Слайд 3
Рассуждение - это смысловой тип текста, в котором отрицается или утверждается
какое-то явление, факт, понятие, говорится о причинах свойств и явлений.
Слайд 4Рассуждение строится по следующему плану:
тезис
аргументы
вывод
Слайд 5
Тезис - это то, что надо доказать, объяснить или опровергнуть.
Аргументы -
это доказательства, доводы, обоснования, объяснения.
Вывод - это то, что доказано, объяснено или опровергнуто.
Слайд 6Тезис может формулироваться как утверждение.
Тезис может формулироваться в виде вопроса.
Слайд 7
Для перехода от тезиса к доказательствам часто используются:
1. вопрос почему?,
2.
частица ведь
3. такие конструкции, как:
И вот почему;
Это можно доказать так (следующим образом);
Слайд 8
Докажем это;
В этом легко убедиться;
Это объясняется следующим и т.
п.
Слайд 9
На связь и последовательность мыслей в доказательствах могут указывать вводные слова
и сочетания:
во-первых,
во-вторых,
наконец,
например,
предположим,
допустим и др.
Слайд 10
Вывод связывается с доказательствами чаще всего посредством вводных слов и сочетаний
:
итак,
таким образом,
поэтому,
вот почему.
Слайд 11
Части рассуждения могут быть связаны и без специальных языковых средств, только
по смыслу.
Слайд 1315.1.сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический»
произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Слайд 15пошаговая инструкция по написанию сочинения 15.1.
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые
слова.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Слайд 16ответы:
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в
русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Слайд 17Шаг 3. Составляем план сочинения
1. Цитируем высказывание.
2. Объясняем смысл высказывания.
3. Приводим
2 примера из прочитанного текста.
4. Делаем вывод.
Слайд 181
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и
в нашем сознании,
чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее
точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё
многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного
высказывания, рассмотрим конкретные примеры.
Слайд 19Вместо глагола "сказал" можно употребить другие:
утверждал
рассуждал
отмечал
считал и т.д.
Слайд 202. можно обойтись и без цитирования, например
Язык – одно из чудес, с помощью
которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.
Слайд 21Шаг 4. Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текста
примеров должно быть 2;
примеры должны
быть из прочитанного текста;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Слайд 22Аргумент 1.
Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися
дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Слайд 23Аргумент 2.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов
в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса (объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1 (приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).
Слайд 24Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в
заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Слайд 25Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В
итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
Слайд 26Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в
русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
Слайд 2815.3
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами
определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Слайд 29ШАГ 1.
Формулируем ТЕЗИС.
Даём определение слову человечность и комментируем его.
Слайд 30
Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение
и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.
Слайд 31ШАГ 2.
Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения.
Аргумент 1
Слайд 32
Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика
из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».
Слайд 33ШАГ 3.
Приводим АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта.
Аргумент 2
Слайд 34
А вот ученики нашей школы оказывают посильную помощь
ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, а человечность – одно из них.
Слайд 36
Из этого следует, что добрые чувства должны формироваться
с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека.