Слайд 1Станиславский и Чехов
Презентацию подготовила Хамидова Людмила Васильевна, учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ 22 г.о. Королев Московской области
Слайд 2«…Что такое талант? – Душа…»
Слайд 3Два гениальных человека, две исторические личности, две родственные души встретились, а
ведь еще старец Фаддей Витовницкий говорил:
Слайд 5Константин Сергеевич Станиславский
(настоящая фамилия Алексеев) вошел в российскую историю как великий
реформатор театра, актер, режиссер, руководитель театров, теоретик и педагог.
Слайд 6Поставил, в сотрудничестве с Вл. И. Немировичем-Данченко, все первые чеховские спектакли
в МХТ, исполнял роли Тригорина в «Чайке», Астрова в «Дяде Ване», Вершинина в «Трех сестрах», Гаева в «Вишневом саде», Шабельского в «Иванове». Автор воспоминаний о Чехове: «А. П. Чехов в Московском Художественном театре» и главы в книге «Моя жизнь в искусстве».
Слайд 7Антон Павлович Чехов (1860-1904) — всемирно известный русский писатель-прозаик и драматург,
классик мировой литературы.
Знаменитые драматические пьесы «Три сестры», «Вишневый сад» и «Чайка» уже много лет с успехом идут на подмостках театров по всему миру.
Слайд 8Знакомство Станиславского с Чеховым
Первая встреча Станиславского и Чехова состоялась в
конце 1888 года. До возникновения Художественного театра они изредка встречались в театрах, на различных деловых заседаниях и юбилеях. С творчеством Чехова Станиславский по-настоящему начал знакомиться, когда, побуждаемый Немировичем-Данченко, взялся за постановку «Чайки».
Слайд 9
Пьесы, по собственному признанию, он тогда «не понимал». «И только
во время работы, незаметно для себя… вжился и бессознательно полюбил ее» и «сделался восторженным поклонником» таланта Чехова (Станиславский, т. 5, с. 331, 335).
Слайд 10 Более близкими становятся отношения двух единомышленников, когда А.П.Чехов приезжает
в Любимовку. Станиславский вспоминает: «Антон Павлович за время болезни жены сам очень истощился и ослаб. Жили они в доме Сандуновских бань, окна выходили в переулок, в июне воздух был ужасный, пыльно, душно, а двинуться нельзя было никуда. Мы предложили ему вместе с больной и А. Л. Вишневским воспользоваться нашим флигелем в имении моей матери, где мы обыкновенно проводили лето. Это было близко от Москвы, по Ярославской железной дороге, станция Тарасовка, имение Алексеева Любимовка.
Слайд 12Половина лета 1902 года, которую Антон Павлович провел в имении вместе
с женой Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой, - ловля щук и ершей в Клязьме, походы за белыми грибами, знакомство с местными типажами (часть из которых позже вошла в пьесу) - произвела на драматурга огромное впечатление
Слайд 1318 июля Чехов сам написал Станиславскому о своём дачном быте: «В
Любимовке мне очень нравится. Апрель и май достались мне недёшево, и вот мне сразу привалило, точно в награду за прошлое, так много покоя, здоровья, тепла, удовольствия, что я только руками развожу. И погода хороша, и река хороша, а в доме питаемся и спим, как архиереи. Шлю Вам тысячи благодарностей, прямо из глубины сердца. Давно уже я не проводил так лета...»
Слайд 1411 августа Чехов получил из Франценсбада письмо от Станиславского: «Мы счастливы,
дорогой Антон Павлович, что Любимовка Вам нравится, что вы нашли в ней ту реку, которую искали, и покой, который Вам так необходим».
Слайд 15Не будь подмосковной Любимовки, Антон Павлович Чехов, наверное, никогда не написал
бы свою, пожалуй, самую знаменитую пьесу — «Вишнёвый сад». Она настолько пропитана Любимовкой, что когда Константин Сергеевич Станиславский осенью 1903 г. получил присланную в Москву из Ялты рукопись, то прочтя её, говоря его же словами, «сразу всё понял, и написал свои восторги Чехову».
Слайд 16Письма, посвященные последней пьесе, «Вишневому саду», отражают ту большую близость, «простые
отношения», которые установились между Станиславским и Чеховым. Чехов посвящал Станиславского в ход работы над пьесой, а затем подробно обсуждал распределение ролей, особенности сценического решения
Слайд 17
Особенно важную роль Лопахина Чехов хотел доверить Станиславскому, считая, что только
он смог бы показать всю сложность этого образа.
Слайд 18Наблюдения Станиславского
Станиславский был потрясен пьесой, его письма о «Вишневом саде» наполнены
«безумными восторгами».
Слайд 19ПРЕМЬЕРА
В своей знаменитой книге, написанной почти через два десятилетия после смерти
Чехова, когда чеховские спектакли Художественного театра давно выдержали испытание временем, К. Станиславский говорил о «неисчерпаемости» и «многоликости» Чехова, отнюдь не до конца освоенных в первых мхатовских постановках. «Вечно стремящийся вперед Чехов» обогнал, по его словам, развитие театра.
Слайд 20Как завещание режиссерам и актерам будущего звучат в книге «Моя жизнь
в искусстве» слова великого реформатора сцены: «…глава о Чехове еще не кончена, ее еще не прочли как следует, не вникли в ее сущность и преждевременно закрыли книгу. Пусть ее раскроют вновь, изучат и дочтут до конца» (Станиславский, т. 1, с. 277).
Слайд 21Книгу раскрыли и продолжают изучать
Любимовка и сегодня остается центром притяжения
творческих людей: тут родился фестиваль молодой драматургии, репетировали замечательные режиссеры - от Петра Фоменко до Эймунтаса Някрошюса.
Слайд 22А Сергей Безруков решил в Любимовке поставить «Вишневый сад»
Слайд 23«Для артистов и для меня, режиссера, репетировать в Любимовке - это
настоящий подарок судьбы. Тут все живое - живая усадьба, живой вишневый сад. Не нужно ничего придумывать, просто надо суметь этому соответствовать,- сказал в одном из интервью С.Безруков
Слайд 24Столетний марафон пьесы по театральным подмосткам породил такое понятие, как «сад
души». Вот и любимовский вишнёвый сад — это напоминание каждому о том нежном, трепетном, далёком от суетности и грязи в самом человеке, что, собственно, и делает его Человеком. «Вишнёвый сад» нужно растить каждому в своей душе.