный ужас этот солдатик стал в роте всеобщим посмешищем и объектом для издевательств и ругани. Его доводят до мысли о самоубийстве, от которого его спасает Ромашов, увидевший в Хлебникове брата-человека. Жалея Хлебникова, Ромашов говорит: «Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик... Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Всё — какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть…». Жестокость, несправедливость, нелепость жизнеустройства становятся очевидны, но выхода из этого ужаса, кроме терпения, герой не видит.
Слайд 22Изображая серых, обезличенных, придавленных «собственным невежеством, общим рабством, начальническим равнодушием, произволом
и насилием» солдат, Куприн вызывает в читателе сострадание к ним, показывает, что на самом деле это живые люди, а не безликие «винтики» военной машины.
Так Куприн выходит на ещё одну, очень важную тему — тему личности.
Слайд 23Домашнее задание:
1. Подготовить сообщения по образам Ромашова и Назанского (по группам).
2.
Ответить на вопросы:
— Как решается в повести тема любви?
— Каково значение названия повести?