Слайд 16 июня 1799 – 10 февраля 1837 гг.
Слайд 2«Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина»
Слайд 3Тема “дружества” проходит через всю лирику А.С.Пушкина. Ни один русский поэт
не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей.
По словам А.С.Пушкина, дружба объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям – все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей. Их объединяли вольность, любовь к прекрасному и искусству.
Слайд 4Лицей был расположен в одном из красивейших мест пригородов Петербурга -
Царском Селе. Пушкин провёл здесь 6 лет. Его отрочество, юность, пробуждение его гения неразрывно связаны с этим поэтическим зелёным городком. Аллеи старых лип, солнечные поляны, берёзовые рощи, масса воды - озёра, пруды, протоки, каскады, фонтаны; стройные дворцы и причудливые беседки, гроты и белеющие среди ветвей мраморные статуи - всё будило в мальчике фантазию, вдохновение, творчество. Четырёхэтажное здание Лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом.
Слайд 5На третьем этаже располагался актовый зал - здесь 19 октября 1811
года состоялась торжественная церемония открытия, здесь же, три года спустя, пятнадцатилетний Пушкин читал на публичном экзамене свои "Воспоминания о Царском Селе" перед старым Державиным.
Слайд 6Стихотворения, посвященные дню открытия лицея, занимают особое место в лирике Пушкина.
Этой дате поэт посвятил не одно произведение, ведь именно в лицее он обрел верных друзей на всю жизнь.
Прослушивание и анализ стихотворения "19 октября" (1825г)
Слайд 7– Когда оно написано? (Было написано во время ссылки в Михайловское, за
8 лет после окончания лицея, в период разлуки, в период одиночества.)
– Как начинается стихотворение? (Стихотворение начинается картиной осенней природы.)
– Каким чувством проникнуто начало стихотворения “19 октября 1825”? (Поэту грустно.)
– Почему ему грустно? (Ему грустно, потому что в праздничный день он не может присоединиться к друзьям; он вынужден отмечать годовщину основания лицея в одиночестве.)
Слайд 8– О каких друзьях он мрачно вспоминает в этот день? (Воспоминания о
тех, кого тоже нет в кругу друзей в этот день, – о рано скончавшемся Корсакове, об отважном мореплавателе Матюшкине.)
– Как меняется тональность стихотворения “19 октября 1825”? Какие воспоминания и мысли заставляют поэта забыть свою печаль и преодолеть чувство одиночества? (Постепенно грусть сменяется воодушевлением, радостью. От тоски и одиночества Пушкина спасают воспоминания о друзьях. Воспоминание о них наполняют его душу радостью. Дружба спасает его от одиночества, помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить.)
Слайд 9- Он вспоминает тех, кто не предал его в трудный час,
тех, кто осмелился посетить поэта в Михайловском: Пущина, Дельвига, Горчакова
...
здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я.
Слайд 10 Даже сама мысль о друзьях помогает поэту преодолеть замкнутость “дома
опального”. Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей.
- Но надеждам поэта не суждено было сбыться. 19 октября следующего года, они не смогли отпраздновать вместе: в результате восстания 1825 года пятеро декабристов были казнены, другие отправлены в ссылку в Сибирь. Но Пушкин был верным другом, он всегда любил своих товарищей, никогда не забывал их. Свидетельство этому – стихотворение 1827 года “19 октября 1827”.
Слайд 11Чтение стихотворения “Была пора: наш праздник молодой ...”.
- Последней для Пушкина
25-летней годовщине лицея посвящено стихотворение “Была пора: наш праздник молодой ... ”. Начало стихотворения возвращает поэта к беззаботной лицейской поре. Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с беспечностью и зрелость с ее горьким опытом.
– О чем вспоминает поэт в этом стихотворении? (Пушкин с сожалением вспоминает о былых годах.)
Слайд 12Меж нами речь не так игриво льется,
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже
смех средь песен раздается,
И чаще мы вздыхаем и молчим.
(Поэт воссоздает историческую картину того, что довелось друзьям пережить за эти 25 лет.)
Слайд 13- Таким образом, дружба в этом стихотворении – это целая жизнь,
прожитая вместе, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования.
- Время меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади.
Слайд 14- О чем это стихотворение? (о дружбе, которая родилась в лицее, ставшем
Родиной для его выпускников).
- Лицей, действительно, стал родным домом для лицеистов, воспоминания о Лицее помогали им, поддерживали в трудную минуту.
- Первый выпуск состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли в историю русской культуры и общественной мысли.
Слайд 15- Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни
забрасывали поэта судьба, он оставался преданным своим друзьям. На протяжении всей своей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям: Дельвигу (1817), Чаадаеву (1818,1821), Кюхельбекеру (1825), “Друзьям” (1822), Пущину (1817). И уже в первых стихотворениях, посвященных теме дружбы, звучит мотив братства. В ранних стихотворениях Пушкин призывает друзей наслаждаться жизнью, воспевает дружбу, любовь, все радости жизни. Таково стихотворение “Пирующие студенты”, которое я рекомендую для самостоятельного прочтения дома.
Слайд 16- После окончания лицея в дружеской лирике А.С.Пушкина появляется мотив прощания,
разлуки с друзьями.
- "И последний лицеист один будет праздновать 19 октября", - любил говорить Пушкин.
Слайд 17- Среди друзей можно выделить и Ф. Матюшкина, и Данзаса. Данзас
был последним из лицеистов, кто видел Пушкина живым. Он был секундантом на дуэли А.Пушкина и Дантеса. Федор Матюшкин, лицейский товарищ, которого все любили за добрый нрав и его мечту - стать адмиралом. И он стал им. Совершил не одно кругосветное путешествие, был героем морских сражений. Его именем назван мыс в Восточной Сибири. Пушкин писал о нем: Счастливый путь! С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Слайд 18-По инициативе Ф.Матюшкина был поставлен первый памятник А.С.Пушкину в Москве на
Тверском бульваре.
Слайд 19- 1817 год - год окончания Лицея. Пушкин пишет замечательное стихотворение
"Разлука" (1817) (ученик читает стихотворение наизусть).
- О чем стихотворение?
- Каким настроением проникнуты строки? Почему?
Судьба развела лицеистов, но 19 октября лицеисты старались быть вместе. Те, кто остались, те, кто живы, те, кто не в ссылке.
Слайд 20- Теперь прочитаем стихотворение Пушкина "Пущину".
- Кому посвящено и к кому
обращается автор? /к другу/
- Такие литературные произведения, написанные в стихотворной форме в виде обращения к какому-либо лицу, называют послание. Они бывают дружеские, сатирические, любовные.
Слайд 21- Почему Пушкин, обращаясь к друзьям, использует именно этот жанр? (Он позволяет
выразить более теплые, близкие отношения, выразить и сказать о самом сокровенном, может быть, тайном).
Слайд 22Выразительное чтение стихотворения "Чем чаще празднует Лицей".
- О чем стихотворение? (о празднике
19 октября)
- Чем омрачается праздник? Почему "робче старый круг друзей"? Где друзья? Зачитайте строки.
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?
- Какие слова подчеркивают печаль?
- Прочитайте последнюю строфу. Что звучит в этих строках?
(надежда, желание встретиться с друзьями, призыв к друзьям - "тесней").
И "новых жертв уж не страшиться". Как вы понимаете эти строки?
(призыв к жизни, к новым испытаниям, силы придадут друзья, когда они все вместе).
Слайд 23Сегодня на уроке мы с вами узнали много об учебе в
Лицее, о лицейских друзьях, прочитали и прослушали стихи, посвященные друзьям А.С.Пушкина.
– Какую роль играет дружба в жизни человека?
– Что значит быть хорошим другом?
– Нужна ли человеку дружба?
– Что вы узнали на этом уроке?
Слайд 24Домашнее задание:
Выучить наизусть стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный”.