Слайд 1Алексей Толстой Роман «Петр I»
Слайд 2 ...чтобы понять тайну русского народа,
его величие, нужно хорошо и глубоко
узнать его прошлое: нашу историю,
коренные узлы ее, трагические
и творческие эпохи, в которых
завязывался русский характер.
А. Н. Толстой
Слайд 3То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник»
«Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной,
Он знал ее предназначенье.
А.С.Пушкин
Слайд 4Люди должны знать историю своей страны, чтобы в будущем знать, как
поступать в том или ином случае. Алексей Толстой, вдохновившись эпохой Петра I, решил показать нам все тонкости и трудности петровской эпохи. Как известно, он вложил в работу почти 10 лет своей жизни и потратил множество часов, чтобы изучить в точности эпоху преобразований и изменений в нашей стране.
Слайд 5 Темы и проблемы
Основная тема — патриотизм.
Главная проблема – власть и ее влияние на личность.
Проблема социальной несправедливости.
Слайд 6Жанр, направление
“Петр Первый” — исторический роман, включает в себя элементы романа
становления и героического повествования. Также можно найти черты биографического романа.
Направление – реализм. Автор воспроизводил быт и нравы, основываясь на исторических хрониках. Он писал только то, что было на самом деле.
Слайд 7 Главная мысль
Основная идея романа заключается в
том, что большой стране нужен дальновидный, целеустремленный и решительный лидер, который силой своей воли направит страну вперед
Слайд 8Первый том показывает нам еще совсем маленького Петра, напуганного грядущими трудностями
правления.
Во втором томе мы видим Петра уже подросшего, способного наравне с простым народом трудиться на благо процветания страны. Прошло уже много времени, молодой правитель готовится к первым преобразованиям и подписаниям законов.
В третьем томе перед нами предстает уже состоявшийся как личность человек, царь, мужчина. Вот уже стоит на берегу Невы Петербург, прекращены многолетние войны. Как и Петр, страна встает на новый путь, изменений и улучшений
Композиция
Слайд 9Композиция этого произведения выполняет главную задачу, которую ставит перед собой писатель:
она показывает, как происходит становление личности в определенных исторических условиях.
Слайд 10Маленький Петр остро воспринимает расправу с близкими матери, и через всю
жизнь пронесет он неприязнь к боярам, и еще долгое время его природная пытливость будет омрачаться мыслью, что он царь гонимый, что ему постоянно угрожает опасность со стороны Софьи и ее сторонников Милославских. Эта постоянная тревога делает характер Петра неуравновешенным.
Слайд 11Подростка Петра характеризует стремление к познанию окружающей жизни. Автор обстоятельно повествует
о потешных играх царя, о его неистощимой любознательности, о рано проявившейся независимости характера.
Слайд 12Хмурая Москва и чистенький аккуратный Кукуй. Однообразная жизнь Преображенского и увлекательные
развлечения у Лефорта, глупая Евдокия и прелестная Анхен, — таковы контрасты, которые влияют на воображение юного Петра и формируют его волю, мысли и чувства.
Слайд 13Государственный талант Петра проявился во всей силе, когда он приступил к
осуществлению первых задач национального развития страны: созданию флота и армии, к борьбе за выходы к морям.
Сначала внимание Петра, как и его предшественников, было обращено на охрану южных границ. Он затевает Азовский поход, который приносит много бедствий. Русские полностью разбиты, но терпит поражение не Петр, а весь домостроевский уклад России.
Слайд 14За границей, куда Петр едет учиться чужеземному опыту, раскрывается во всей
мощи широта его натуры, жадность к знаниям, стремление перенять все лучшее для России.
Слайд 15Герои
· Петр Алексеевич — царь России. Писатель постарался раскрыть образ
правителя многогранно и полноценно, показав как положительные, так и некоторые отрицательные качества Петра. Монарх предстает перед нами в разном свете, начиная с молодых лет, заканчивая пиком успешных реформ состоявшейся исторической личности. Герой отличается трудолюбием, целеустремленностью, дальновидностью и силой воли.
Слайд 16· Александр Данилович Меншиков — соратник Петра, готовый на все ради
правителя, ему Петр доверял полностью, считал своей правой рукой. Меньшиков сбежал из семьи, будучи совсем молодым, выживал как мог, перебивался с копейки на копейку. Благодаря своему уму, попал во дворец, где работал постельничим. Когда же Петр понял истинную ценность этого человека, тот стал правой рукой государя. Он отличался умом, деловитостью и способностью усваивать новые веяния.
Герои
Слайд 17Герои
Франц Лефорт — наставник Петра, его друг, помогавший раскрыть потенциал
царя. Франц предстает перед нами уже зрелым мужчиной, можно сказать, что он был главным по всем делам иностранцев в России. Лефорт служил советником Петра по военным вопросам, по социальным и экономическим делам, подсказывал, как лучше поступить во время дворцовой борьбы с Софьей.
Слайд 18Герои
В романе русский народ изображен неприглядно: люди не хотят осваивать
новые сферы деятельности (судопроизводство), не стремятся принять участие в преобразованиях. Но, наряду с изображением «дремучего», «необразованного» народа, автор создает образы талантливых, одаренных простых людей, стремление и поступки которых не остались незамеченными.
Слайд 19В романе показаны именитые купцы и предприниматели, вышедшие из народа, –
Демидовы, Жорины, Баженины,Свечин, Жигулин, изобретатель гербовой бумаги Курбатов, секретарь царя Возницын. Бывший кабальный холоп Ивашка Бровкин превращается со временем в именитого купца, главного поставщика провианта для петровской армии, владельца крупного полотняного завода. Выдвигаются и его дети. Сын Алексей – отличный офицер, “персона уже на виду у самого царя”. Второй из братьев Бровкиных, Артамон владеет тремя иностранными языками.
Слайд 20“Знаменитый кузнечного дела мастер” Жемов обучает кузнечному делу у самого Петра,
а в последствии на полотняном заводе Ивана Бровкина ставит “невиданную огненную машину, работающую от котла паром”.
Слайд 21Характерна в романе и фигура живописца-самоучки Андрея Голикова, иконописца из Палеха.
Через все тяготы жизни – голод, холод, раскольничество – пронес он беспредельную любовь к искусству, веру в то, что есть где- то “светлый край, куда он все-таки придет, продерется сквозь жизнь”. За талант Петр обещает послать его учиться художеству в Италию. Мечта Голикова осуществилась: он будет художником, не погибнет в нем “чудная сила”!
Слайд 22И. Эренбург указывал на то, что работа Толстого была похожа на
творчество Достоевского. Сам автор не знал, что сделают герои, они оживали в его голове и делали то, что сами считали нужным. Никогда эти писатели не знали, чем кончится та или иная книга.
Критика
Слайд 23В. Инбер вспоминал, что Толстой был удивительно цельной натурой и героя
выбрал себе под стать. Он также любил Россию, как и первый ее император.
Ю. Олеша отмечал подлинность прозы коллеги по перу. Он часто представлял то, что написано в романе, и строки оживали в его голове. Текст мастерки описывал все то, что хотел сказать литератор.
Критика
Слайд 24В. Лидин говорил, что в Толстом он ценит, прежде всего, народность.
Его царь – как будто человек из народа, живущий интересами простых людей. Автор виртуозно передал русский дух, уделив внимание живой русской речи, которая украшает текст и передает тончайшие оттенки смыслов.
Л. Коган описывал подробности бесед с писателем, тот считал, что переломным моментом в русской истории является полтавская битва, именно там царь и народ соединились в едином порыве.
Критика
Слайд 25Г. Уланова полагала, что Толстой жил в душах своих героев, как
будто бы сам переживал их эмоции, будто бы видел историю своими глазами.
Критика
Слайд 26Петр Великий провел четыре войны, которые существенно изменили политическую карту Евразии.
Из 42 лет правления царя более 30 пришлось на войны. В них сложило голову около ста тысяч русских солдат. Четыреста тысяч воинов стали инвалидами и были уволены из армии по причине ранений. Такова цена победы в битвах петровской эпохи.
Слайд 28Чему учит книга ?
Изменения, приносящие пользу, нужны всегда. Жизнь не может
стоять на месте, особенно в таком большом государстве, как наша страна. Но хоть сколько-нибудь значимые преобразования не могут свершиться сами собой, без нашей готовности к ним. Книга учит людей брать ответственность за будущее страны в свои руки и смотреть в будущее.