Слайд 1В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались
новые конные толпы, и вскоре степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками. Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор подскакали под самую крепость. Мы в них узнали своих изменников. Один из них держал под шапкою лист бумаги; у другого на копье воткнута была голова Юлая, которую, стряхнув, перекинул он к нам чрез частокол. Голова бедного калмыка упала к ногам коменданта. Изменники кричали: «Не стреляйте; выходите вон к государю. Государь здесь!»
Слайд 2
ХЛЕСТАКОВ. Я не люблю церемонии. Напротив, я даже стараюсь всегда проскользнуть
незаметно. Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня приняли даже за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем. После уже офицер, который мне очень знаком, говорит мне: «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего».
АННА АНДРЕЕВНА. Скажите как!
ХЛЕСТАКОВ. С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики... Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так, брат, – отвечает, бывало, – так как-то всё...» Большой оригинал.
АННА АНДРЕЕВНА. Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно, и в журналы помещаете?
ХЛЕСТАКОВ. Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню. И всё случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе: «Пожалуй, изволь, братец!» И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях. Все это, что было под именем барона Брамбеуса, «Фрегат "Надежды"» и «Московский телеграф»... все это я написал.
АННА АНДРЕЕВНА. Скажите, так это вы были Брамбеус?
ХЛЕСТАКОВ. Как же, я им всем поправляю статьи. Мне Смирдин дает за это сорок тысяч.
АННА АНДРЕЕВНА. Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?
ХЛЕСТАКОВ. Да, это мое сочинение.
АННА АНДРЕЕВНА. Я сейчас догадалась.
МАРЬЯ АНТОНОВНА. Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.
АННА АНДРЕЕВНА. Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.
ХЛЕСТАКОВ. Ах да, это правда: это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.
АННА АНДРЕЕВНА. Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!
ХЛЕСТАКОВ. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича. (Обращаясь ко всем.) Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.
Слайд 3Бой безвестный, о котором
Речь сегодня поведем,
Был, прошел, забылся скоро...
Да и вспомнят ли о нем?
Бой в лесу, в кустах, в болоте,
Где война стелила путь,
Где вода была пехоте
По колено, грязь — по грудь;
Где брели бойцы понуро,
И, скользнув с бревна в ночи,
Артиллерия тонула,
Увязали тягачи.
Этот бой в болоте диком
На втором году войны
Не за город шел великий,
Что один у всей страны;
Не за гордую твердыню,
Что у матушки-реки,
А за некий, скажем ныне,
Населенный пункт Борки.
Где ты, где ты, мальчик босый,
Деревенский пастушок,
Что по этим дымным росам,
Что по этим кочкам шел?
Бился ль ты в горах Кавказа
Или пал за Сталинград,
Мой земляк, ровесник, брат,
Верный долгу и приказу
Русский труженик-солдат.
Он стоял за тем болотом
У конца лесной тропы,
В нем осталось ровным счетом
Обгорелых три трубы.
Там с открытых и закрытых
Огневых — кому забыть!—
Было бито, бито, бито,
И, казалось, что там бить?
Там в щебенку каждый камень,
В щепки каждое бревно.
Называлось там Борками
Место черное одно.
А в окружку — мох, болото,
Край от мира в стороне.
И подумать вдруг, что кто-то
Здесь родился, жил, работал,
Кто сегодня на войне.
Слайд 4В той живописной местности весёлой Англии, которая орошается рекою Дон, в
давние времена простирались обширные леса, покрывавшие большую часть красивейших холмов и долин, лежащих между Шеффилдом и Донкастером. Остатки этих огромных лесов и поныне видны вокруг дворянских замков Уэнтворт, Уорнклиф-парк и близ Ротерхема. По преданию, здесь некогда обитал сказочный уонтлейский дракон; здесь происходили ожесточённые битвы во время междоусобных войн Белой и Алой Розы; и здесь же в старину собирались ватаги тех отважных разбойников, подвиги и деяния которых прославлены в народных песнях.
Таково главное место действия нашей повести, по времени же — описываемые в ней события относятся к концу царствования Ричарда I, когда возвращение короля из долгого плена казалось желанным, но уже невозможным событием отчаявшимся подданным, которые подвергались бесконечным притеснениям знати. Феодалы, получившие непомерную власть в царствование Стефана, но вынужденные подчиняться королевской власти благоразумного Генриха II, теперь снова бесчинствовали, как в прежние времена; пренебрегая слабыми попытками английского государственного совета ограничить их произвол, они укрепляли свои замки, увеличивали число вассалов, принуждали к повиновению и вассальной зависимости всю округу; каждый феодал стремился собрать и возглавить такое войско, которое дало бы ему возможность стать влиятельным лицом в приближающихся государственных потрясениях.
Слайд 6Литературный процесс – историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в
определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации.
Этапы мирового литературного процесса
Древнейшая литература (до VIII в. до н. э.)
Эпоха Античности (VIII в. до н. э. – V в. н. э.)
Литература Средневековья (V–XV вв.)
Эпоха Возрождения (XV–XVI вв.)
Классицизм (XVII в.)
Эпоха Просвещения (XVIII в.)
Литература нового времени (XIX в.)
Современная литература (XX в.)
Слайд 7Периоды развития русской литературы:
Долитературный (произведения передавались в устной форме)
Древнерусская литература развивалась
с XI по XVII век. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Происходит становление письменной литературы.
Литература XVIII века - «русское Просвещение». Основу русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
Литература XIX века – «Золотой век» (Пушкин, Грибоедов, Достоевский, Толстой, Чехов)
Серебряный век –с 1892 по 1921 годы (Блок, Брюсов, Ахматова, Гумилев, Горький, Бунин, Куприн и др.)
Русская литература советского периода (1922–1991) – время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и на территории Запада, куда эмигрировали русские писатели после революции.
Современная русская литература (конец XX века – наши дни)
Слайд 8Историзм – правдивое отражение в художественном произведении конкретно-исторических, характерных черт изображаемой
в нём действительности. Историзм в художественном произведении находит наиболее глубокое выражение в характерах – в переживаниях, поступках и речи действующих лиц, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта, обстановки и т. п.
Слайд 9Художественный вымысел – изображение новых художественных фактов на основе реальной действительности:
«...не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном по вероятности или необходимости» (Аристотель)
Слайд 10Художественное обобщение – способ отражения действительности в искусстве, раскрывающий наиболее существенные
и характерные стороны изображаемого в индивидуально-неповторимой образной художественной форме.
Типизация – создание образа путем отбора в действительности типического характера или явления или создания образа путем собирания, обобщения черт, признаков, рассеянных во многих людях.
Слайд 13Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей
страны?
В чём непреходящее культурное значение литературных произведений на историческую тему?
Д/З.
1. Письменно ответить на 1 из вопросов (5-10 предложений)
2. Дать письменный комментарий одному из афоризмов
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (М.Горький)
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» (А.С.Пушкин).