Слайд 1Тема проекта: «Рассказы для детей в раннем творчестве А. П. Чехова»
Выполнил:
Шахов Артем, ученик 7 «в» класса
Руководитель: Тихонова
Надежда Петровна
- исследовать и проанализировать рассказы А. П. Чехова о детях, выявить позицию писателя по данной проблеме.
Задачи проекта:
познакомиться с биографией А. П. Чехова, особенно детально с его детством;
проанализировать рассказы писателя о детях с точки зрения стилистики;
найти иллюстрации к «детским» рассказам А. П. Чехова, чтобы лучше почувствовать эпоху, в которой жил писатель.
Слайд 4Противоречия:
рассказы о детях в творчестве А.П. Чехова практически не освещаются в
школьной программе;
сам писатель очень неоднозначно отзывался о детской литературе;
не может быть, чтобы человек, с горечью вспоминавший о своем детстве, не оставил духовного завещания по этому поводу.
Проблема:
Кому адресовал А.П. Чехов рассказы о детях: взрослому или ребёнку?
Слайд 5
Гипотеза:
я предположил, что, хотя рассказы А.П. Чехова называются детскими, но их
должны чаще читать не дети, а взрослые.
Слайд 6«В детстве у меня не было детства». А.П. Чехов
«Талант в
нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
Отец был «коммерсантом» по профессии и художником в душе. Играл на скрипке, увлекался живописью (иконопись), создал городской церковный хор, в котором пели и его сыновья. Детей своих воспитывал деспотически. Трудовой режим их дня был почти каторжным, за малейшую провинность детей жестоко наказывали. Мать, всегда занятая детьми и домашними делами, вносила в семейную обстановку ту ноту сердечности и мягкости, которой не хватало её супругу. Действительность, окружавшая Антошу Чехова, была покушением на его свободу.
Слайд 7Как формировался художественный мир Чехова?
Разноязыкая речь Таганрога – настоящий кладезь выражений
и речевых ситуаций, профессионализмов. Влияние церковнославянского языка (любимый ученик Покровского). Чтение провинциальных газет и журналов в библиотеке. Сотрудничество в газетах и журналах. Виртуозное владение техникой «осколочной сценки», наполнив её искрометным юмором. Антоша Чехонте. Время, в которое жил Чехов, могло быть описано адекватно только сатирически – в юмористической форме. Точно, кратко, выразительно и с глубиной понимания социальных проблем.
Гимназия, в которой учился А. П. Чехов.
Слайд 8Большой писатель малой формы
Особенности стилистики Чехова: речь – отражение характера, смешные
говорящие фамилии, «скрытость» автора, ёмкость художественной детали, мастерство сюжета и композиции, ироническая игра слов, неожиданность развязки и вместе с тем неизбежность и закономерность свершившегося, достигнутое писателем путём контрастов, повторов, сравнений, пейзажей.
Очень важную роль в рассказах А.П. Чехова играет диалог.
Слайд 9Тема детства в творчестве Чехова
«Писать для детей вообще не умею… и
так называемой детской литературы не люблю и не признаю…» А. П. Чехов. Дети у Чехова – выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих устоявшимся шаблонам житейского поведения. Исследовал все стадии взросления от младенца до подростка. Не только прекрасно изображал внешность ребёнка, особенности его речи, но и умел «мыслить на его манер». Указывал на душевную чёрствость и эгоизм взрослых, которые не хотят вглядываться в своего ребёнка, понять, что происходит в его душе. Порицал родителей, учителей, безразличных к детям, к их интересам, особенностям психики. Обнаружил, что в кругу детей нет разделения на социальные группы. Выступил адвокатом ребят, обремененных непосильным трудом. Знание души ребёнка и разумная любовь к маленькому человеку могут воспитать в нём добрые начала.
Слайд 10«Гриша» (1886 год)
Первый выход героя в большой мир. Непонимание рождает болезнь.
Гриша 2,8 лет беззащитный, перегруженный впечатлениями, трогательный, наивный. Взрослые: Мама, похожая на куклу… Папа, не понятно зачем существует… Нянька, кухарка, бесцеремонность, невнимание, грубость.
Слайд 11«Детвора»
«Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять им играть
в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно! «Детвора» (1886) Гриша играет исключительно из-за денег. Соня играет ради процесса игры. Алёша играет ради недоразумений. Аня игра для неё вопрос самолюбия. Андрей - кухаркин сын увлечён поэзией цифр. Дети играют «вкусно». Дети и детская душа изображена у Чехова поразительно.
В этом рассказе Чехова дети играют с азартом в лото, но, на самом деле, это игра во взрослых. Родители ушли на крестины, а дети могут сидеть за столом так поздно, играть – даже на деньги.
Слайд 12«Мальчики» (1887)
Нежелание причинить боль маме – перед этим меркнет даже романтическая
затея, как бегство в Америку. Атмосфера любви и взаимопонимания в доме Королёвых. Сюжет движет странное поведение мальчиков: Володи Королёва и его друга Чечевицына. Чечевицын, Черепицын, Чибисов – художественная деталь
Слайд 13«Злой мальчик» (1886)
«Как мал, и уже такой подлец! Что же из
него дальше будет?» Поучительная история о том, как детской души ребёнка коснулась «плесень» взрослой жизни. Мастерство сюжета и композиции: завязка – чеховское «вдруг»… Сюжет движет шантаж Коли, замедляя и растягивая композиционные рамки. Кульминация – объявление о помолвке. Развязка – заслуженное наказание злого мальчика.
Слайд 14«Ванька» (1886)
Самое трагичное то, что письмо до дедушки так и
не дойдёт, никто мальчика не услышит, и лучше ему не будет. Ванька –девятилетний мальчик, сирота, отдан сапожнику Аляхину в обучение. Взрослые: дед – забыл о внуке. Хозяин и хозяйка – бьют, заставляют прислуживать по хозяйству, нянчить ребёнка, сапожному ремеслу не учат.
Слайд 15«Спать хочется» (1888)
Эта изящная прозаическая миниатюра вместила в себя всю неизбывность
человеческого страдания тринадцатилетней служанки, доведенной вынужденной бессонницей до изнеможения и отчаяния. Основа композиции. Ключевые слова - глагол спать и его синонимы - предложение Спать хочется. Звуковой и зрительный образ дремоты .Так «детская» тема рассказа оборачивается совсем не детской проблемой - о судьбе личности в обществе, основанном на социальной несправедливости.
Слайд 16Духовное завещание А.П. Чехова
Продолжая традицию Л.Н. Толстого, Чехов использует взгляд героев-детей
на мир, даря взрослому читателю радость «первоузнавания» Почти 8 тысяч героев чеховских рассказов – реалистичная система повествования со сквозным сюжетом. Завязка сюжета – рассказы о детях, перечитывая которые можно проследить всю историю человеческого детства. В «детских» рассказах намечен и один из главных конфликтов основного чеховского сюжета – конфликт «отцов» и «детей». Поучение отцов, навязывание своих догм – одна из граней футляра, в который попадает человек Рассказы о детях, лишённых детства, с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социального неравенства, об ответственности взрослых за будущее поколение.
Слайд 17Список использованной литературы:
1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. –
М.: Республика, 1994
2. Алексеева О.В. Чехов А.П. / Книга для учащихся под ред. Терновского А. В., М.: Просвещение, 1987
3. Громов М.П. Книга о Чехове. – М.: Современник, 1989
4. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова. – М.: Детская литература,1985
5. Мальчики: Рассказы/Послесловие М.Гордина – Л.: Детская литература, 1980
6. Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. – М.: Просвещение, 1983
7. Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов. – М.: Просвещение, 1987
8. Чуковский К.И. О Чехове. – М.: Художественная литература, 1967
Интернет-ресурсы:
1. http://chehov/ niv/ ru/ chehov/text/ rasskazy.htm
2. http://arhives.narod.ru/Chekhov.htm
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Chehov.htm
4. http://www.serann.ru/t/t345.htm
5. http://www.pereplet/text/emec05mar02.htm