Слайд 1Урок словесности
Россия в слове отзовется…
Слайд 2Россия в слове отзовётся...
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь
слову жизнь дана.
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья ! Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный - речь.
И. Бунин. Слово, 1915г
Слайд 3А.С. Пушкин:
Читайте простонародные сказки. Они написаны удивительно чистым и правильным языком...
Слайд 4Фольклор- народная мудрость, знание
Слайд 5Задание 1
Вспомните жанры фольклора, запишите их в схеме.
Слайд 6Задание 2
Определите жанр по фрагментам текста.
Слайд 7Жанры: пословицы, поговорки, скороговорка, сказка, потешка, басня, рассказ, былина, притча.
а) Сосед
соседа звал откушать;
Но умысел другой тут был:
Хозяин музыку любил
И заманил к себе соседа певчих слушать.
Слайд 8Жанры: пословицы, поговорки, скороговорка, сказка, потешка, басня, рассказ, былина, притча.
б) Все
на пиру наедалися,
Все на пиру напивалися,
Похвальбами все похвалялися.
Иной хвастает бессчетной золотой казной,
Другой хвастает силой-удачей молодецкою,
Который хвастает добрым конем,
Который хвастает славным отчеством.
Слайд 9Жанры: пословицы, поговорки, скороговорка, сказка, потешка, басня, рассказ, былина, притча.
в) В
некоем королевстве служил у короля солдат в конной гвардии, прослужил двадцать пять лет верою и правдою; за его верную службу приказал король отпустить его в чистую отставку и отдать ему в награду ту самую лошадь, на которой в полку ездил, с седлом и со всею сбруею.
Слайд 10Жанры: пословицы, поговорки, скороговорка, сказка, потешка, басня, рассказ, былина, притча.
г) «Под
лежачий камень и вода не течёт»
Слайд 11Жанры: пословицы, поговорки, скороговорка, сказка, потешка, басня, рассказ, былина, притча.
д) «Жил-был
один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора».
Слайд 12Жанры: пословицы, поговорки, скороговорка, сказка, потешка, басня, рассказ, былина, притча.
Приведите примеры
к перечисленным выше, но не названным при выполнении задания жанрам. При выполнении задания можно использовать любые источники.
Слайд 13Задание 3
Определите писателя, автора литературных сказок по биографическим фактам. Напишите его
фамилию, имя, отчество. При выполнении задания вы можете использовать Интернет. Чтобы задать правильный поиск, сформулируйте вопрос по данным текстам.
Слайд 14а) Удивительная личность. Граф, имеющий в своих предках дворян самых известных
фамилий. Прожил всю жизнь достаточно состоятельным человеком. Был известен и уважаем в самых высоких кругах.
Множество произведений для детей писатель создаёт в те годы, когда занимается организацией крестьянских школ в своём имении. Каждое его творение по-настоящему талантливо, написано хорошим литературным языком и читается с удовольствием.
Слайд 15б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом.
На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
Слайд 16 в) Всю жизнь занимался самообразованием. Самостоятельно выучил четыре языка, хорошо
играл на скрипке, увлекался математикой.
Писал драматические произведения, стихи и большое количество статей в литературные журналы, но настоящими его шедеврами стали басни. Многие из них были переведены на иностранные языки.
Слайд 17г) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу
гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.
Слайд 18Задание 4
Составьте текст про одного из русских писателей. При выполнении используйте
любые источники.
Слайд 19Задание 5
Даны переводы пословиц из разных языков. Назовите русские пословицы и
поговорки, соответствующие им по смыслу. При выполнении используйте любые источники.
Это пока ещё написано на звездах (немецкая)
И в хорошем огороде есть плохие тыквы (осетинская)
Слайд 20Задание 6
Закончите пословицу.
Без труда не вынешь ___________________
Говоришь по секрету, а выйдет
всему___________
У кого что болит, тот про то и______________.
Грамоте учиться- всегда___________________
Учился читать да писать, а выучился петь да______________
Мелет день до вечера, только слушать ______________
Придумайте короткие рассказы-ситуации к ним.
Слайд 21Задание 7
В данном тексте спрятана русская пословица. Назовите её. Что она
обозначает?
Если человек мужского или женского пола любит езду на транспортном средстве в зимний период времени, то он обязан самостоятельно обеспечить передвижение этого транспортного средства с помощью верёвки.
Слайд 22Задание 8
В сказках встречаются характерные для них повторы, иногда синонимические: путь-
дорога, хитрый- мудрый, ждать- пождать.
Какова, по-вашему, роль повторов в сказках? Приведите свои примеры.
Слайд 23Задание 9
Приведите из басен И.А. Крылова выражения, ставшие пословицами. Укажите из
каких они басен. При выполнении можно использовать любые источники.
Слайд 24Задание 10
Русские художники написали картины к русским народным сказкам.
Назовите фамилии этих
художников. При выполнении можно использовать любые источники.
Слайд 25Задание 11
Перескажите одну из народных сказок , используя только одно предложение.