Слайд 1
Последняя тайна
Веры
Холодной
Историко-литературный
вечер
Слайд 8Вера Холодная родилась в Полтаве в семье учителя-словесника городской гимназии Василия Андреевича Левченко
и выпускницы Александро-Мариинского института благородных девиц Екатерины Сергеевны. В 1896 году, когда Вере было два года, семья переехала вМоскву.
Слайд 9Верочку, старшую из детей, в семье считали тихоней и слишком мечтательной,
и словно не от мира сего. Она с упоением и драматизмом, бурно жестикулируя, пересказывала куклам историю о морских приключениях, которыми Вера зачитывалась с шести лет..
Слайд 10А еще Верочка
обожала танцевать и уговорила маму
отдать ее
в
балетное училище
Большого театра.
Приняли девочку сразу:
в любом ее движении сквозили
грация и изящество.
Будущее
примы-балерины
было ей обеспечено.
Слайд 13Но вмешалась властная бабушка Екатерина Владимировна, считавшая балет неприемлемым занятием для
девушки из порядочной семьи. Вера орошала слезами подушку, но делать было нечего - пришлось вернуться в гимназию.
Слайд 15Вскоре родные Веры поняли, что она и на самом деле не
такая, как все. Пятнадцатилетняя Вера побывала на спектакле "Франческа да Римини" Габриеле д'Аннунцио. В главной роли блистала императрица российского драматического театра Вера Комиссаржевская.
Слайд 17Вернувшись из театра домой, она сделалась замкнутой, ночью у нее поднялась
высокая температура: горячка не отпускала девочку целую неделю. Семейный врач объяснил родителям, что их дочь чересчур впечатлительна и склонна к меланхолии. Ей нельзя слишком много читать и... мечтать.
Слайд 20На выпускном балу с очаровательной Верочкой Левченко весь вечер протанцевал молодой
красивый юрист Владимир Григорьевич Холодный. А под конец он увлек ее в дальний уголок актового зала и стал читать стихи своего любимого Гумилева.
Слайд 21Так Владимир нашел ключ к ее душе - странной, необычной и
будто совершенно отрешенной от всего повседневного. Вера увидела в нем своего верного рыцаря, который в отличие от всех ее близких сумеет помочь ей не просто жить, а как бы парить над жизнью.
Слайд 22
Она и не думала скрывать своей влюбленности в юриста. "Хотя бы
дождалась, когда он первый тебе признается", - с укоризной говорила Вере сестра Соня. Но Вера торопилась жить так, будто знала, что судьбой ей отпущено совсем мало лет
Слайд 25В.Р.Гардин
Как раз в 1910 году на российских экранах появилась картина "Бездна"
с Астой Нильсен. Холодного прямо-таки пугала та страсть, с которой Вера стремилась попасть на все картины с участием датской актрисы
Слайд 27
Режиссер В. Гардин заметил красивую брюнетку из окна своего кабинета. Она
шла со стороны Александровского вокзала по Тверской-Ямской. Когда незнакомка прошла в его кабинет, режиссер испытал некое смутное беспокойство: в красоте этой женщины таилось нечто манящее и отравляющее одновременно. Она сказала, что никогда нигде не играла, но хочет, чтобы он дал ей роль на экране. "Но нам нужны актрисы, а не просто красавицы", - заметил Гардин. Странная девушка смотрела ему прямо в глаза: "Мне очень нужна роль"
Слайд 28Владимир Ростиславович Гардин (настоящая фамилия Благонравов) (1877-1965)
Слайд 29Пауль (Павел Густавович) Тиман
Родился 26 августа 1881 г. в Юрьеве (Тарту). В 1902
г. начал работать в компании "Gaumont" в Париже. С 1904 г. работает в России. В 1909 г. уходит из "Gaumont" и открывает собственный торговый дом "П. Тиман, Ф. Рейнгардт и С. Осипов". В 1912 г. приобретает съёмочный павильон московского отделения "Пате" и начинает выпуск фильмов "Русской золотой серии". Основные постановщики компании в этот период — В. Гардин и Я. Протазанов, после 1915 г. — Вс. Мейерхольд, В. Висковский, М. Бонч-Томашевский, А. Уральский.
С началом Мировой войны интернирован и отправлен на поселение в Уфимскую губернию. В 1917 г. вернулся в Москву и попытался реорганизовать бизнес, но успеха не добился. В 1918 г. репатриируется в Германию, затем — в Италию и пытается наладить кинопроизводство с участием русских эмигрантов. Последнюю попытку возродить студию предпринял в 1920 г. в Париже, где продюсирует несколько фильмов, поставленных режиссёрами-эмигрантами из России.
Слайд 30Киноателье Александра Алексеевича Ханжонкова
На Житной улице,2 в Москве
Слайд 31Александр Алексеевич
Ханжонков
Отставной подъесаул Донского 1-го казачьего полка Александр Алексеевич Ханжонков[2]
обращается в Московскую купеческую управу с заявлением «об учреждении им совместно с тремя вкладчиками Торгового дома в образе „А. Ханжонков и Ко“ с целью производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями.
Слайд 34Евгений Францевич Бауэр
кинорежиссер
Слайд 36Кинематографист Божьей милостью, первооткрыватель, крупная фигура мирового экрана 1910-х, он, кто
одним из первых превращал техническую новинку — киноаппарат — в артистический инструмент "десятой музы", Евгений Бауэр долго не был признан и по достоинству не оценен ни у себя на родине, ни в кинематографическом мире
Слайд 50Александр Вертинский
и Вера Холодная
Слайд 52
Лиловый негр
(Вере Холодной)
Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?
Куда ушел Ваш
китайчонок Ли?..
Вы, кажется, потом любили португальца,
А может быть, с малайцем
Вы ушли.
В последний раз я видел
Вас так близко.
В пролеты улиц
Вас умчал авто.
И снится мне –
в притонах
Сан-Франциско
Лиловый негр
Вам подает манто.
Вертинский А. 1916
Слайд 53Ах, где же Вы, мой маленький креольчик,
Мой смуглый принц с Антильских
островов,
Мой маленький китайский колокольчик,
Капризный, как дитя, как песенка без слов?
Такой беспомощный, как дикий одуванчик,
Такой изысканный, изящный и простой,
Как пуст без Вас мой старый балаганчик,
Как бледен Ваш Пьеро, как плачет он порой!
Куда же Вы ушли, мой маленький креольчик,
Мой смуглый принц с Антильских островов,
Мой маленький китайский колокольчик,
Капризный как дитя, как песенка без слов?..
1916, Москва
Слайд 63...И сотканные блажью тишины
Дрожали пальцы... и сходились в неге
Лучи как боговерные
побеги
Отпущенные с горней вышины...
Босая... у раскрытого крыльца...
Ты замирала... грёзы, упованья...
В испарине рассветного Дыханья...
Слетали с обручального кольца...
Ресницами – волнительных штрихов...
Твой Взор омытый Светом откровенья
Средь вешних трав... Средь птичьего паренья
Творил круги и радуги Миров...
Ты улыбалась...
Паутинной нитью
навстречу серебристого луча
Любовь вплеталась в вешнюю обитель
Касаясь лёгкой линии плеча...
Слайд 69Одесса в годы гражданской войны
На Одессу претендовали Украинская народная республика (националисты),
Румыния, Антанта ввела свои войска.
Слайд 70Одесса
Для борьбы с большевиками премьер-министр Франции Клемансо выдвинул в Одессу броненосец
«Мирабо», а в порт Одессы вошли 2 греческих Линкора, 8 эсминцев, 1 крейсер и другие суда.
Слайд 71губернатор Одессы, генерал Алексей Гришин-Алмазов
Слайд 72Лафар, Георгий Георгиевич (Жорж де Лафар, Делафар, де Ла-Фар) (14 сентября 1894 — 2 апреля либо 4
апреля 1919, Одесский порт, либо апрель-май 1919, Стамбул(?)) — красный разведчик, чекист. По мнению некоторых историков, первый известный советский разведчик. Погиб - вероятнее всего, расстрелян либо утоплен.
Родился в 1894 году в Сестрорецке во французской семье. Отец Лафара работал инженером-оружейником на Сестрорецком заводе. После революции 1905 года поступил учиться в Болоненское училище. До Первой мировой войны уехал в Париж, где стал учиться на модельщика и заниматься литературной деятельностью.
По приезду в 1914 году в Сестрорецк, поступил на работу на оружейный завод, где работал его отец.
В 1917 году работал во французской военной миссии генерала Нисселя.
Слайд 73
Около 28 декабря 1918 года под псевдонимом «Шарль» направлен в Одессу на подпольную работу. Задание
Лафару от начальника ОСО (Особого отдела ВЧК)М. Кедрова было следующим:
«1) Используя его старую легенду [дворянин, поэт, переводчик, богема], переданные ему выходы на Одессу („Мирограф“ и „Калэ“), а также рекомендацию Виллема — внедриться в одно из штабных учреждений поближе к главному французскому командованию.
2). Установить изнутри стратегические намерения союзников, их конечную цель, территориальные притязания. Соотношения сил французов, англичан, добровольцев, петлюровцев, галичан. Взаимовлияние. Разведки, контрразведки (что сможет).
3). Выяснить все возможные пути невоенного прекращения интервенции. Тайные пружины, которые могли бы повлиять на быстрый ее исход с территории юга. Никаких активных мероприятий в этом направлении до согласования с нами не проводить. Активно задействовать второй и третий каналы…»
Слайд 74Кино
ателье
«Миро-
граф »
Одесса
Слайд 76
С января 1919 служил переводчиком в штабе экспедиционного корпуса Антанты
в Одессе у полковника Фрейденберга. Дружил с актрисой Верой Холодной, которая, возможно, была отравлена белыми именно согласно перехваченному «Азбукой» его второму донесению (о ней) в Петроград. По мнению писателя Н. Брыгина, в марте 1919 года передал весьма большую взятку Фрейденбергу от ВЧК («Сумма есть сумма» — сказано в донесении де Лафара в Петроград) за прекращение союзной интервенции на Юге России и быструю эвакуацию войск Антанты из Одессы (что и произошло 4 — 7 апреля 1919 г.) По мнению официальной советской историографии, эвакуация союзников была «панической» (за трое суток).
Слайд 77
Пользуясь политической неопытностью кинозвезды, а также вхожестью ее в
высшие круги интервентов и к военному губернатору Одессы, они попытались выведать через нее какие-то тайны, а возможно и подкупить начальника французского штаба полковника Анри Фрейденберга, по уши влюбленного в Веру. У большевиков был отличный аргумент - муж Веры Холодной, бывший офицер, дочка и младшая сестра были в Москве, оставаясь по-существу заложниками в руках чекистов. Кстати, даже французское командование впоследствии занялось расследованием взяточничества полковника Фрейденберга.
А сам он тотчас по прибытии из Одессы в Константинополь (Стамбул) подал в отставку и открыл там, очевидно, на "честно заработанные деньги", банк.
Слайд 78Первая кинофабрика, начавшая работу в Одессе, называлась "Мирограф".
Слайд 82И Гришин –Алмазов, и французский полковник, начальник штаба армии Фрейденберг будут
влюблены в Веру Холодную
Слайд 85Актриса выступала на коммерческих концертах и благотворительных вечерах. Часто появлялась в
обществе блестящих белых генералов и изысканных французов-интервентов. Поползли слухи о ее романе с Алексеем Гришиным-Алмазовым или с полковником Фрейденбергом.
Слайд 93В испарине... В агонии... В бреду...
Ты прикасалась к паперти холодной
Пересекала крайнюю
черту...
Прижавши крест у шеи благородной...
Слетала дрожь с белеющей руки...
И в погребальном разливаясь свете....
Ты угасaла? полная любви...
Желанием,- не сорванных соцветий...
Архангелы мерцанием лампад...
Светили kущи вечного покоя...
И люди над твоим изгнаньем стоя
Роняли слёзы Сущих мириад...
Скользила тень по траурной тропе...
Вознице в след вздыхал февраль печальный
И вьюжил снег за кучера плечами
Хлестая гроб в промёрзшей тишине...
Слайд 95Неожиданная смерть Веры Холодной, последовавшая 3(16) февраля 1919 года, породила массу
слухов. Хотя возможно, смерть эта явилась избавлением ее от втягивания в опасную игру с агентами Лубянки. Официальная причина смерти - испанка - сразу же была подвергнута сомнению. Откуда-то пошли гулять версии, что ее то ли расстреляли революционные матросы как белую шпионку, то ли французский консул прислал ей огромный букет отравленных белых лилий, от запаха которых она задохнулась. И была еще одна версия, почему-то подхваченная в последние годы украинскими газетами: Веру Холодную задушил из ревности ее любовник, генерал Гришин-Алмазов.
Слайд 98Одесситы
Звезде
немого кино
Вере Холодной