Слайд 1Н.С. Лесков
«Очарованный странник»
Слайд 2Н.С. Лесков. Художник В. Серов
Слайд 3ИМЕЙ СЕРДЦЕ, ИМЕЙ ДУШУ, И БУДЕШЬ РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ
Слайд 4Человек не хочет быть цветком,
Даже если б светлая пчела
Из него умелым
хоботком
Сладость для грядущего брала.
Паучок волшебно тянет нить,
Слышит волк все шорохи во мгле-
Человек никем не хочет быть,
Только человеком на земле.
Спрашивал цветы и пауков,
Спрашивал зверей, какие есть:
Кто из вас, живущие, готов
В человечью шкуру нашу влезть.
Все качали головой подряд:
Дескать, лучше в поле иль дупле.
Ведь чертовски трудно, говорят,
Зваться человеком на земле.
Слайд 5Н.Бердяев: «Бездонная глубь и необъятная ширь сочетается с какой-то низостью, неблагородством,
отсутствием достоинства. Бесконечная любовь к людям сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы мирится с рабской покорностью»
Слайд 6М.Задорнов:
«Мы удивительные люди! Хотим жить как все, при этом быть
непохожими на всех остальных. У нас безработица при нехватке рабочих рук. Мы сочувствуем умом, а голодаем сердцем. Робкие в быту, зато всегда герои на войне. Чтим погибших, недоплачиваем выжившим.
Мы всегда считаем себя умнее других, поэтому постоянно оказываемся в дураках. Мы в любой момент готовы простить тех, кто обидел, и тех, кому должны.
Ленивые, но энергичные. Устаём на отдыхе, отдыхаем на работе. Нам легче изобрести велосипед, чем отремонтировать дороги».
Слайд 7а) Очаровать, очаровывать кого-то – обворожить, околдовать, отвести глаза…
Прельщать или пленять
– влюблять кого-либо в себя.
Странники – скитальцы, бездомные бродяги, ищущие временного приюта, богомольцы.
б) странник (устар.) – человек, странствующий пешком, обычно на богомолье.
Очарование – чарующая сила, прелесть чего-нибудь.
Слайд 8Н.Михайловский о композиции:
«Фабулы в повести ,
собственно говоря,
нет, а есть целый
ряд
фабул, нанизанных,
как бусы, на нитку».
Сюжетные линии:
Гл.1.По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников.Разговор заходит о самоубийстве.Можно или нельзя так поступать человеку в трагической жизненной ситуации.
Слайд 9Знакомство с героем.
Где мы знакомимся с героем?(1 гл.)
( В пути.Мотив пути
проходит через всю повесть, и значение его огромно:
это не только передвижение героя
это его жизненный путь
это путь его нравственного перерождения.
Слайд 10Иван Северьянович Флягин
Художник И. Глазунов
«Всю жизнь я погибал, и никак не
мог погибнуть.»
Повесть задумана после летней поездки по Ладожскому озеру
Повествование ведётся от лица Ивана Северьяновича Флягина (пережил крепостно право, солдатчину, скитания, плен, войны, монастырскую службу)
Слайд 11Актёр Александр Михайлов в роли Ивана Северьяновича Флягина
Слайд 12Орловские конные заводы
Через заволжские степи до астраханских промыслов
От Каспия через Бугские
лиманы, мимо Марьевских ярмарок под Нижним к Петербургу
От Кавказа до Ладоги и монастыря на одном их северных островов
Одиссея российского странника
Слайд 13Я конэсер-с,…я в лошадях знаток…
Своего пути не обежишь, и надо было
другому призванию следовать…
я многое даже не своею волею делал…
По родительскому обещанию…у матери «молитвенный сын».
Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.
Я родился в крепостном звании дворовых людей графа К. Служил у графа форейтором и случилась история…(ст.16)
Слайд 14«Обещанный богу»
…будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь,
пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдёшь в чернецы
Слайд 15Чудеса спасения.Какие качества характера раскрываются во Флягине?
Гл.2.ст.18.Спасение графа и его семьи.
Гл.3.ст
21.Наказание за кошку.Цыган.
Гл.4.Служба в няньках.Гл.5.Драка с военным из-за денег, всё же отдаёт девочку, к которой очень привязался.(Почему дрался и все-таки отдал?)
Гл.5.В поволжских степях на торгах лошадей.Ст.25.
Гл.6.Порка с Савакиреем.23-летний Иван бежал в Рынь-пески.
Две Наташки и несколько Колек.Я их за своих детей не почитал.
За 10 лет не привык и сбежал домой.
Слайд 16Какие качества характера раскрываются в Иване Северьяновиче?
Бескорыстие
Стремление к прекрасному,умение видеть красивое
Яркий
выразительный язык.
Доброта
Любовь к детям
Сила воли,богатырское терпение
Простота ,граничащая с дикостью
Сила веры
Чувство превосходства по отношению к иноверцам
Любовь к родине.
Слайд 17Так вы и в десять лет не привыкли к степям?
Нет-с,домой хочется…тоска
делалась.
Гл.7.ст.29
Зришь сам не знаешь куда,
и вдруг перед тобой отколь
ни возьмется обозначается
монастырь или храм, и
вспомнишь крещеную землю
и заплачешь.
Слайд 18Какие качества характера раскрываются в Иване Северьяновиче?
Бескорыстие
Стремление к прекрасному,умение видеть красивое
Яркий
выразительный язык.
Доброта
Любовь к детям
Сила воли,богатырское терпение
Простота ,граничащая с дикостью
Сила веры
Чувство превосходства по отношению к иноверцам
Любовь к родине.
Слайд 19«Всю жизнь я погибал, и никак не мог погибнуть.»
Воплощение русского характера
Очарованный
странник
Мощь, богатырство героя, претерпевающего страдания, и поневоле доставшиеся ему от жизни, и взятые им на себя добровольно
Чрезмерность и неукротимость страстей
Носитель высокой чести
Выходец из скованного крепостнической неволей народа, живущего ещё «в очарованье бездыханном» (А. Блок) «младенческое», не до конца развитое сознание героя
Носитель народной восприимчивости к прекрасному, обворожён поэзией увиденного им мира.
Слайд 20На пути к монашеской пустыни он восторгается дорогой, по краям которой
выросли «саженные березы» с их пленительной зеленью и духом. В курских землях он любуется «претеплейшей и премягкой» темной ночью: «По небу звезды как лампады навешены, а понизу темнота такая густая, что словно кто-то в ней тебя шарит и трогает». Даже в жестоком плену он способен наслаждаться бескрайним простором степи, где «ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется».
Природа
Слайд 21Увлечение хохлатыми голубями. С умилением наблюдает, как они целуются, как пошли
у них маленькие «голубяточки».
Привыкает к маленькому «дитяти», а потом испытывает наслаждение от лечения и воспитания девочки, в няньках у которой оказался. С волнением рассказывает он, как его «дитя подросло и стало дыбки стоять»
Всякая живность
Слайд 22Когда Иван видит идущего по степи улана-ремонтера, у него возникает желание
«отлично с ним со скуки поиграть». Рассказывая об этом, он произносит: «Это, восторгаюсь, будет чудесно».
Другой случай «поиграть» - сразиться с ловким татарином на ремнях, обнаружить буйство сил.
Любуется укротителем коня: «… просто статуй великолепный, на которого на самого заглядеться надо».
Игра физических сил
Слайд 23Интерес к чужим нравам, обычаям
Рассказ о татарском плене. Художник Н. Кузьмин
Редким
чудом кажется Флягину схватка татар под названием «перепор»: «В первый раз мне такое диво видеть довелось…»
Слайд 24Преодолевая свои «выходы» (запои), герой тянется к светлому, прекрасному, духовному. Глубоко
чувствует музыку и по-детски ею восторгается. Он удивительно сосредоточенно слушает песню, «томную-претомную, сердечнейшую», которая его «так за душу и щиплет, так и берет в полон».
Музыка
Слайд 25Флягин «возлюбил коня», «постиг тайну познания в нем». «Я в лошади
красоту понимаю». Восторгается сильным характером лошади, ее «веселой фантазией», тяготением к степной воле, красотой и совершенством.
Любуется «дивной» невысокой кобылицей, восторгается караковым жеребцом, который «даже не летел, а только земли за ним сзади прибавлялось»; пленился кобылицей Дидоной, «дивной красавицей».
Лошади
Слайд 26Рассказ об укрощении коня. Художник Н. Кузьмин
Слайд 27Женщина
Грушенька. Художник И. Глазунов
Грушенька. Художник Н. Кузьмин
Слайд 28Груша.
Князь продал любимицу Дидону. Флягин запил,попадает в руки проходимца,который ведет его
к цыганам.Среди цыганок была одна по имени Грушенька,что пела дивным голосом.Ст.38.
Так все деньги Груше под ноги и покидал.
Князь его простил и сказал , что сам отдал за неё в табор 50 тысяч рублей,чтоб жила она с ним.
Как вы думаете, чем закончилась эта история?
«Мой князь был человек души доброй ,но переменчивой.Чего он захочет, то ему сейчас во что бы то ни стало вынь да положи- иначе он с ума сойдет,…а потом ,когда получит , не дорожит счастьем.
Слайд 30История увлечения Грушей – постижение настоящей красоты (стилизация рассказа под романс).
Высшее
очарование – в любви, в восторге перед неповторимым человеческим характером.
Высшее «природы совершенство»
Слайд 31Очарование тишиной монастырской жизни, особая «отрада упования», пока не услышит герой
голос свыше: «Ополчайся!» и не придет к нему жажда воевать за свой народ. «Мне за народ очень помереть хочется», - признается он, завершая свою исповедь, похожую на повествование сказителя.
Идея героического самопожертвования – образ достигает эпического величия.
Тишина
Слайд 33
"... Святая загадка праведной
лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых " падений ", вечное оплакивание подлинными и удостоверенными
" праведниками " " грехов своих " - не есть только присказка и не есть уничижение , а есть плач о подлинных, настоящих грехах.
Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, "братскому" в грехе ".
В.Розанов
Слайд 34НУЖНЫ ЛИ СЕГОДНЯШНЕЙ РОССИИ ПРАВЕДНИКИ?