Слайд 1
Методика подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе
2017 года
Слайд 3ТРЕБОВАНИЯ
Требование № 1.
«Объем итогового сочинения»
Сочинение должно быть объемом от 350 слов.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то сочинение не проверяется по критериям № 1- № 5.
Требование № 2.
«Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение - не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника.
Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то сочинение не проверяется по критериям № 1- № 5.
Слайд 4КРИТЕРИИ
«Соответствие теме»;
«Аргументация. Привлечение литературного материала»;
«Композиция и логика рассуждения»;
«Качество письменной речи»;
«Грамотность».
Для
зачета по сочинению надо получить зачет по 1 и 2 критерию и хотя бы по одному из 3-5 критериев.
Слайд 5
Если в вузе, куда поступает ребенок, принимается итоговое сочинение, надо узнать
критерии оценивания, так как в каждом вузе они свои.
Слайд 6МГУ (3 балла)
Критерии оценки итогового сочинения.
Требование «Самостоятельность и соответствие заявленной теме»
Критерий
«Содержание. Знание текстов произведений художественной литературы и историко-литературного контекста. Фактическая точность» - 1 балл.
Критерий «Логичность и умение строить письменный текст» - 1 балл.
Критерий «Соответствие нормам русского литературного языка» - 1 балл. (не более 2-х орфографических, 4-х пунктуационных или 4-х стилистических ошибок (грамматического или лексического характера) и при этом общая сумма всех ошибок не превышает 5-т).
Слайд 7Высшая школа экономики (10 баллов)
Соответствие теме (Данный критерий предполагает проверку умения
формулировать тезисы в рамках раскрываемой темы) - до 3 баллов
1. Тема осмыслена как проблема, раскрыто понимание автором работы ее формулировки - 1 балл.
2. Раскрыты разные аспекты заданной темы:
● раскрыт 1 аспект – 1 балл;
● раскрыто 2 и более аспекта в их взаимосвязи - 2 балла.
Слайд 8Аргументация. Привлечение литературного материала - до 4
1. Обязательная опора на
литературный материал баллов («литературоцентричность»):
● уместное упоминание, отсылка к тексту с комментарием автора сочинения - 1 балл;
● анализ элементов художественного текста в контексте разбираемой темы – 1 балл;
2. Опора более чем на 1 произведение литературы, в том числе и нон-фикшн (мемуаристику, публицистику и пр.) - 1 балл;
3. Опора на произведения других видов искусства (театр, кино, живопись и др.), исторические документы, факты (исторические, научные, биографические и т.д.), высказывания известных людей (процитированные или пересказанные близко к тексту и прокомментированные автором сочинения), а также научные и научно-популярные источники иных отраслей знания («метапредметность») – 1 балл.
Слайд 9Структура (Данный критерий нацеливает на проверку умения последовательно выстраивать рассуждение на
предложенную тему и создавать содержательно и стилистически целостный текст) - до 3 баллов.
1. Соблюдены разумные, содержательно оправданные пропорции между вводной, основной и заключительной частями - 1 балл.
2. Присутствует логика в изложении материала, связь тезисов, аргументации и вывода:
● работа лишь в общем логична и связна, но есть логические неувязки или пропуски логических звеньев – 1 балл;
● работу отличает логическая стройность и связность - 2 балла.
Слайд 10Качество речи, грамотность, самостоятельность работы – до 6.
1. Обоснованное предположение о
наличии в работе плагиата (фрагменты текста или текст целиком обнаруживается в других источниках под чужим авторством) – до 3 штрафных баллов или до снятия сочинения с проверки (факт плагиата эксперт подтверждает точной ссылкой на возможный источник заимствования):
● текст целиком заимствован из внешнего источника - не проверяется; за текст работы выставляется 0 баллов по всем критериям;
● более половины текста (от общего количества слов) заимствовано – 3 штрафных балла;
● менее половины текста (от общего количества слов) заимствовано – 2 штрафных балла;
● в тексте есть незначительные заимствования, не оформленные в виде цитаты - 1 штрафной балл.
При этом по всем критериям оценивается только та часть текста, которая не является заимствованием, а штрафные баллы за ошибки начисляются по всему тексту сочинения.
2. Лексическая и стилистическая бедность речи, допущено 3 и более речевых и/или грамматических ошибок – 1 штрафной балл;
3. 5 и более орфографических и пунктуационных, ошибок разного типа – 1 штрафной балл;
4. Наличие 1 и более существенных (искажающих смысл цитаты, имена героев и авторов, названия произведений, топонимов и т.п.) фактических ошибок –1 штрафной балл
________________________
ПРИМЕЧАНИЕ: в случае если количество штрафных баллов превышает количество баллов, поставленных за сочинение при проверке, или совпадает с ним, окончательная оценка сочинения будет равняться 0 баллов.
Слайд 12 «Соответствие теме»
зачет
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее
раскрытия.
незачет
сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания.
Слайд 131
103.Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
207.Какой поступок можно назвать
бесчестным?
313.Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
401.Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
506.Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
2
113.Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
211.Что может привести человека к бесчестному поступку?
307.Можно ли добиваться победы любыми средствами?
409.В чём различие между ошибкой и преступлением?
513.Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
3
112.Как разум и чувства влияют на поступки человека?
204.«Досадно мне, коль слово "честь" забыто…» (В.С. Высоцкий).
311.Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
406.Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
509.Что разрушает дружбу?
4
111.Когда нужно сдерживать душевные порывы?
210.Почему человеку важно не запятнать свою честь?
309.Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
408.Нужно ли анализировать свои ошибки?
504.Какими качествами должен обладать настоящий друг?
5
101.Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
208.Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
306.Всегда ли победа возвышает победителя?
403.Что значит «учиться на горьком опыте»?
511.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
6
109.Когда разум и чувство борются в человеке?
209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
312.Только ли горечь несут человеку поражения?
412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
508.В чём причины вражды между людьми?
Слайд 147
104.Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
212.Устарело
ли сегодня понятие «честь семьи»?
302.Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
411.Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
507.Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
8
109.Когда разум и чувство борются в человеке?
209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
312.Только ли горечь несут человеку поражения?
412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
508.В чём причины вражды между людьми?
9
108.Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
201.Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
305.Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
402.Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
503.Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
10
105.Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
206.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
308.Какие уроки можно извлечь из поражения?
404.Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
510.Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
11
102.Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
213.Какими качествами должен обладать человек чести?
304.Что значит достойно пережить поражение?
410.Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
501.Может ли дружба принести человеку разочарование?
Слайд 15«Аргументация. Привлечение литературного материала»
Литературный материал:
художественные произведения,
дневники,
мемуары,
публицистика,
произведения устного
народного творчества (за исключением малых жанров),
другие литературные источники.
Слайд 16КЛАССИКА VS СОВРЕМЕННОСТЬ
Качество текста
Изученность в школе
НО
Заданность (заученность) интерпретаций
Повторяемость
Искренний интерес
Отличается от других
НО
анализ часто подменятся пересказом
Текст массовой литературы не предполагает хорошего комплексного анализа
Слайд 17
«Аргументация. Привлечение литературного материала»
зачет
Привлечено для аргументации не менее одного произведения отечественной
или мировой литературы,
избран свой путь использования литературного материала;
показан разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
незачет
Сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения (фактические ошибки), или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
Слайд 18
«Композиция и логика рассуждения»
зачет
Высказанные мысли аргументированы, выдержано соотношение между тезисом и
доказательствами.
незачет
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Слайд 19
«Качество письменной речи»
зачет
Точно выражены мысли, использована разнообразная лексика и различные
грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблены термины, нет речевых штампов.
незачет
Низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
Слайд 20«Грамотность»
.
незачет
Грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и
понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Слайд 21ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1. «Верность и измена»
2. «Равнодушие и отзывчивость»
3. «Цели и средства»
4. «Смелость и трусость»
5. «Человек и общество»
Слайд 22
1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности
и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
Слайд 23Верность и измена
Всегда ли измена государству означает измену Родине?
Что может привести
человека к измене?
Всегда ли хороша верность?
Как вы понимаете слово «верность»?
Есть ли разница между изменой и предательством?
Устарело ли понятие «верность слову»?
Что значит изменить самому себе?
Почему люди изменяют?
Супружеская верность - ценность или обуза?
Может ли верность данному слову разрушительной?
Слайд 24ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА
Андреев Л., “Иуда Искариот”
Булгаков М., роман «Белая гвардия» (полковники
Тальберг, Малышев и Най-Турс),
Бунин И.А. “Кавказ”
Быков В., повесть “Сотников”
Гоголь Н.В., повесть «Тарас Бульба»
Гомер, поэма “Одиссея” (Пенелопа), “Илиада” (Гектор)
Карамзин Н.М., повесть «Бедная Лиза»
Островский А.Н. “Гроза”
Пушкин А.С., роман «Дубровский», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», поэма “Полтава”, поэма “Цыганы”ю
Толстой Л.Н. «Война и мир», «Анна Каренина»
Чехов А.П. «Дама с собачкой», “Попрыгунья”, “О любви”
Шекспир В. «Макбет», «Отелло», “Ромео и Джульетта”, “Гамлет”, “Король Лир”.
Шолохов М.А. “Тихий Дон”
Яковлев Ю., рассказ «Скрипка»
Слайд 25
2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных
типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
Слайд 26РАВНОДУШИЕ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ
Чем опасно равнодушие?
Трудно ли быть отзывчивым?
Согласны ли вы с
утверждением А. Чехова, что равнодушие – это паралич души?
Согласны ли вы с утверждением М. Горького, что равнодушие смертоносно для души человека?
Согласны ли вы с утверждением Б. Ясенского, что с молчаливого согласия равнодушных на земле существует предательство и ложь?
Согласны ли вы с утверждением Саади: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека»?
Равнодушие - это болезнь человека или общества?
Слайд 27Андреев Л.А., рассказ “Баргамот и Гараська”
Гальего Р.Д.Г., «Белое на черном»
Генри О.,
“Последний лист”
Горький М., «На дне»
Диккенс Ч., романы: “Оливер Твист”, “Домби и Сын”, “Лавка древностей”.
Куприн А.И., «Чудесный доктор»
Лесков Н.С., «Человек на часах»
Лондон Д., «Ошибка Господа Бога»
Распутин В.Г., «Уроки французского»
Солженицын А.И., «Матренин двор»
Сэлинджер Дж. Д., “Над пропастью во ржи”.
Шварц Е., «Дракон»
Слайд 283. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься
о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
Слайд 29ЦЕЛИ И СРЕДСТВА
Согласны ли вы с утверждением, что цель оправдывает средства?
Какие
цели важно ставить на жизненном пути?
Можно ли жить без цели?
Можно ли достичь благородную цель недостойными средствами?
Можно ли построить собственное счастье на чужом несчастье?
Целеустремленность - это навык или врожденное качество личности?
Как вы понимаете выражение «благими намерениями вымощена дорога в ад»?
Человек использует средства или средства используют человека?
Согласны ли вы с утверждением Ф.М. Достоевского, что человек наиболее живет в то время, когда чего-нибудь ищет?
Согласны ли вы с утверждением К. Ушинского, что цель в жизни является вершиной человеческого достоинства и человеческого счастья?
Слайд 30
Булгаков М., роман «Мастер и Маргарита», “Собачье сердце”
Дюма А., “Граф Монте-Кристо”
Достоевский
Ф.М., «Преступление и наказание»
Лесков Н.С. “Леди Макбет Мценского уезда”
Лондон Д., «Ошибка Господа Бога»
Пушкин А.С., «Дубровский» (Дубровский), “Пиковая дама”
Стругацкие А. и Б., «Трудно быть богом»
Чехов А.П., «Крыжовник», “Ионыч”
Шолохов М.А. “Тихий Дон”
Слайд 31
4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных
проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Слайд 32СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ
Какими качествами должен обладать смелый человек?
Кто такие люди, сильные
духом?
Как соотносятся понятия смелости и ответственности?
Что такое истинная храбрость на войне? (ложная храбрость)
Чем опасна безрассудная смелость?
Какую роль в судьбе человека может сыграть один трусливый поступок?
Что делает человека подлинно смелым?
Всегда ли на подвиг способен только от природы смелый человек?
Какой поступок вы назвали бы самым смелым / трусливым?
Согласны ли вы с латинской поговоркой о том, что страх придает смелости?
Как вы понимаете слова Станислава Ежи Леца: «Есть трусы мозга и трусы сердца»?
Как вы понимаете слова Мишеля Монтеня: «Трусость — мать жестокости»?
Слайд 33
Быков В.В., «Сотников»
Васильев Б., «А зори здесь тихие», «В списках не
значился» Горький М., рассказ «Песня о Соколе»
Лермонтов М.Ю., стихотворение «Беглец»
Ли Харпер, “Убить пересмешника”
Олдридж Д., “Последний дюйм”
Пушкин А.С., «Капитанская дочка»
Салтыков- Щедрин М.Е., «Премудрый пискарь»
Толстой Л.Н., «Кавказский пленник»
Чехов А. П., “Человек в футляре”
Шолохов М.А., «Судьба человека»
Слайд 345. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на
человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации
Слайд 35Стоит обратить внимание на особенности восприятия этой проблемы в разных литературных
направлениях
Классицизм: человек-гражданин
Романтизм: права личности
Слайд 36ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Может ли один человек противостоять всему обществу?
Когда личные интересы
могут быть выше общественных?
Когда конфликт между личными и общественными интересами неизбежен?
Почему общество часто не ценит великих людей?
В какие времена обостряется конфликт между личными и общественными интересами?
Когда возможно согласие между личными и общественными интересами?
Хорош ли жизненный принцип «быть как все»?
Какими качествами должен обладать лидер?
В чем заключается ответственность известных людей перед обществом?
Что важнее: личная судьба или судьба общества?
Что объединяет людей?
Слайд 37Согласны ли вы с утверждением, что в современном обществе сложно быть
индивидуальностью?
Чем человек может выделиться среди других?
Что значит быть «белой вороной»?
Какова судьба маленького человека в большом обществе?
Какой может быть роль личности в развитии общества?
Как найти свое место в обществе?
Всегда ли толпа права?
Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
Согласны ли вы с утверждением В.И. Ленина: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»?
Согласны ли вы с утверждением У. Годвина: «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию»?
Почему правило «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» называют золотым?
Когда человек может оказаться в обществе «лишним»?
Можно ли сохранить в себе человеческое в нечеловеческих условиях?
В чем может заключаться губительное влияние среды?
Каким вы видите социальный долг человека?
Хорош ли принцип «человек человеку волк»?
Согласны ли вы с утверждением Андре Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?
Слайд 38Брэдбери Р., роман «451 градус по Фаренгейту», «Улыбка»
Гоголь Н.В., «Шинель», «Тарас
Бульба»
Голдинг У., «Повелитель мух»
Гончаров И.А. “Обломов”, “Обыкновенная история”
Горький М., «Старуха Изергиль»
Грибоедов А.С., «Горе от ума»
Железников В.К., «Чучело»
Замятин Е.И., роман «Мы»
Куприн А.И., «Поединок»
Лермонтов М.Ю., «Герой нашего времени», «Беглец»
Лондон Д., «Ошибка Господа Бога»
Маяковский В. В., «Облако в штанах»
Набоков В.В.,«Облако, озеро, башня»
Оруэлл Дж., роман “1984”
Островский А.Н., пьеса «Гроза»
Платонов А., рассказ “Юшка”
Пушкин А.С., роман в стихах «Евгений Онегин», роман «Капитанская дочка»
Солженицын А.И., повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матренин двор»
Стругацкие А. и Б., роман «Трудно быть богом»
Толстой Л.Н., роман «Война и мир»
Тургенев И. С., стихотворение в прозе «Порог», роман “Отцы и дети”
Шаламов В.Т., «Колымские рассказы»
Шварц Е., пьеса «Дракон»
Шекспир В., трагедия «Гамлет»
Петрушевская Л.С, рассказ “Шопен и Мендельсон”
Слайд 39Подготовка к сочинению
1. Словарная работа с понятиями из каждого направления (особенно
ОБЩЕСТВО).
2. Знакомство с пословицами и афоризмами (и для предположения темы, и для включения их в структуру сочинения).
3. Определение структуры сочинения. Повторение критериев сочинения. Работа с «неправильными» сочинениями.
4. Знакомство на уроке с рассказами, подходящими по содержанию к какому-либо направлению. Отработка отдельных элементов сочинения. Отработка навыков привлечени текста разными способами.
5. Работа на уроке по написанию сочинения по шаблону
Слайд 40Значение слова Общество по Ефремовой:
Общество - 1. СовокупностьОбщество - 1. Совокупность
людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.
2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.
3. Добровольное, постоянно3. Добровольное, постоянно действующее объединение3. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-л. цели. // Организация,3. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-л. цели. // Организация, союз3. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-л. цели. // Организация, союз людей, ставящих себе3. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-л. цели. // Организация, союз людей, ставящих себе общие задачи. // Промышленное или торговое товарищество, объединяющее предпринимателей.
4. Круг4. Круг людей, с которыми кто-л. находится в тесном общении; среда.
5. Несколько5. Несколько человек,5. Несколько человек, проводящих вместе5. Несколько человек, проводящих вместе время; компания.
Слайд 41Структура сочинения
1. Обозначение темы. Обоснование проблемы (свой аспект). Основные определения.
2. Свое
рассуждение с опорой на литературный материал. )Тексты могут быть подобраны по принципу соположения или контраста).
3. Вывод
Слайд 42«Неправильное сочинение»
Человек часто сам себе злейший враг (Цицерон).
В жизни человек все
время пытается защитить себя. Он противостоит природным стихиям, недоброжелательному отношению, болезням. Но при этом он сам часто становится себе врагом. Почему?
Человек, ослепленный гордыней, ощущением собственного величия, просто не видит того вреда, который он приносит себе. Так, Печорин, герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», все время живет в поиске удовольствий, он бросается от одной истории к другой, любовь светской барышни меняет на любовь дикарки, но наскучивает и она. В конце концов герой теряет вкус к жизни – духовная смерть наступает раньше физической. Безжизненным и опустошенным он видится офицеру-повествователю, как контрастна его сдержанность порывистости Максима Максимовича! Лермонтов в предисловии к роману говорит о том, что в его герое собраны все пороки его поколения, главным из них можно назвать эгоизм.
Гордыня Раскольникова приводит к гибели двух людей: старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Проверка его теории не принесла ему ничего, кроме страшных мучений совести, но долго упорствовал он в своем заблуждении. Не окажись рядом с ним Сони, которая любовью и состраданием поддерживала его, вряд ли Раскольников смог противостоять своему обману. Только через смирение приходит герой к счастью, но это смирение словно даруется ему свыше за приятие страдания.
Но не все писатели показывали, что гордость - это плохо. Максим Горький заявлял, «Человек – это звучит гордо!». Его герои Ларра, Изергиль, Данко – свободные, своевольные, гордые. Этим они прекрасны. Автор восхищается ими, осуждая, а воспевая.
Действительно, человек сам себе может стать злейшим врагом.
ПОСЛЕ разбора его можно дать задание продолжить (привести свои примеры, когда человек себе враг, и закончить)
Слайд 43Способы привлечения текста
Цитирование
Пересказ
Комментированный пересказ
Обращение к фрагменту
Слайд 44Сочинение по шаблону
«Разум – счастливый дар человека – и его проклятие»
(Эрих Фромм)
ВЕДЕНИЕ
Обозначьте основную проблему сочинения (по ключевым словам). Прокомментируйте фразу Фромма.
Какова цель ваших рассуждений?
Основная часть
I
У каких героев литературных произведений разум является и даром, и проклятием? Обоснуйте свой выбор.
Опишите, как в классическом примере решается проблема, вынесенная в заглавие.
Опишите, как в современной (зарубежной, внешкольной) литературе примере решается проблема, вынесенная в заглавие.
Как вы для себя решаете вопрос, о котором идет речь в теме сочинения? Что дает вам основание так считать? Согласны ли вы с высказыванием, вынесенным в заглавие сочинения? (ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ И ВО ВВЕДЕНИИ)
II
У каких героев литературных произведений разум является даром? Обоснуйте свой выбор.
У каких героев литературных произведений разум является проклятьем? Обоснуйте свой выбор.
Как вы для себя решаете вопрос, о котором идет речь в теме сочинения? Что дает вам основание так считать? Согласны ли вы с высказыванием, вынесенным в заглавие сочинения? (ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ И ВО ВВЕДЕНИИ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К какому выводу можно прийти после предложенных вами аргументов и рассуждений? Как ваше мнение соотносится с мнением, выраженным на страницах произведений.
Слайд 45
Людмила Петрушевская
Шопен и Мендельсон
Одна женщина все жаловалась, каждый вечер за стеной
та же музыка, то есть после ужина старики соседи, муж с женой, как по расписанию, как поезд, прибывают к пианино, и жена играет одно и то же, сначала печальное, потом вальс. Каждый вечер шурум-бурум, татати-татата. Эта женщина, соседка стариков, смеясь, всем своим знакомым и на работе рассказывала об этом, а самой ей было не до смеха. Всяко ведь бывает, и голова болит, и просто хочется отдохнуть, невозможно ведь каждый вечер затыкать уши телевизором — а у стариков все одна и та же шарманка, шурум-бурум, татати-татата.
Они, старики, и выходили всегда только вместе, чинно и благородно семенили в магазинчик, тоже по расписанию, раненько утром, когда взрослые, сильные и пьяные находятся на работе или спят, и никто не обидит.
Короче, со временем эта соседка даже узнала их репертуар, спросила довольно грубо, в своем шутливом стиле, столкнувшись с ними (они как раз шли в магазинчик во всем светлом и выглаженном, как на бал, она в поношенной панамке, он в белой кепочке, глазики у обоих радужные, ручки сморщенные), — че это вы все играете, здравствуйте, не пойму — то есть она-то хотела сказать «зачем вы все играете мешаете», а они поняли ровно наоборот, всполошились, заулыбались всеми своими ровными пластмассовыми зубками и сказали, она сказала, старушка: «Песня без слов из цикла Мендельсона и вальс какая-то фантазия Шопена» (тьфу ты, подумала соседка).
Слайд 46Но все на свете кончается, и музыка вдруг кончилась. Соседка вздохнула
свободно, запела и завеселилась, она-то была одинокая брошка, то есть брошенная жена, вернее, даже не жена, а так, получила по разъезду однокомнатную квартиру, и кто-то у нее поселился, жил, приколачивал полку на кухне, даже кое-что купил для снаряжения уборной как настоящий хозяин, пришел с седлом в упаковке и поставил его на болты, приговаривая, что что же это за сиденье, сидеть нельзя. А потом вернулся обратно к себе к матери. И тут эта музыка каждый вечер за довольно тонкой, как оказалось, стеной, вальс Шопена и с ошибочкой в одном и том же месте, с запинкой, как у застарелого патефона, можно убиться. Телевизор же стоял у другой стены, а здесь был диван, как раз патефон оказывался каждый вечер под ухом. То есть слух у этой соседки обострился как у летучей мыши, как у слепого, сквозь весь грохот телевизора она различала проклятых Мендельсона и Шопена.
Короче, внезапно все кончилось, два дня музыка молчала, и спокойным образом можно было смотреть телевизор, петь или плясать, правда, кто-то отдаленно как бы плакал, как ребенок пищит выше этажами, но это тоже кончилось. «Ну и слух у меня», — потом сказала на работе эта соседка стариков, когда все выяснилось, то есть что этот писк был писк мужа старушки-пианистки, она была найдена не где-нибудь, а под мужем на полу, он уже, оказывается, давно лежал парализованный в кровати («а я-то думала нет, я вроде их встречала, но это было ведь давно?» — сама с собой продолжала этот рассказ молодая соседка), он лежал парализованный, а жена каждый вечер, видимо, играла ему свой репертуар под ухом у соседки, чтобы его, видимо, развеселить, а потом она как-то упала, умерла у его кровати, и он стал сползать, видно, к телефону и в конце концов рухнул на свою жену, и из этого положения все-таки позвонил как-то, квартиру вскрыли, оба они уже были неживые, быстрый исход.
Слайд 47
«Ну и слух у меня», — жаловалась их молодая соседка всем подряд
по телефону, вспоминая тот отдаленный писк или плач и рассчитывая то время, которое понадобилось (вечер и вся ночь и весь следующий день), чтобы старик дотянулся до телефона, это он пищал, старичок, видимо.
«Ну и слух у меня, — с тревогой думала соседка о будущих соседях и вспоминая про себя с любовью и жалостью Шопена и Мендельсона, — вот это были люди, образованные, тихие, пятнадцать минут в день шумели, и все, кто придет им на смену? И умерли с разницей в день, как в сказке, жили долго и умерли с разницей в день», — примерно так она думает, оглушенная тишиной, Шопен, Шопен и Мендельсон.