Слайд 1Загадки
Типы и циклы загадок.
Сказка-загадка
Слайд 2Цели урока:
Знакомство с происхождением и природой загадок;
Развитие умения отгадывать и сочинять
загадки.
Слайд 4В Древней Греции есть город Фивы.
В одной из легенд жило там
страшное чудовище - Сфинкс, и он загадывал загадку, а того, кто не мог ее отгадать, Сфинкс съедал.
Только один герой смог ее отгадать.
Слайд 5Попробуйте и вы отгадать эту загадку
Слайд 6Знание загадок приносило счастье.
В загадках используется иносказательная речь- сравнения, иными словами
рассказывается явление.
Загадывающие старались и стараются спрятать ответ.
Слайд 7Создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь
человеку, чтобы в горящей лучине увидеть "красного петушка, что по жердочке бежит", или посмотришь на обыкновенную редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице:
"Сидит девица в темнице,
А коса на улице".
Слайд 8«Без лица в личине»
Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью.
Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она "без лица в личине". Настоящее лицо загадки скрывается под "личиной", и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.
Слайд 9Как «сделана» загадка?
"Стоит девица в избе,
А коса – на дворе".
Кого
надо нам разоблачить?
Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.
Что это за предмет?
Как получилась эта загадка?
"Серый, маленький Денис
На веревочке повис. "
В каждой загадке есть главные слова.
На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?
Слайд 10Типы загадок:
1. Где перечисляются различные признаки:
Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как
кумач.
На вкус, как сахар сладок,
А сам похож на мяч.
2. Краткая характеристика предмета:
Голубая простыня весь свет одевает.
(Здесь признак предмета и сравнение.)
3. Сравнение. Отрицательное сравнение.
-Серебряные нити сшивают землю и небо.
-Летит, а не птица, Воет, а не зверь.
4. Метафора – свойства живого существа переносятся на неживое.
Под одной крышей четыре братца живут .
Слайд 11Кратко о загадке мы можем сказать следующее:
ЗАГАДКА:
Краткость, конкретность
Иносказательное описание предмета (метафора)
+ ритмичность
и рифмованность, форма вопроса
Слайд 12Составление загадок!
Со страницы книжки в гости
К вам я шла,
Чтобы разгадали вы
меня, друзья,
Очень торопилась, и случилось так,
Что на куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите,
А потом вы вспомните меня, узнаете
И конечно разгадаете.
Слайд 14Каждая девица загадала загадку.
Нам необходимо разгадать их.
1) Все его любят,
А поглядят
на него,
Так каждый морщится
2) Расколи лед –
Возьми серебро.
Разрежь серебро –
Возьми золото.
3) Зелена, а не луг,
Белая, а не снег,
Кудрява, а без волос.
Слайд 16Домашнее задание:
Учебник :
1. с. 50-53 , 53-56 – читать
2. с.
54 – ответить на вопросы и задания третьего уровня
3. с. 56 – задание третьего уровня ( по желанию)