Презентация, доклад к уроку русского языка и литературы

Содержание

Троп - это замена наименования явления словом или выражением, употребленным не в прямом, а в переносном смысле.

Слайд 1Средства образной выразительности

Средства образной выразительности

Слайд 2Троп
- это замена наименования явления словом или выражением, употребленным не

в прямом, а в переносном смысле.
Троп - это замена наименования явления словом или выражением, употребленным не в прямом, а в переносном смысле.

Слайд 3Метонимия
перенос наименования одного явления на другое вследствие их взаимообусловленности.


Существуют разновидности

метонимии:
Метонимия перенос наименования одного явления на другое вследствие их взаимообусловленности.Существуют разновидности метонимии:

Слайд 4Замена названия самого предмета указанием на материал, из которого он сделан
«Как

весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих, ровных рек»;

«Фарфор и бронза на столе»;

«Духи в граненном хрустале».
(Пушкин)
Замена названия самого предмета указанием на материал, из которого он сделан«Как весело, обув железом острым ноги, скользить

Слайд 5Название вмещающего объема вместо того, что в нем содержится.
«Ну, скушай же

еще тарелочку, мой милой!»

«пенистые чаши».
(Пушкин)
Название вмещающего объема вместо того, что в нем содержится.«Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!»«пенистые чаши». (Пушкин)

Слайд 6Обозначение людей (или целого народа) именем места, где они находятся или

где происходит действие.

«Нет не пошла Москва моя к нему с повинной головою»;
(Пушкин)
«…великою скорбью народной переполнилась наша земля»;
(Некрасов)
«Но тих был наш бивак открытый»;
(Лермонтов)
«Шла Россия спасать Москву»
(Ахматова)

Обозначение людей (или целого народа) именем места, где они находятся или где происходит действие.«Нет не пошла Москва

Слайд 7Употребление имени творца вместо названия произведения, предмета
У Пушкина в «Евгении Онегине»:


«Читал охотно Апулея,
а Цицерона не читал»;

«Лепажа стволы роковые»
Употребление имени творца вместо названия произведения, предметаУ Пушкина в «Евгении Онегине»: «Читал охотно Апулея, а Цицерона не

Слайд 8Название вместо самого действия его орудия, средства, цели или результатов
«Перо его

любовью дышит»;

«Что завтра Ленский и Евгений заспорят о могильной сени»;

«Меч нас рассуди»
(Пушкин)
Название вместо самого действия его орудия, средства, цели или результатов«Перо его любовью дышит»;«Что завтра Ленский и Евгений

Слайд 9Перифраза
оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных

признаков или указанием на их характерные черты.

Автор «Героя нашего времени»
(вместо М. Лермонтова)
Перифразаоборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные

Слайд 10Поэтический синтаксис

Поэтический синтаксис

Слайд 11Поэтический синтаксис
- это особые образно-выразительные средства построения фраз, сочетание их друг

с другом.
Поэтический синтаксис- это особые образно-выразительные средства построения фраз, сочетание их друг с другом.

Слайд 12Фигуры поэтического синтаксиса
- это стилистические средства изобразительности

Фигуры поэтического синтаксиса- это стилистические средства изобразительности

Слайд 13Градация
- расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию.

На этом

примере построена «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина.

Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе. Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и наконец загремели на весь дом. Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз ее хлынул ливень.
Градация - расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию.На этом примере построена «Сказка о рыбаке и

Слайд 14Оксюморон
сочетание слов, противоположных по смыслу:

живой труп, горячий снег,
грустная

радость,
сладкая горечь воспоминаний.
Оксюморон сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.

Слайд 15Синтаксический параллелизм
одинаковой, сходное построение смежных фраз, предложений.

Уже небо осенью дышало, уж

реже солнышко блистало. (Пушкин)

Дымится поле, рассвет белеет, в степи туманной кричат орлы. (Бунин)

И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы. (Бунин)
Синтаксический параллелизмодинаковой, сходное построение смежных фраз, предложений.Уже небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

Слайд 16Парцелляция
особое членение предложения, неполные предложения.

У Анны стряслась. Большая.
Случилось это давно.

Очень давно.
«Там видно будет», - отвечает Корней. И молча лезет на козлы.
(Бунин)
Парцелляция особое членение предложения, неполные предложения.У Анны стряслась. Большая.Случилось это давно. Очень давно.«Там видно будет», - отвечает

Слайд 17Умолчание
это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не

до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.

Нет, я хотел … быть может, вы … я думал, что уж барону время умереть.
Пушкин)
Умолчание это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю

Слайд 18Эллипсис
это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.

Мы

села – в пепел,
грады – в прах,
в мечи – серпы и плуги.
(Жуковский)
Эллипсис это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.Мы села – в пепел, грады –

Слайд 19Анафора
образуется путем повторения одного слова или выражения в начале двух или

нескольких смежных фраз, стихов или строф.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь
(Есенин)
Анафораобразуется путем повторения одного слова или выражения в начале двух или нескольких смежных фраз, стихов или строф.Не

Слайд 20Эпифора
образуется путем повторения одного слова или выражения в конце смежных

предложений, стихов, строф.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?
Почему именно титулярный советник?
(Гоголь)
Эпифора образуется путем повторения одного слова или выражения в конце смежных предложений, стихов, строф.Мне бы хотелось знать,

Слайд 21Пиррихий, спондей, цензура

Пиррихий, спондей, цензура

Слайд 22Пиррихий
парные сочетания безударных слов в ямбе или хорее.


«Замолчал поток сердитый»

«Пожитки

бледной нищеты».
Пиррихий парные сочетания безударных слов в ямбе или хорее.«Замолчал поток сердитый»«Пожитки бледной нищеты».

Слайд 23Спондей
соединение двух ударных слогов.


«Вдруг … слабый крик … невнятный стон».

Спондей соединение двух ударных слогов.«Вдруг … слабый крик … невнятный стон».

Слайд 24Цензура
деление стиха на два полустишия ритмической междусловесной паузой.

Дни поздней осени

бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блестящей смиренно…
(Пушкин)
Цензура деление стиха на два полустишия ритмической междусловесной паузой.Дни поздней осени бранят обыкновенно,Но мне она мила, читатель

Слайд 25«Терпение тьмы лопнуло; первый удар грома всколыхнул море, второй удар раскроил

облачную стену сверху донизу, образовалась пробоина, - оттуда хлынул ливень. Расщелина превратилась в раскрытую пасть, брызгающую дождем и изрыгавшую бурю.
То была страшная минута. Потом – ураган, вспышки молнии, залпы грома, вздыбленные до облаков волны, пена, треск, исступленные корчи, вопли, рычанье, пересвисты – все сразу. Сорвавшиеся с цепи чудовища.
Ветер грохотал и выл. Дождь не лился, он обрушивался».
(Гюго)
«Терпение тьмы лопнуло; первый удар грома всколыхнул море, второй удар раскроил облачную стену сверху донизу, образовалась пробоина,

Слайд 26«Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И

стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как и являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное».
(Горький)
«Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть