Слайд 1Вера в великую силу добра
Добро из добра приходит (Пословица)
А.П.Платонов
«Юшка»
Слайд 2Художественный мир Платонова
Семья-основа
художественного
мира
Простой человек-
труженик-главный
герой А.Платонова
Труд как
источник
жизни
Образ
одухотворенной
природы
Слайд 3Формула жизни по А.Платонову.
ЖИЗНЬ
Любовь
к труду,
творчеству.
Любовь
к Родине
Любовь ко всему
Слайд 4Темы для обсуждения в группах.
Юшка и дети.
Найдите в тексте описание встречи Юшки с детьми, ответьте на вопросы:
Что влечёт детей к Юшке?
Как Юшка отвечает на их жестокость?
Обижается ли он на них?
Отношение взрослых
к Юшке.
Используя
цитаты из текста,
ответьте на вопросы:
Почему взрослые
обижают Юшку?
Чем отвечает им Юшка?
Слайд 7Антитеза в поведении героев
Дети и Юшка ведут себя в этом «психологическом
поединке» по-разному, а вывод одинаковый – радовались.
Почему?
(Дети радовались, что с ним можно делать всё, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его.)
Терзать – мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.
В «Словаре русского языка» С.Ожегова – два значения слова терзать:
1. Разрывать на части.
2. Мучить нравственно.
Какой Юшка в глазах детей и взрослых?
Старый, больной, слабый, жалкий, плохо одетый, неказистый,
невзрачный, тихий, молчаливый, странный, ущербный, не
умеет жить, «божье чучело», «блажной», «юрод негодный»
(ненормальный), «забраковали тебя люди» (не такой, как все,
непохожий, думающий что-то своё).
Слайд 13 Какой Юшка на самом деле?
Трудолюбивый, добрый, тихий,
робкий,
терпеливый, чуткий, умеет сострадать,
сочувствовать, человеколюбивый,
милосердный, бескорыстный, он побеждает зло
добром, он живёт по законам Божьим.
Слайд 14Жизненный круг героя
Работа
Взаимоотношения
с жителями
Странствие, общение
с природой
Встреча с
приемной
дочерью
Художественный конфликт
Кульминация
Развязка
Слайд 15
Встреча Юшки с прохожим.
Рассмотрите кульминационный эпизод- встреча Юшки с прохожим.
Определите, какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда?
Значение этого эпизода?
Слайд 18
Блажной (просторечное) – взбалмошный, неуравновешенный, сумасбродный.
Это отрицательные черты характера, которые
иногда присуши и вам, нужно постараться избавиться от них.
Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.
Гнев – чувство сильного возмущения, негодования.
Навзничь(просторечное) – опрокинувшись на спину, вверх лицом.
Слайд 19Вправе ли кто-либо решать, кому жить, а кому умирать, имеет ли
кто-либо право покушаться на жизнь другого человека?
Спросим Юшку, в тягость ли ему его жизнь?
Нет, не в тягость, он уверен, что живёт не зря, что люди любят его, что он нужен людям. Все люди рождены для жизни, и они равны. И никто не вправе лишать человека жизни, потому что она дана свыше. В рассказе нарушается одна из заповедей: «Не убий!». Почему это происходит?
«Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду».
Родители: «…и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!».
«Отдохни,» – сказал прохожий и ушёл домой пить чай.
Чай с сахаром – предел желаний в таких семьях. Значит, в семьях не читали Евангелие, никогда не говорили о духовных ценностях.
Слайд 20Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое
несчастьем другого человека.
Добро – все положительное, хорошее, полезное.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Слайд 21Авторская идея рассказа А.П.Платонова «Юшка».
Осуждение …
Восхищение …
Призыв к …
Слайд 22Формула жизни по А.Платонову.
Любовь к Родине
ЖИЗНЬ
Любовь ко
всему живому
?
?
?
Любовь к труду,
творчеству.
Любовь к ближнему, сострадание, сочувствие, доброта сердца.
Слайд 23Тайна имени
Ефим - благочестивый, благожелательный, священный.
Дмитрий - восходит к имени греческой
богини плодородия Деметры. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
У Платонова юшка- это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей.
Слайд 24Сегодня на уроке я убедился….
Сегодня на уроке я задумался…
Слайд 25Сочинение-рассуждение
«Что нужно делать, чтобы добра было в мире больше?»
Нарисуйте добро
и зло в своих работах.
Слайд 26Добро из добра приходит.
(Пословица)
Побеждай зло добром. (Библия)
Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б.Пастернак