Слайд 1
Методическая разработка
урока внеклассного чтения
«Особое детство»
(по книге Т.Крюковой «Костя+Ника»)
Учитель Гончаренко
Г.Б.,
МАОУ СОШ № 200
г.Екатеринбург
Слайд 2Особенный ребенок – это какой?
Старая Утка ввиду близившейся разлуки относилась к
дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедняжка еще не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка.
Серая Шейка держалась в стороне от косяка, как чужая... Да, все были так заняты общим отлетом, что на нее никто не обращал внимания.
(М.-Сибиряк)
Как относятся окружающие к Серой Шейке? Она особенная? Почему?
- Вероятно, особенный ребенок – это инвалид.
Слайд 3Биографическая справка
Родилась 14 октября 1953 года 1953 года, Дзауджикау 1953 года, Дзауджикау,СССР
Тамара Шамильевна Крюкова -
автор книг для детей и юношества. Работает в разных жанрах и для читателей разного возраста. Одни книги написаны для дошкольников, другие адресованы старшим школьникам и взрослому читателю. Писатель разноплановый. В её багаже есть фантастические и реалистические повести, повести-сказки, рассказы, сказки и стихи. Её книги переведены на немецкий, польский, словацкий, чешский, венгерский, болгарский, украинский, литовский, азербайджанский, армянский и киргизский языки.
Слайд 4Повесть «Костя+Ника»
Но книга «Костя+ Ника», с моей точки зрения, особенная. Написана
в 1997 году, напечатана в 2010 году. Главная героиня повести Ника, Никандра, дочь известного художника. Она потеряла мать в 6 лет и с тех пор не может ходить.
Тамаре Шамильевне удалось показать читателям хрупкий мир ребенка-инвалида, его нечеловеческие страдания, комплексы, доверчивость и тонкую грань между жизнью и смертью.
Слайд 5Психологический портрет маленькой Никандры
1. При помощи каких средств Т.Крюкова рисует психологический
портрет девочки-инвалида? (диалог, монолог, авторский комментарий)
2. Подчеркните опорные слова (глаголы, существительные), помогающие автору показать нарастание тревоги, напряжения в ее настроении.
3. Какие вы выделили в этих эпизодах ключевые слова?
(Одиночество, безысходность, неверие в людей, нежелание жить).
Слайд 6Психологический портрет маленькой Никандры
- Лучше бы я не родилась вовсе.
- Да,
я с другой планеты, - тихо проговорила Ника, а потом вдруг сорвалась на крик: - Хочешь узнать с какой? Вот она - моя планета! - Она с силой ударила кулаками по подлокотникам инвалидной коляски. - И никуда мне от этой планеты не деться. Зачем я живу?! Лучше бы я умерла!
…Ника не чувствовала боли. Ни боли, ни обиды - ничего, кроме пустоты, как будто ампутировали душу
Слайд 7Костя - спаситель, друг?
Состояние безысходности испытывает наша героиня, она на грани
тяжелого решения. И именно в этот момент появляется Костя. Какую роль в судьбе Ники играет Костя?
Слайд 8А почему именно Костя?
особенный человек, обладающий особым зрением. Он
бескорыстный, он чуткий, он готов находить в людях те качества, которые скрыты от окружающих.
Слайд 10В какие моменты появляется
Костя-ника?
Это сама природа, которая помогает взглянуть на
мир другими глазами, помогает отличить истинное от лживого, помогает вспомнить, что человек рожден для любви. Это внутренний голос таким образом подсказывает мальчику о встрече с удивительным человеком, намекая, что проявление доброты усиливает чувства любви к миру
Слайд 11Каждый человек – это вселенная…
Надо чтобы кто-то разбудил эту вселенную,
и она будет собирать вокруг огромные мириады звезд, будет расширяться и согревать других.
Так случилось в конце концов с Костей. Помогая Нике, он мечтает о деле всей жизни – стать врачом. Мы, читатели, уверены, что все это сбудется, доброты хватит на всех.
Слайд 12А чудеса показывать не надобно. Они сами видны, ежели умеешь разглядеть.
Как
нужно относиться к особым детям?
Чем они отличаются от нас?
Можно ли нам всем измениться, стать добрее, прозорливее?
Слайд 13Мы все особенные
Особые дети – это особый мир, хрупкий, беззащитный и
очень интересный
Чтобы стать частью этого мира, нужно научиться любить всех людей одинаково
Если мы кого-то приручили, мы за них в ответе (Д.Экзюпери)
Слайд 14Домашнее задание
Написать эссе: «Этот мир прекрасен для всех», либо отзыв о
книге Т.Крюковой «Костя+Ника».
Тема для проектной деятельности «Особенный ребенок» в повести Т.Крюковой «Костя+Ника»
Слайд 15Источники
http://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/ros/25242/bio/
https://yandex.ru/images
https://royallib.com/author/kryukova_tamara.html
https://royallib.com/author/maminsibiryak_dmitriy.html
http://www.fant-asia.ru/