Слайд 1Эпиграф
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он
ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
А.С. Пушкин,
роман «Евгений Онегин»
Слайд 2Стихосложение. Рифма.
М.В. Ломоносов
А.С. Пушкин
Г.Р. Державин
Слайд 3Четырёхстопный ямб мне надоел; -1
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву -2
Пора
б его оставить. Я хотел - 3
Давным – давно приняться за октаву. - 4
А в самом деле: я бы совладел - 5
С тройным созвучием. Пущусь на славу! - 6
Ведь рифмы запросто со мной живут; - 7
Две прѝдут сами, третью приведут. – 8
Слайд 4Астры осыпаются в садах,
Под окошком желтеет стройный клён,
И холодный туман на
полях
Неподвижно белеет целый день…
Осыпаются астры в садах,
Стройный клён под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет…
Слайд 5 Стихотворная речь – это речь, в которой есть рифма и
обязательный ритм, создающийся определённым порядком слов и особым ударением в отдельных словах. Рифма может отсутствовать (белый стих, стихи в прозе), но ритм будет всегда.
Слайд 6Рифма
Рифма (от греч. rhythmos — соразмерность, согласованность) — совпадающее, созвучное окончание
двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм стиха.
Слайд 7Рифма.
Парная
(смежная)
Перекрёстная
Кольцевая
(опоясывающая)
Слайд 8
.
За окном ветерок веселится,
То подпрыгнет, то притаится,
И листочки бегут по
дорожке,
Словно жёлтые мышки от кошки.
Слайд 9Парная (смежная) рифма – это рифмовка смежных строк стиха: первого со
вторым, третьего с четвертым:
а – а – б – б.
Слайд 10Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет
где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.
С.А. Есенин
)
)
А
А
Б
Б
Слайд 11Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и
играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф. И. Тютчев)
Слайд 12Перекрёстная рифма – рифмовка первой строки с третьей, второй –
с четвертой: а – б – а – б.
Слайд 13Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы
увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
А. С. Пушкин
)
)
А
Б
А
Б
Слайд 14Уж подсыхает хмель на тыне.
За хуторами, на бахчах,
В
нежарких солнечных лучах
Краснеют бронзовые дыни
(А. Бунин)
Слайд 15Кольцевая (опоясывающая) рифма – первая строка рифмуется с четвертой, а вторая
- с третьей:
а – б – б – а.
Слайд 16Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
Слайд 17Мужская рифма – с ударением на последнем слоге (окно – давно).
Женская рифма – с ударением на предпоследнем слоге (даром – пожаром).
Дактилическая рифма – с ударением на третьем слоге от конца.
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
Тучки небесные, вечные странники…
`
`
`
`
мужская
мужская
женская
женская
`
дактилическая
Слайд 18Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя
заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример – другим наука,
Но, Боже мой, какая скука –
С больным сидеть и день, и ночь,
Не отходя ни шагу прочь.
Какое низкое коварство –
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмёт тебя!
Слайд 19Строфа – законченный
отрывок стихотворения,
состоящий из 4, 6 и более
строк,
рифмующихся между
собой.
Слайд 20Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе…
Купил муку, купил творог,
Испёк
рассыпчатый …
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что – то гости …
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек …
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…
Когда же гости подошли,
То даже крошки …
Слайд 21Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил
творог,
Испёк рассыпчатый пирог.
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что – то гости не идут.
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек откусил,
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту съел.
Когда же гости подошли,
То даже крошки не нашли.
Слайд 22Под большим шатром голубых небес вижу – даль степей зеленеется. И
на гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны.
( И.С. Никитин)
Слайд 23Под большим шатром
Голубых небес
Вижу – даль степей
Зеленеется.
И
на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Слайд 24Но-вый день, шу-мя, при-хо-дит в го-род…
– ударный слог
– безударный слог
Шу-мя, в
го-род при-хо-дит но-вый день…
Вывод: стихотворная строка – это узор, сплетённый из повторяющихся элементов, это орнамент, а прозаическая речь – нет.
Слайд 25Стихотворный ритм – это одинаковое чередование ударных и безударных слогов в
строке.
Стопа – отрезок строки с ударным и безударным слогами.
Но-вый день, шу-мя, при-хо-дит в го-род…
_́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __
Перед нами пятистопная строка.
Стопа бывает двусложная, с ударным и безударным слогами, или трёхсложная, с одним ударным и двумя безударными слогами.
Слайд 26Стихотворные размеры.
ХОРЕЙ – первый слог ударный
Двусложные:
Трёхсложные:
ЯМБ – второй слог ударный
Стихотворный размер
– это расположение ударных число безударных и слогов в строке.
Слайд 27ХОРЕЙ – двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге, то
есть в строке ударными являются нечётные слоги: первый, третий, пятый и т. д.
Мчатся тучи, вьются тучи…
_́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __
Мчат- ся ту- чи, вьют-ся ту- чи…
/
/
/
`
`
`
`
/
4 – хстопный хорей
Слайд 28ЯМБ – двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, то
есть в строке ударными являются чётные слоги: второй, четвёртый, шестой и т. д.
__ _́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __
/
/
/
/
Люблю грозу в начале мая…
Люб-лю гро-зу в на-ча-ле ма-я…
`
`
`
`
4 – хстопный ямб
Слайд 29Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Пора,
красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры…
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
4-стопный ямб
4-стопный хорей
Слайд 30В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно
зеркало стальное.
4-стопный хорей
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
4-стопный ямб
Слайд 31Ямб – один из размеров русского
стихосложения. По количеству стоп ямб
бывает от
1-стопного до 6-стопного. В XVIII
веке популярным был 3-стопный ямб, им
писались песни, стихи. Особенно
популярен был после 1812 года.
Длилась популярность примерно 10 лет.
Самый распространённый – 4-стопный
ямб, который вошел в русскую поэзию
благодаря М.В. Ломоносову. В поэзии ХХ –
ХХI века 4-стопник употребляется во всем
богатстве его вариаций в зависимости от
индивидуальных пристрастий поэта.
Слайд 32Хорей считается простонародным русским размером, так как подобный ритм мы нередко
слышим в народных песнях, особенно плясовых. Почти все наши старинные песни сочинены такими стихами. Первым из писателей, кто сочинил стихи этим размером, был В.К. Тредиаковский.
Наиболее распространен 4-стопный хорей. В золотой век русской поэзии – время Пушкина – сфера его употребления была определена тремя темами: стихи в народном духе, баллады и рядом с ними стихи смутно-тревожные, иногда трагические.
Слайд 335-стопный хорей входит в русскую поэзию в начале XIX века. Им
писали М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, С.А. Есенин. Тема стихов – торжественный пейзаж, дорога, размышления о жизни и смерти.
В XX веке поэты начинают использовать новые формы хорея. Новатором использования новых форм являлся В. Маяковский.
Хорей придает стихам ритмическую подвижность и сближает их с народной песней.
Слайд 34 Пиррихий - это стопа с "пропущенным" ударением при сочетании двух
или более безударных слогов.
__ _́_ / __ _́_ / __ __ / __ _́_ / __ _́_ /
Спондей - это стопа с дополнительным ударением при сочетании нескольких ударных слогов.
_́_ _́_ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ /
Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории
Слайд 35Использованные интернет – ресурсы:
Изображение «Золотой осенний парк»
http://www.o-prirode.com/_ph/51/2/622982453.jpg
2. Изображение «Алый цвет
зари…» http://stihi.ru/pics/2011/09/04/2070.jpg
3. Изображение «Осень» http://www.proza.ru/pics/2010/10/22/231.jpg
4. Изображение «Исаакий…» http://cs309417.vk.me/v309417718/4957/BPFVCVnwbRE.jpg
5. Изображение «Астры» http://s1.goodfon.ru/image/464041-1920x1536.jpg
6. Изображение «Зимний лес» http://www.artleo.com/pic/201112/2560x1600/artleo.com-15015.jpg
7. Изображение «Зимние пейзажи, снег» http://cs9770.vkontakte.ru/u22898715/-14/x_fbb7a73d.jpg
8. Геннадий Апанович. Справочник по стихосложению. http://www.poezia.ru/master.php?sid=9