Презентация, доклад к уроку на тему Лирика М.Ю.Лермонтова

Содержание

М.Ю.Лермонтов – крупнейший писатель России; основоположник наряду с А.С.Пушкиным и Н.В.Гоголем русской классической литературы.

Слайд 1Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814 – 1841)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841)

Слайд 2М.Ю.Лермонтов – крупнейший писатель России; основоположник наряду с А.С.Пушкиным и Н.В.Гоголем

русской классической литературы.
М.Ю.Лермонтов – крупнейший писатель России; основоположник наряду с А.С.Пушкиным и Н.В.Гоголем русской классической литературы.

Слайд 5ТАРХАНЫ...ДЛЯ СЕРДЦА МИЛЫЙ УГОЛОК...
Портрет 3-хлетнего Михаила
Михаилу 6-8 лет
И вижу я

себя ребёнком, кругом родные все места: высокий барский дом и сад с разрушенной теплицей; зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд, а за прудом село дымится — и встают вдали туманы над полями.
ТАРХАНЫ...ДЛЯ СЕРДЦА МИЛЫЙ УГОЛОК... Портрет 3-хлетнего МихаилаМихаилу 6-8 лет	И вижу я себя ребёнком, кругом родные все места:

Слайд 6Детские годы и образование М.Ю.Лермонтова.
Детские годы будущего писателя прошли в имении

бабушки (село Тарханы) в Пензенской губернии.
Михаил Юрьевич учился в Московском университете (1830 – 1832 г.)
В 1834 году он окончил Санкт-Петербургскую гвардейскую школу подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Детские годы и образование М.Ю.Лермонтова.Детские годы будущего писателя прошли в имении бабушки (село Тарханы) в Пензенской губернии.Михаил

Слайд 7«Утес»
Лирика М.Ю.Лермонтова

«Утес»Лирика М.Ю.Лермонтова

Слайд 9Он душу в объятиях нёс Для мира печали и слёз;

И звук его песни в душе молодой Остался без слов, но живой




Он душу в объятиях нёс Для мира печали и слёз;

Слайд 10Философская лирика
Никто не дорожит мной на земле;
И сам себе я

в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд, и даже злым в толпе
кажусь…
(М.Ю.Лермонтов)
Философская лирика Никто не дорожит мной на земле;И сам себе я в тягость, как другим.Тоска блуждает на

Слайд 11Мотив гордого одиночества
Равнодушие толпы рождает ответную реакцию
у лирического героя –

он тоже вынужден
скрывать свои чувства, стремления, помыслы.


«Парус»
«Сосед»

«И скучно, и грустно»
«Горные вершины»
«Пленный рыцарь»

Мотив гордого одиночестваРавнодушие толпы рождает ответную реакцию у лирического героя – он тоже вынужден скрывать свои чувства,

Слайд 12
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что

кинул он в краю родном?..
 
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит…
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
 
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832
Белеет парус одинокийВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?.. Играют волны

Слайд 14Мотив избранности,
внутреннего родства
с трагическими судьбами
Байрона и Наполеона
«Нет, я

не Байрон; я другой»

«Наполеон»

«Воздушный кораблик»

«Пророк»



Мотив избранности, внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона«Нет, я не Байрон; я другой»«Наполеон»«Воздушный кораблик»«Пророк»

Слайд 15
И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. На время –не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё так ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь , как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…
И скучно, и грустно, и некому руку подать      В минуту душевной невзгоды…

Слайд 16
Печально я гляжу
на наше поколенье!
Его

грядущее – иль пусто,
иль темно,
Меж тем, под бременем
познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

«ДУМА»

Печально я гляжу      	на наше поколенье!Его грядущее – иль пусто,

Слайд 17Образ маски
Внешне благополучная
жизнь
современного общества
трансформируется
в лирике поэта
в

бездуховность,
маскарадность света.

«Исповедь»
«Как часто, пёстрою толпою окружён…»
«Из-под таинственной, холодной полумаски…»

Образ маскиВнешне благополучная жизнь современного общества трансформируется в лирике поэта в бездуховность, маскарадность света.«Исповедь»«Как часто, пёстрою толпою

Слайд 18Когда человек чувствует своё единение с природой, тогда он ощущает свободу

и покой, именно тогда он счастлив. Лермонтов в природе помимо красоты видит доброту. Она гармонична, мудра, вечна, она – идеал гармонии. Вот с кого нам (людям) надо брать пример, обрести главную жизненную мудрость.

"Выхожу один я на дорогу"

Когда человек чувствует своё единение с природой, тогда он ощущает свободу и покой, именно тогда он счастлив.

Слайд 19Проблема личности для поэта является определяющей. Личность воспринимается как центр всего

существующего.


Космические мотивы, мотивы противоборства земных и небесных сил,
олицетворяющих борьбу добра и зла
как внутри человека, так и вовне его.

«Мой демон»
«Небо и звёзды»

«Ангел»
«Молитва»

Проблема личности для поэта является определяющей. Личность воспринимается как центр всего существующего.Космические мотивы, мотивы противоборства земных и

Слайд 20Тема Родины
«Родина», « Бородино»,
«Два великана», «Жалоба турка»

Тема Родины «Родина», « Бородино», «Два великана», «Жалоба турка»

Слайд 21 И молвил он, сверкнув очами,
«Ребята, не Москва ль за

нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
И молвил он, сверкнув очами, «Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как

Слайд 22“Прощай, немытая Россия”.
Лирический герой высказывает резкое отрицание
существующей действительности.

“Прощай, немытая Россия”.Лирический герой высказывает резкое отрицание существующей действительности.

Слайд 23«РОДИНА»
Поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит

в стране. Он первым показал Россию народную, мужицкую, которую признал, понял и которой поклонился.
Любить Родину – значит любить истину.
«РОДИНА»Поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит в стране. Он первым показал Россию

Слайд 24Пейзажная лирика
Наполнена одухотворённой красотою,
которая является источником духовных сил.

Пейзажная лирика Наполнена одухотворённой красотою, которая является источником духовных сил.

Слайд 25«Когда волнуется желтеющая нива»
И. Шишкин РОЖЬ

«Когда волнуется желтеющая нива» И. Шишкин РОЖЬ

Слайд 26"На севере диком"
По мотивам стихотворения М. Ю. Лермонтова картина "Сосна"


Ивана Ивановича Шишкина. Холст. Масло. 1891 г.
Киевский музей русского искусства.

Слайд 27«Утёс»
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, На лазури

весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. 1841
«Утёс»Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, На лазури весело играя;

Слайд 28Любовная лирика
«Нищий», « Я не унижусь пред тобой»,

« Нет, не тебя так пылко я люблю», «Отчего»
Любовная лирика «Нищий», « Я не унижусь пред тобой», « Нет, не тебя так пылко я люблю»,

Слайд 29Наталья Фёдоровна
Иванова
(1813-1875)

Знакомая Лермонтова , предмет его юношеских увлечений. Дочь известного драматурга

Ф.Ф. Иванова. Поэт познакомился с ней в июне 1831 года.

“Я не унижусь пред тобою”

Наталья ФёдоровнаИванова(1813-1875)Знакомая Лермонтова , предмет его юношеских увлечений. Дочь известного драматурга Ф.Ф. Иванова. Поэт познакомился с ней

Слайд 30“Нет, не тебя так пылко я люблю...”
Смущенная Софья Михайловна, обращаясь к

нему по-французски, укоризненно сказала: “Вы знаете, Лермонтов, что мой муж не любит вашу манеру пристально всматриваться, зачем же вы доставляете мне эту неприятность?”

Однажды зашедший к Соллогубам Лермонтов сидел в гостиной и молча глядел на молодую хозяйку дома своими выразительными глазами, имевшими магнетическое влияние.

Ничего не ответив, Лермонтов встал и ушел. А на другой день принес Софье Михайловне листок со стихами, который Соллогуб тут же забрал у жены. Случилось это весной 1841 года, в последний приезд поэта в Петербург.

“Нет, не тебя так пылко я люблю...”Смущенная Софья Михайловна, обращаясь к нему по-французски, укоризненно сказала: “Вы знаете,

Слайд 31«Лермонтов был страстно влюблен … в молоденькую, милую, умную, как день,

и в полном смысле восхитительную Лопухину; это была натура пылкая, восторженная , поэтическая и в высшей степени симпатичная… как теперь помню её ласковый взгляд и светлую улыбку: ей было лет пятнадцать-шестнадцать …»

Воспоминания А.П, Шан -Гирея

Акварель М.Ю.Лермонтова.
1830-1831.

«Лермонтов был страстно влюблен … в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Лопухину;

Слайд 32« Поэт», «Кинжал», «Пророк»
Тема поэта и поэзии

« Поэт», «Кинжал», «Пророк»Тема поэта и поэзии

Слайд 33Почему критику «страшно
сказать» о том, что
у Пушкина есть преемник?

Прочитайте

отрывок из письма В.Г.Белинского русскому писателю В.П.Боткину: «...страшно сказать, а мне кажется, что в этом юноше готовится третий русский поэт и что Пушкин умер не без наследника».

ДУЭЛЬ ПУШКИНА С ДАНТЕСОМ С картины П. Ф. Соколова.

Почему критику «страшно сказать» о том, что у Пушкина есть преемник?Прочитайте отрывок из письма В.Г.Белинского русскому писателю

Слайд 34 Прочитай стихотворение Лермонтова, сделавшее его настолько знаменитым.
Замолкли звуки чудных песен,
Не

раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью!
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!

И он убит — и взят могилой,
Сражённый, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок,— они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шёпотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.

Что ж? веселитесь...— он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навёл удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьётся ровно.
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. Издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..




СМЕРТЬ ПОЭТА
Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!., к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?

Прочитай стихотворение Лермонтова, сделавшее его настолько знаменитым.Замолкли звуки чудных песен,Не раздаваться им опять:Приют певца угрюм и

Слайд 35
Для ответа на этот вопрос можно использовать известные строки В. Кюхельбекера:

Горька судьба поэтов всех племён;
Тяжелее всех судьба казнит Россию.
Понимал ли поэт, на что он себя обрекает, когда писал это стихотворение?

Почему Лермонтов назвал своё стихотворение «Смерть Поэта», а не «Смерть Пушкина»?

Для ответа на этот вопрос можно использовать известные строки В. Кюхельбекера:     Горька судьба

Слайд 36Прочитайте стихотворение
«Поэт»
(1840 год)
(стр. 200 – 201 в учебнике)
Как построено стихотворение?
Почему

образ поэта ассоциируется
с образом кинжала?
От чего зависит «судьба » кинжала?
От чего зависит роль поэта в обществе?
Каким был поэт в прошлом?
Кем он стал теперь?
На какой антитезе построено
стихотворение?

Прочитайте стихотворение «Поэт»(1840 год)(стр. 200 – 201 в учебнике)Как построено стихотворение?Почему образ поэта ассоциируется с образом кинжала?От

Слайд 37Домашнее задание:
стр. 198 – 210 – выучить одно стихотворение М.Ю.Лермонтова.

Домашнее задание:стр. 198 – 210 – выучить одно стихотворение М.Ю.Лермонтова.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть