Слайд 1«19 октября. 1825г.»
Работу выполнили
ученицы 9 «А»
Вожжова Кристина
Ходжаева Манижа
Лангепас
2006
МОУ «Гимназия №6»
Слайд 2Лирика Пушкина – это не только жанр, вид или род литературы.
Это стихия его творчества. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви и дружбы. Стихи Пушкина ярко отражают отношение поэта к этим видам чувств. Любовь в жизни Пушкина всегда была страстью, воплощающей в себе ощущение жизненной полноты. Пушкин был сам щедр на дружбу, поэтому он всегда имел много друзей, которым посвящал стихи.
Слайд 3Стихотворение «19 октября 1825г» - это первая из серии так называемых
«лицейских годовщин» Пушкина, связанных с открытием в этот день Царскосельского Лицея (в 1811г.), и по установившейся традиции ежегодно праздновавшихся лицеистами первого – пушкинского – выпуска.
Слайд 4Кудрявый наш певец –
Н.А. Корсаков, даровитый композитор-любитель, положивший на музыку
два лицейских стихотворения Пушкина.
Слайд 5Чужих небес любовник беспокойный – товарищ Пушкина Фёдор Фёдорович Матюшкин (1799-1872),
по окончании Лицея поступил во флот и вскоре отправился в кругосветное плавание.
Слайд 6«На долгую разлуку…» - переиначенные строки из прощальной песни Дельвига по
случаю окончания Лицея «Судьба на вечную разлуку,// Быть может, здесь сроднила нас».
«Вещун пермесских дев» - т.е. муз – А.А Дельвиг, также посетивший ссыльного Пушкина в Михайловском. Пушкин обращается к нему (Дельвигу) со словами, полными укора самому себе:
Слайд 8 «С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное
волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел;
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши».
Слайд 9Противопоставляя себе Дельвига, как более верного своей музе, Пушкин в действительности
указывает на два противоборствующих начала, свойственные ему самому: с одной стороны, он хочет писать «для себя», петь «для души», дабы не поставить свой гений в зависимость от чего бы то ни было, а с другой – раз ему «дана лира от богов», он обязан, при её помощи, возвещать людям нечто главное для них, чему они смогут исполнять своё, следовательно, достойное их человеческого звания предназначение.
Слайд 10 «Брат родной по музе, по судьбам» - Вильгельм Карлович Кюхельбекер,
в 1821г. выступил в Париже (куда попал в качестве секретаря одного знатного русского путешественника) с публичными лекциями о русской литературе.
Слайд 11«Поговорим… о Шиллере…» - Кюхельбекер из всех лицеистов особенно хорошо знал
немецкую литературу и больше всего увлекался Шиллером. В рукописи стихотворению был предпослан эпиграф из Горация «Nunc est bibendum» («Теперь следует пить»).
Слайд 12Также Пушкин в этом стихотворении говорил о блестящем дипломате А.М. Горчакове:
Ты,
Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе, фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей….
Слайд 14Поэтическая мысль развивается в стихотворении стройно и последовательно. Пушкин даёт каждому
из своих друзей, которым посвятил это стихотворение, краткую характеристику. Она согрета авторской любовью. Эта любовь и в прямых словах («друзья моей души», «мой брат родной», «о Дельвиг мой» и т.д.), и не менее того – в самих интонациях поэтического воспоминания. Любовь поэта к своим друзьям по лицею больше всего и придаёт им жизнь, делает их живыми и незабываемыми для читателя.
Слайд 15Стихотворение написано пятистопным ямбом, хотя большинство своих стихотворений Пушкин писал четырёхстопным.
Размер пятистопного ямба помогает создать напевную интонацию, интонацию раздумья и воспоминания. Пушкинский пятистопный ямб в стихотворении звучит чуть грустно и проникновенно, с особенной певучей величавостью:
Слайд 16
«Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село».
Слайд 17В те годы, когда Пушкин был в ссылке, он не раз
присылал друзьям свое приветствие, поэт сердечно обращается к бывшим лицеистам, говорит об их дружбе. Многие стихи Пушкина согреты нежностью, чувством любви к друзьям.
Поэт не любил богатое общество, ему приятнее был тесный круг друзей. Пушкина объединяло с его лицейскими друзьями кипение ума, любовь к искусству. Такая дружба самая высокая, самая глубокая.
Такое высокое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства любви и дружбы.
Слайд 18Список использованной литературы:
И.Б. Бачкало, Е.В. Витковский «А.С. Пушкин. Драматические произведения, поэмы,
сказки, стихотворения», том первый. -Издательство «Самарский Дом Печати», 1996г.
Б. Бурсов «Судьба Пушкина». Советский писатель, «Ленинградское отделение», 1986г.
Шпаргалки. Литература. «Сдай экзамен на Отлично!». Издательство ООО «ИДДК ГРУПП», 2004г.