Слайд 1Презентация
Базаров и Аркадий Кирсанов.
Сравнительная характеристика.
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 4Базаров и Аркадий
Сравнительная характеристика
Слайд 5 В 1862 году И. С. Тургенев пишет роман "Отцы и
дети".
Слайд 6В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным
и революционно - демократическим.
Слайд 7Либерализм (от лат. liberalis — «свободный») — идеология, отстаивающая жизненно необходимый минимум прав личности, непременно
включающий в себя право на жизнь, свободу, справедливое судебное разбирательство и частную собственность. История либерализма в России во многом противоречива. В Российской Империи влиятельная часть общества придерживались мнения, что для разрешения внутриполитических проблем и преодоления экономического отставания от Западных стран необходимо перенимать их опыт и проводить либеральные реформы. При этом отдельные течения русского либерализма придерживались довольно различных идей в части применения опыта ведущих Западных государств.
Слайд 8В силу этих обстоятельств в различные периоды либеральную инициативу проявляли главы, аристократия и интеллигенция.
Как отмечают большинство историков, эти усилия не имели в своей основе политической программы и потому часто страдали прямым копированием западных решений без должной адаптации к российским реалиям и приводили к непредвиденным результатам, дискредитировали себя в глазах российского общества. Тем не менее, они оказали значительное влияние на страну, и их последствия все же включали важные положительные сдвиги.
В прошлом за каждым либеральным подъёмом следовал период реакции, в течение которого многие достижения уничтожались.
Слайд 10Революционная демократия — идейное течение демократии, предполагающее создание социально справедливое общество через массовую революцию.
Революционная демократия представляет из себя совокупность принципов крестьянской революции, западничества и утопического социализма, носящий характер антифеодальной, антикапиталистической, антиимпериалистической борьбы, являющийся противоположностью реакционной демократии.
Слайд 11
Течение возникло во второй половине
XIX века в России. Наиболее известными идеологами являются В. Г.
Белинский,
А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, которых Ленин называл предшественниками российской социал-демократии. Сторонники революционной демократии боролись против самодержавия и царизма. В гражданской войне воевали против большевизма, предполагав, после победы построить республику.
Слайд 12В своем романе Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ -
разночинец Базаров.
Слайд 13На протяжении всего романа рядом с Базаровым показан его друг Аркадий.
Слайд 14По убеждениям и происхождению они принадлежат к разным общественным классам.
Слайд 15По своим убеждениям Базаров "демократ до конца ногтей".
Слайд 16Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Их связывает несколько лет
дружбы.
Слайд 17Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он
искренне разделяет его взгляды.
Слайд 18Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет "молодая смелость да молодой задор".
Слайд 19Аркадий не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической
частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется.
Слайд 20Базаров говорит Аркадию: "Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя
замарает". Аркадий не готов к "терпкой, горькой бобыльной жизни" революционера.
Слайд 21Базаров, давая оценку жизни революционера, и прав, и не прав. Ломка
сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление, и передовым борцам приходится тяжело.
Слайд 22Революционно - демократический идеал счастья - революционная деятельность на благо народа,
несмотря на личные невзгоды.
Слайд 23Аркадий не готов к революционно – демократической деятельности, так как он
"мяконький либеральный барич". В "молодом задоре" либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это - "пустяки".
Слайд 24Либералы не "дерутся", а "воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят".
Слайд 25 Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем.
Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий "невольно любуется собою", ему приятно "самого себя бранить".
Слайд 26Базарову скучна дворянская жизнь, какую ведёт Аркадий, , ему "других ломать
надо".
Слайд 27Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского подерства,
а в душе он всегда оставался "либеральным баричем".
Слайд 28Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать.
Слайд 29В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о
Базарове.
Слайд 31Революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых.
Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать.
Слайд 32Образ жизни друзей в имении выражен фразой: "Аркадий сибаритствовал, Базаров работал."
Базаров проводит опыты, читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков.
Слайд 33В глазах революционеров труд - необходимое условие жизни. Аркадия же ни
разу не видно за работой. Здесь, в имении, раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.
Слайд 34 Природу Базаров считает не храмом а мастерской, а человека в
ней - работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых, природа - объект любования, созерцания. Для Базарова это означает барство.
Слайд 36Базаров возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он
требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин.
Слайд 38Природа радует Базарова тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в
нее. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом не говорит.
Слайд 39Различны отношения Базарова и Аркадия и к любви, и к женщине.
Базаров
относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно.
Слайд 42Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит
на Базарова впечатление красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к ней возникает , когда начинается духовное общение.
способна понять Базарова .
Слайд 46Базаров, несмотря на внешний цинизм, обнаруживает в любви и эстетическое чувство,
и высокие духовные запросы, и уважение к любимой женщине. Но Одинцова – барышня - эпикурейка. Покой для нее превыше всего. Поэтому она тушит в себе появляющееся к Базарову чувство.
Слайд 49Базаров в сцене объяснения держит себя с достоинством, не раскисает и
продолжает работать. Упоминание о любви к Одинцовой вызывает у Базарова признание в "сломанности", и говорить он об этом не хочет.
Слайд 52Аркадию знакомство с Катей открывает, что его идеал "ближе", в семье,
в имении. Он сам говорит, что он "уже не тот заносчивый мальчик", что он до сих пор "задавал себе задачи, которые ему не по силам".
Слайд 54Аркадий признается, что жизнь революционера не для него. Да и сама
Катя говорит, что Базаров "хищный", а Аркадий - "ручной".
Слайд 56Базаров близок к крепостным людям. Он для них "свой брат, не
барин". Это подтверждает и речь Базарова, в которой много народных пословиц и поговорок и его простота. Хотя в его имении крестьяне относятся к Базарову как к барину, во всем романе для народа он "свой".
Слайд 59 Аркадий для людей остается
барином, хозяином.
Слайд 61Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что "каждый человек
сам себя воспитать должен". Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств.
Слайд 63Базаров стремится подавить в себе проявления естественных человеческих чувств. Отсюда -
сухость Базарова даже к близким ему людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: "Люблю, Аркадий!".
Слайд 64Но родители Базарова безнадежно отстали от него. Они не могут идти
не только вровень но и вслед за ним.
Слайд 66Аркадий тоже любит своих близких. Базаров дает меткую, исчерпывающую характеристику родных
Аркадия, на что Аркадий ничего не возражает. Этим он как бы выражает точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не должен выражать свои чувства.
Слайд 69 Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства.
Слайд 70Для него "Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не
лучше его". Он считает, что "в 44 года играть на виолончели глупо", а Пушкина читать "никуда не годится". Искусство он считает формой наживы денег.
Слайд 71Для Базарова "порядочный химик полезней всякого поэта", а искусство не способно
что - то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма. Базаров подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия тогда отставала от Запада.
Слайд 73Аркадий любит стихи. Он читал бы Пушкина, если бы не Базаров.
Слайд 75 Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в
этом - конфликтность романа, выраженная приемом контраста.
Слайд 77Разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к "терпкой, горькой
бобыльной жизни" демократа.
Слайд 79Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав
ему ни одного дружеского слова.
Слайд 81Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать
их – для Базарова романтизм.
Слайд 82
Аркадий
нашел свой
идеал в семье.
Слайд 85Базаров умирает, оставшись верным своим мировоззрениям. Именно перед смертью проверяется сила
его убеждений.
Слайд 87 К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь
революционного демократа не для него.
Слайд 89Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается "либеральным баричем".