Слайд 1Презентация по теме: Биография Твардовского Александра Трифоновича
Слайд 2Твардовский Александр Трифонович
родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо (ныне в Смоленской области)
в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. Этот хутор был разобран после раскулачивания семьи Твардовских.
ДЕТСТВО
Слайд 3Дед поэта, Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатом-артиллеристом), служившим в Польше, откуда привёз прозвище
«пан Твардовский», перешедшее к его сыну. Это прозвище (в реальности не связанное с дворянским происхождением) заставляло Трифона Гордеевича воспринимать себя скорее как однодворца, нежели крестьянина.
Слайд 4Мать же Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Трифон Гордеевич
был человеком начитанным — и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, П. Ершова. Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд.
Слайд 5В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты,
а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму».
Слайд 6Коллективизация, репрессии семьи
В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия»
(1934—1936) изобразил коллективизацию и мечты о «новой» деревне, а также скачущего на коне Сталина как предвестника светлого будущего.
Слайд 7Несмотря на то, что родители вместе с братьями Твардовского были раскулачены и сосланы, а
его хутор был сожжён односельчанами, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств.
Слайд 8Финская война
Член ВКП(б) с 1938 года. Комиссаром участвовал в присоединении к СССР Западной
Белоруссии и в Советско-финской войне. Участвовал в войне с Финляндией в 1939-1940 годах в качестве военного корреспондента.
Слайд 9«Василий Тёркин»
В 1941—1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945),
«книга про бойца без начала и конца» — самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» — и были невероятно популярны на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни — в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения.
Слайд 10Послевоенные поэмы
В 1946 году написана поэма «Дом у дороги», где упоминаются первые трагические
месяцы Великой Отечественной войны.
В дни смерти и похорон Сталина А. Т. Твардовский написал следующие строки:
В этот час величайшей печали
Я тех слов не найду,
Чтоб они до конца выражали
Всенародную нашу беду…
Слайд 11В поэме «За далью — даль», написанной на пике хрущёвской «оттепели»,
писатель осуждает Сталина и, как и в книге «Из лирики этих лет. 1959—1967» (1967), размышляет о движении времени, долге художника, о жизни и смерти. В этой поэме наиболее ярко выразилась такая мировоззренческая сторона жизни и творчества Твардовского, как «державность». Но, в отличие от державников-сталинистов и неосталинистов, культ сильного государства, державы у Твардовского — не связан с культом какого-либо государственного деятеля и вообще конкретной формы государства. Такая позиция помогала Твардовскому быть своим и среди русофилов — поклонников Российской империи.
Слайд 12«Новый мир»
Во второй период редакторства Твардовского в «Новом мире», особенно после XXII
съезда КПСС, журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», органом легальной оппозиции советской власти.
Слайд 13В 1960-е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» (опубликована в 1987
году) и «Тёркин на том свете» пересмотрел своё отношение к Сталину и сталинизму. В это же время (начало 1960-х) Твардовский получил разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.
Слайд 14Новая направленность журнала (либерализм в искусстве, идеологии и экономике, прикрывающийся словами
о социализме «с человеческим лицом») вызвала недовольство не столько хрущёвско-брежневской партийной верхушки и чиновников идеологических отделов, сколько так называемых «неосталинистов-державников» в советской литературе. В течение нескольких лет велась острая литературная (и фактически идеологическая) полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» (главный редактор В. А. Кочетов, автор романа «Чего же ты хочешь?», направленного в том числе и против Твардовского). Стойкое идейное неприятие журнала выражали и патриоты-«державники».
Слайд 15После снятия Хрущёва с высших постов в прессе (журнал «Огонёк», газета
«Социалистическая индустрия») была проведена кампания против журнала «Новый мир». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, часть коллектива журнала последовала его примеру. Редакция была, по сути, разгромлена. Записка КГБ «Материалы о настроениях поэта А. Твардовского» от имени Андропова была направлена 7 сентября1970 года в ЦК КПСС
Слайд 16В «Новом мире» идеологический либерализм сочетался с эстетическим традиционализмом. Твардовский холодно
относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма. Многие крупнейшие писатели 1960-х годов публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю. Например, в 1964 году в августовском номере была опубликована большая подборка стихотворений воронежского поэта Алексея Прасолова.
Слайд 17Вскоре после разгрома «Нового мира» у Твардовского обнаружился рак лёгких. Умер писатель 18
декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7)
Слайд 18Увековечение памяти
В 1990 году в честь писателя издан художественный маркированный конверт.
В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве именем Твардовского
названы улицы.
Имя Твардовского присвоено московской школе № 279.
В честь А. Твардовского назван самолёт «Аэрофлота» Airbus A330-343E VQ-BEK.
В 1988 году открыт мемориальный музей-усадьба «А. Т. Твардовский на хуторе Загорье»
Слайд 19Награды и премии
Сталинская премия второй степени (1941) — за поэму «Страна Муравия» (1936)
Сталинская
премия первой степени (1946) — за поэму «Василий Тёркин» (1941—1945)
Сталинская премия второй степени (1947) — за поэму «Дом у дороги» (1946)
Ленинская премия (1961) — за поэму «За далью — даль» (1953—1960)
Государственная премия СССР (1971) — за сборник «Из лирики этих лет. 1959—1967» (1967)
три ордена Ленина (1939, 1960, 1967)
орден Трудового Красного Знамени (1970)
орден Отечественной войны I степени (1945)
орден Отечественной войны II степени (1944)
орден Красной Звезды
Слайд 20Издания
Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца / Изд. подг. А. Л. Гришунин. —
М.: Наука, 1976. — 527 с. — (Литературные памятники)
Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца. — М.: Худ. лит., 1979. — 287 с. Миниатюрная книга, формат 58×75 мм, тираж 5000 экз.
Твардовский А. Т. Стихотворения и поэмы / Сост. М. И. Твардовской; подг. текста и прим. Л. Г. Чащиной и Э. М. Шнейдермана. — Л.: Сов. писатель, 1986. — 896 с. — (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца. — Минск: Мастацкая лiтаратура, 1988. — 272 с. Миниатюрная книга, формат 75×96 мм, тираж 5000 экз.
Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца. — Томск: ТомСувенир, 2000. — 352 с. (Литературно-художественное издание). Миниатюрная книга, формат 50×66 мм, тираж 500 экз.