Слайд 1И.А.Бунин «Лапти»
Глухова Марина Владимировна – учитель русского языка и литературы МБОУ
СОШ №2 ст. Воровсколесская, Ставропольский край
Слайд 2Цели урока: познакомить учащихся с художественным миром прозы И. А .Бунина
на основе рассказа «Лапти»; попытаться понять раздумья писателя о мире, людях; формировать умение анализировать прочитанное; оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел; развивать творческие способности и читательскую наблюдательность обучающихся;
Воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.
знаний
(Учащиеся получают карточки с кроссвордом по терминологии)
Слайд 4Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём
своё видение русского национального характера
Слайд 5
Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и
содержит одну сюжетную линию
Слайд 6Смысл названия
Лапти – это обувь из соломы, которую на Руси носили
крестьяне. Сельских мальчиков с детства обучали плести эту нехитрую обувь. Таким образом, лапти обозначают русские традиции, характер русского народа.
Но также «лаптем» называли простого, необразованного человека. Такого, как Нефед. Поэтому название рассказа олицетворяет не только обувь, которую просит ребёнок, но и простых, нехитрых русских мужчин
Слайд 7 Тематика рассказа
1.Милосердие выступает основной темой рассказа
2.Риск собственной жизнью ради спасения другой
3. Отзывчивость.
4 . Взаимоотношения отцов и детей
5. Взаимоотношения людей разных социальных сословий
Смысл рассказа
Идея произведения раскрывается через символы. Неслучайно в произведении болен именно ребёнок, и неслучайно он просит не что-нибудь, а лапти. Ребёнок символизирует будущее русского народа, его судьбу. Непроглядную вьюгу можно сравнить с революционными потрясениями. Неизвестно, выживет ли в этой жестокой буре русский народ или погибнет.
А лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, который уходит в прошлое вместе с царским режимом. Но именно в них – надежда на спасение.
Нравственный смысл рассказа выражается в поступке Нефедушки. Бунин хотел показать, что у русского народа есть будущее, только если люди сохранят в себе человечность, доброту и милосердие.
текстом
-С чего начинается рассказ? Каким настроением пронизана начало?
-Что происходит в доме? Как ведут себя герои?
-Почему из всех героев только крестьянин наделен именем?
-Каким показывает Нефеда автор?
-Что можно сказать о характере героя?
-Каковы взаимоотношения хозяйки и слуги? О чем это говорит?
-Почему так подробно автор описывает состояние природы?
Слайд 10-Можно поступок Нефёда назвать подвигом?
- Только ли мальчика спас Нефёд?
-Что нашли
у Нефёда?
-Как вы думаете, мальчик поправится?
-О чем заставляет нас задуматься рассказ Бунина «Лапти»?
Всегда нужно приходить на помощь .Жертвуя своей жизнью можно спасти другие. Нужно относиться к людям с заботой, уважением и любовью.
Слайд 11Перескажите эпизоды, иллюстрации к которым изображены на экране.
Слайд 14-А в современной жизни есть примеры самопожертвования? Приведите примеры?
Проверка домашнего
задания
Слайд 16В мае 2012 года за спасение девятилетнего ребенка, в Татарстане был
награжден Орденом мужества двенадцатилетний мальчик, Данил Садыков.
В начале мая 2012 — го года, маленький ребёнок попал в фонтан, вода в котором вдруг оказалась под высоким напряжением. Вокруг было множество людей, все кричали, призывая на помощь но ничего ни делали. Решился лишь один Данил. Ка
к позже выяснили следователи, вода оказалась под напряжением в 380 вольт. Данил Садыков сумел вытащить пострадавшего на бортик фонтана, но сам к тому моменту, получил сильнейший удар током. За проявленный героизм и самоотверженность при спасении человека в экстремальных условиях 12-летний Данил, житель Набережных Челнов, удостоен Ордена мужества (посмертно).
Слайд 17
Во время выполнения упражнения по метанию гранат произошла нештатная ситуация —
граната после броска военнослужащего по призыву попала в бруствер. Солнечников подскочил к рядовому, оттолкнул его в сторону и накрыл гранату своим телом, спасая не только его, но и множество людей вокруг. Награжден званием героя России.
Слайд 18— Моя задача — вывезти раненых и больных детей, для того
чтобы они получили квалифицированную бесплатную помощь, теплую одежду, еду и запас медикаментов. И мне все равно, как это будет сделано.
Любой ценой, я подчеркиваю и везде говорила об этом и буду говорить. Буду спасать любой ценой, с кем угодно буду договариваться, куда угодно вывезу, хоть в Китай! Лишь бы жил. Потому что не я давала эту жизнь этому ребенку. И если кто-то ее отнимает, не мое дело разбираться, зачем и почему. Потому что я врач. Мое дело — вытянуть его из ада и положить в нормальную больницу,- говорила доктор Лиза (Елизавета Глинка)
Слайд 19 В начале январе 2016 года на трассе под Оренбургом в
снежном плену оказались десятки машин, люди не могли выбраться самостоятельно и замерзали. Им на помощь пришли спасатели и полицейские, в их числе и 25-летний сотрудник ППС Данил Максудов. Он выводил людей практически наощупь с заснеженной трассы к теплой вахтовке. И не раздумывая отдал свой бушлат девушке, у которой насквозь промокла шуба, а руковицы – парню, который никак не мог согреться. А сам опять отправился спасать людей. В результате Данил обморозил левую руку и попал в больницу.
Домашнее задание
Сделать анализ рассказа
Желающие могут нарисовать иллюстрацию к рассказу