Слайд 1ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ
2018-2019 :
НАПРАВЛЕНИЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
Примакова Н.А.,
МАОУ «Туртасская СОШ
Уватского
района Тюменской области
Слайд 2
В этом году сроки сдачи итогового сочинения определены так:
19 декабря 2018
года (основная дата)
6 февраля 2019 года (дополнительные сроки)
8 мая 2019 года (дополнительные сроки)
Слайд 3ПЯТЬ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ НА 2018/19 УЧЕБНЫЙ ГОД
Отцы и дети
Мечта
и реальность
Месть и великодушие
Искусство и ремесло
Доброта и жестокость
Слайд 4
Время написания – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем
сочинений из закрытого перечня .
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Слайд 5
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на
муниципальном/региональном уровне.
Слайд 6СОЧИНЕНИЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО ПЯТИ КРИТЕРИЯМ:
1)соответствие теме;
2) аргументация, привлечение литературного
материала;
3)композиция;
4) качество речи;
5) грамотность.
Слайд 7
Сочинение оценивается по пяти критериям.
Критерии №1 и №2 являются основными.
Для
получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
Слайд 8
При выставлении оценки учитывается объем сочинения.
Рекомендуемое количество слов – 350.
Если
в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Слайд 9
Критерий №1 «Соответствие теме»
проверка содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную
тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 10
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения
использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала;
показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.)
до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 11
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение
на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 12
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста
сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 13
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые,
грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Слайд 14
Допустимая «плотность» ошибок для итогового сочинения составляет 5 шт. на каждые
100 слов. Если в вашем сочинении 300 слов, то и ошибок в нём должно быть не более 15.
Слайд 15
1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого
бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
Слайд 162. МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ
Понятия «мечта» и «реальность»
во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
Слайд 173. МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально
противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Слайд 184. ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о
предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу
Слайд 195. ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных
основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения