Презентация, доклад на тему М.В.Ломоносов Случились вместе два астронома в пиру...

Содержание

Урок литературы в 5 классе.Подготовила учитель МОУ Гимназия г. Малоярославец Лустина Н.В.М.В.Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.  «Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме.

Слайд 1МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
ЛОМОНОСОВ
(1711 – 1765)
(Урок литературы 5 класс)

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧЛОМОНОСОВ(1711 – 1765)(Урок литературы 5 класс)

Слайд 2Урок литературы в 5 классе.
Подготовила учитель МОУ Гимназия г. Малоярославец
Лустина

Н.В.

М.В.Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.  «Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме.

Урок литературы в 5 классе.Подготовила учитель МОУ Гимназия г. Малоярославец Лустина Н.В.М.В.Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. 

Слайд 3 Историк, ритор, механик, минералог, художник и cтихотворец, он

всё испытал и всё прошёл.
А.С.Пушкин.
Историк, ритор, механик, минералог, художник и cтихотворец, он всё испытал и всё прошёл.

Слайд 4ДЕТСТВО.
Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка

близ Холмогор в семье крестьянина-помора.
ДЕТСТВО.Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.

Слайд 5Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка

в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву.

В МОСКВУ.

Холмогоры

Москва


Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение -

Слайд 6ГОДЫ УЧЁБЫ.
В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где

он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.
ГОДЫ УЧЁБЫ.В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к

Слайд 7В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен

в университет при Петербургской академии наук . Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.
В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук

Слайд 8А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов,

были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, химии философии и металлургии.

МАРБУРГ.

Студент немецкого
университета

А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию

Слайд 9В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были

поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.

НАУКА.

Диплом профессора химии

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в

Слайд 10В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования,

в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751 г.

Ломоносов в своей
химической лаборатории.

В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла,

Слайд 11МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ.
М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице.

МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ.М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице.

Слайд 12М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.

М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.

Слайд 13В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан

Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц,

Слайд 14Могила М.В.Ломоносова.
Девизом жизни этого гениального человека до

последнего дня было «утверждение наук в Отечестве».
Ушёл из жизни М.В. Ломоносов в 1765 г, он простудился и умер. Погребён на кладбище Александро-Невской лавры.

Могила Ломоносова в
Александро-Невской лавре

Могила М.В.Ломоносова.    Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в

Слайд 15«Случились вместе два астронома в пиру»
Случились вместе – встретились вместе.
Астроном- учёный.

Спорили

в жару – жарко, горячо спорили.
Слыл- все его знали.
Весьма- очень сильно.

Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит.

Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?

Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное).

Слыл – все его знали.

Слыл – все его знали.

«Случились вместе два астронома в пиру»Случились вместе – встретились вместе.Астроном- учёный.Спорили в жару – жарко, горячо спорили.Слыл-

Слайд 16Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87—165) — древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и

географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения.

Геоцентрическая система мира

Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87—165) — древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил

Слайд 17Никола́й Копе́рник (1473 -1543) — польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен

как автор средневековой гелиоцентрической системы мира.

Гелиоцентрическая система мира

Никола́й Копе́рник (1473 -1543) — польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира.Гелиоцентрическая

Слайд 18— Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли

они реально встретиться друг с другом на пиру?

Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции.
Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).

Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли.
Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).

—       Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили?  Могли

Слайд 19Какова тема стихотворения? В чём его необычность?


Как вы думаете, почему в

стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?

В чём противоположность взглядов учёных?

К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?

Какова идея стихотворения?

ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ

Какова тема стихотворения? В чём его необычность?Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются?

Слайд 20ВЫВОД.
Коперник и Птолемей спорили о строении мира.
Коперник утверждал, что Земля

вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару.
Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.

ВЫВОД.Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что

Слайд 21В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными:

все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этого стихотворения?

  Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.

В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не

Слайд 22Юмор- понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно -насмешливое отношение

к чему- нибудь.
Юмор- понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно -насмешливое отношение к чему- нибудь.

Слайд 23«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление
впереди книги».
Н.В. Гоголь.

«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги». Н.В. Гоголь.

Слайд 24В.Г.Белинский.
«С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом
и пестуном;

он был её Петром Великим».
В.Г.Белинский.«С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом и пестуном; он был её Петром Великим».

Слайд 25«Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было

всего три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь».

Ф. М. Достоевский.

«Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего три: Ломоносов, Пушкин и частью

Слайд 26С. И. СТРОМИЛОВ. ЛОМОНОСОВ. Сонет. В соседстве двух морей, на родине метели, Вблизи бродящих льдов и стужи

он рожден; Снегами полюса он встречен у купели И пышным севера сияньем озарен. Покинув дом отца, в стране чужой, далеко, Как хлеба, он искал познаний и наук. Он в тайны естества сошел умом глубоко И первый вырвал нам из лиры стройный звук. Законник языка! ты стоишь поздней славы. Ты первый красоту и дух его постиг, Ты дал ему права, законы и уставы, Хаос его стихий ты жизнию проник, И, прелестью его украсив величавой, Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!
С. И. СТРОМИЛОВ. ЛОМОНОСОВ. Сонет. В соседстве двух морей, на родине метели, Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;

Слайд 27Н. А. Некрасов. Школьник.
— Ну, пошел же, ради Бога! Небо, ельник и песок — Невеселая дорога... Эй! садись ко

мне, дружок! Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь... Не стыдися! что за дело? Это многих славных путь. Вижу я в котомке книжку. Так, учиться ты идешь... Знаю: батька на парнишку Издержал последний грош. Знаю, старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек. Или, может, ты дворовый Из отпущенных?.. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый — Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик. Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете — Сон свершится наяву! Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь... Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь! Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай, — Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

Н. А. Некрасов. Школьник.   — Ну, пошел же, ради Бога! Небо, ельник и песок — Невеселая дорога... Эй! садись

Слайд 29Домашнее задание:
биография Ломоносова,
подготовить выразительное чтение стихотворения,
заполнить таблицу до конца.

Домашнее задание:биография Ломоносова,подготовить выразительное чтение стихотворения, заполнить таблицу до конца.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть