Презентация, доклад к уроку литературы в 9 классе на тему Поэтическое творчество А.Н.Радищева. Ода Вольность

Содержание

Предварительная подготовка к урокуСамостоятельно прочитать оду А.Н. Радищева «Вольность»Самостоятельно прочитать статью А.С. Пушкина «Александр Радищев»

Слайд 1Поэтическое творчество А.Н.Радищева Ода «Вольность»
Презентация к уроку литературы в 9 классе

Поэтическое творчество А.Н.Радищева Ода «Вольность»Презентация к уроку литературы в 9 классе

Слайд 2Предварительная подготовка к уроку
Самостоятельно прочитать оду
А.Н. Радищева «Вольность»
Самостоятельно

прочитать статью
А.С. Пушкина «Александр Радищев»
Предварительная подготовка к урокуСамостоятельно прочитать оду   А.Н. Радищева «Вольность»Самостоятельно прочитать статью   А.С. Пушкина

Слайд 4Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802)
Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву» представляет

собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой названиями почтовых станций городов и деревень, мимо которых следует путешественник. Автор рисует картины современной ему России, уделяя основное внимание положению крепостных  крестьян, угнетаемых помещичьим классом. Параллельно с этим Радищев смело и резко осуждает самодержавие. Кроме того, Радищев включил в повесть свою оду «Вольность» и «Слово о Ломоносове».

Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802)Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву» представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных

Слайд 5Наследие А.Н. Радищева
12 стихотворений
4 неоконченные поэмы: «Творение мира», «Бова», «Песни, петые

на состязаниях в честь древним славянским божествам», «Песнь историческая».

Радищев предпринял попытку преобразовать сложившиеся к концу XVIII века классические образцы поэтического творчества. Так, при написании похвальных од использовались четырёхстопный ямб и десятистопная строфа, а в поэмах и трагедиях обычно применялся шестистопный ямб с парной рифмовкой, или так называемые александрийские стихи. Радищев предлагал обратиться к гекзаметру, в котором используются трёхсложные стопы, а также к белому стиху.

Наследие А.Н. Радищева12 стихотворений4 неоконченные поэмы: «Творение мира», «Бова», «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским

Слайд 6Особенности литературного направления классицизма
Свойственны строгие правила создания литературных произведений.
Все жанры делились

на высокие и низкие.
Каждому жанру соответствовал определённый круг тем.
Смешение жанров не допускалось.
К высоким жанрам относились трагедии, поэмы и оды.
Особенности литературного направления классицизмаСвойственны строгие правила создания литературных произведений.Все жанры делились на высокие и низкие.Каждому жанру соответствовал

Слайд 7Особенности жанра ОДА
Ода как литературный жанр возникла в Древней Греции, наибольшую

известность приобрели оды Пиндара и Горация. Ода – это поэтическое произведение, первоначально исполнявшееся и сопровождавшееся танцем. Оды Пиндара прославляли победителей спортивных состязаний, благодаря чему оду чаще всего воспринимают как торжественное произведение, восхваляющее кого-либо или что-либо. Однако в античное время термин «ода» еще не был связан с определённой поэтической формой и конкретной тематикой. Кроме хвалебных, существовали оды-плачи, оды-плясовые.
Особенности жанра ОДАОда как литературный жанр возникла в Древней Греции, наибольшую известность приобрели оды Пиндара и Горация.

Слайд 8В России в период классицизма
Оды стали использовать для выражения патриотического, религиозного

или философского воодушевления, при этом соблюдая поэтический канон – четырёхстопный ямб с десятистишной строфой.
Образцом для русских од стали оды М.В.Ломоносова, реформировавшего стихосложение.
В России в период классицизмаОды стали использовать для выражения патриотического, религиозного или философского воодушевления, при этом соблюдая

Слайд 9Ода «Вольность»
Радищев работал над одой несколько лет
– с

1781 до 1790 года.
Написана в соответствии с традицией: четырёхстопным ямбом с десятистишной строфой.
В сокращённом варианте ода вошла в «Путешествие…», в главу «Тверь».
Полный текст опубликован в 1906 году.
Написана после окончания Войны за независимость американских колоний от Англии; в это же время начиналась революция во Франции.
Радищев в оде «Вольность» прославляет не личность, а ИДЕЮ.
Вольность Радищев называет источником всех великих дел; она дана человеку природой и является естественным состоянием:

Я в свет исшел, и ты со мною;
На мышцах нет моих заклеп…

Ода «Вольность»Радищев работал над одой несколько лет   – с 1781 до 1790 года.Написана в соответствии

Слайд 10Тема власти в оде «Вольность»
Власть появилась как результат объединения людей в

общество; ограничение индивидуальной свободы через закон происходило в общих интересах, а власть, избранная людьми, должна следить за соблюдением этих законов и прав граждан. Здесь мы видим демократический идеал общества и правового государства.
Тема власти в оде «Вольность»Власть появилась как результат объединения людей в общество; ограничение индивидуальной свободы через закон

Слайд 11В оде «Вольность» Радищев показывает взаимосвязи религии и власти, характерные для

его времени.

Власть царска веру охраняет,
Власть царску вера утверждает,
Союзно общество гнетут.

Так как власть правителя освящена религией, монарх ощущает себя ответственным перед народом; это приводит к неограниченной тирании:

Чело надменное вознесши,
Схватив железный скипетр, царь,
На грозном троне властно севши,
В народе зрит лишь подлу тварь.

В оде «Вольность» Радищев показывает взаимосвязи религии и власти,  характерные для его времени.Власть царска веру охраняет,Власть

Слайд 12К чему неизбежно приводит такое положение дел в обществе?
Отсутствие свободы, вольности

отрицательно сказывается на развитии общества. Подавление и принуждение порождает ответную реакцию, которой становится революция. Восставший народ свергает правителя и передаёт суду, а затем казни:

Возникнет рать повсюду бранна,
Надежда всех вооружит;
В крови мучителя венчана
Омыть свой стыд уж всяк спешит.
Ликуйте, склепанны народы;
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя.

На какое историческое событие намекает в этих строках Радищев?
(здесь речь идёт об Английской революции 1649 года и о казни английского короля Карла I. Радищев сочувственно относился и к освободительной борьбе американских колоний против владычества Англии)

К чему неизбежно приводит такое положение дел в обществе?Отсутствие свободы, вольности отрицательно сказывается на развитии общества. Подавление

Слайд 13Подведение итогов
Радищев полагал, что человеческое общество развивается циклически: от свободы рождается

тирания, за которой вновь приходит свобода. Эту мысль он сам поясняет в»Путешествии из Петербурга в Москву» в главе «Тверь»:
«Таков есть закон природы; из мучитильства рождается вольность, из вольности рабство…».
К чему призывает Радищев народы, сумевшие отстоять свободу? Что он думает о положении в России?

В оде «Вольность» Радищев призывает народы, освободившиеся от угнетения, беречь завоёванную свободу:



О вы! Счастливые народы,
Где случай вольность даровал!
Блюдите дар благой природы,
В сердцах что вечный начертал.
В России Радищев не ждёт скорого освобождения народа и осуществления правления в соответствии с демократическими принципами. Автор «Вольности» не надеется дожить до времени, когда это произойдёт:
Не приспе ещё година,
Не совершилися судьбы…
Однако он верил, что рано или поздно это случится, и тогда кто-нибудь из потомков скажет о нём:
Под игом власти сей рожденный,
Кося оковы позлащенны,
Нам вольность первый прорицал.
Подведение итоговРадищев полагал, что человеческое общество развивается циклически: от свободы рождается тирания, за которой вновь приходит свобода.

Слайд 14Домашнее задание
Письменно сравнить оду А.Н.Радищева «Вольность» с одной из од М.В.Ломоносова

или Г.Р.Державина.
Домашнее заданиеПисьменно сравнить оду А.Н.Радищева «Вольность» с одной из од М.В.Ломоносова или Г.Р.Державина.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть