Слайд 1АКМЕИЗМ как литературное направление
Слайд 2Акмеизм
АКМЕИЗМ (от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора)
– литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Термин акмеизм был предложен в 1912 Н.Гумилевым и С.Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идет направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.
Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго – около двух лет (1913–1914), но нельзя не учитывать его родовых связей с «Цехом поэтов», а также определяющего влияния на судьбы русской поэзии ХХ века. Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Зенкевич, В.Нарбут.
Слайд 3Принципы акмеизма
Принципы акмеизма в области содержания
Логичность художественного замысла
Отведение категории культуры высшего
места в иерархии ценностей.
Опора акмеистов на разные (в отличие от символизма) культурные традиции : античность, средневековье и другие. Активное использование литературных цитат, «домашняя филология»
Принципы акмеизма в области формы.
Для стихотворений акмеистов характерна четкость организации всех элементов художественной формы:
- Стройность композиции
- Стилистическое равновесие
- «Материализация» переживаний, чувств.
- Живописная предметность, четкость образов, отточенность деталей.
В противоположность символизму , проникнутому «духом музыки», акмеизм был ориентирован на перекличку с пространственными видами искусства: живопись, скульптуру, архитектуру, графику.
Слайд 4Акмеисты
В 1912 г. Н. С. Гумилев, А. А Ахматова, О. Э.
Мандельштам, а также С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут назвали себя акмеистами. Приятие земного мира в его зримой конкретности, острый взгляд на подробности бытия живое и непосредственное ощущение природы, культуры, мироздания и вещного мира, мысль о равноправии всего сущего – вот что объединяло в ту пору всех шестерых. Почти все они прошли ранее выучку у мастеров символизма, но в какой - то момент решили отвергнуть свойственные символистам устремлённость к «мирам иным» и пренебрежение к земной, предметной реальности.
Слайд 5Акмеизм как литературное направление
Слабо обоснованный как литературное направление, акмеизм объединил исключительно
одаренных поэтов – Н.Гумилева, А.Ахматову, О.Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэта», споров о «прекрасной ясности». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между тремя выдающимися его представителями. Впоследствии акмеистическая поэтика сложно и неоднозначно преломилась в их творчестве.
Слайд 6Акмеисты
Николай Степанович Гумилёв
О. Э. Мандельштам
Анна Андреевна Ахматова
Слайд 7Акмеизм в творчестве писателей
Акмеизм утвердился в теоретических работах и художественной практике
Н. С. Гумилёва (статья «Наследие символизма и акмеизм» 1913), С. М. Городецкого («Некоторые течения в современной русской поэзии» 1913), О. Э. Мандельштама (статья «Утро акмеизма», опублик. в 1919), А. А. Ахматовой, М. А. Зенкевича, Г. В. Иванова, Е. Ю. Кузьминой-Караваевой и других. Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов» (1911—1914, возобновилась в 1920—1922 гг.), примыкали к журналу «Аполлон». В 1912—1913 гг. издавали журнал «Гиперборей» (редактор М. Л. Лозинский, вышло 10 номеров), альманахи «Цеха поэтов».
Слайд 8«Цех поэтов»
«Цех поэтов» — название нескольких поэтических объединений, существовавших в начале
XX века в Санкт-Петербурге, Москве, Тбилиси, Баку, Берлине и Париже.
Фактически, в Санкт-Петербурге (Петрограде) существовало по очереди три объединения с таким названием. Первый «Цех поэтов» был основан Гумилёвым и Городецким в 1911 году и просуществовал до 1914 года. Второй «Цех поэтов» действовал в 1916 и 1917 годах под руководством Иванова и Адамовича и уже не был сконцентрирован на акмеизме. Третий «Цех поэтов» начал действовать в 1920 году под руководством сначала Гумилёва, а затем Адамовича и просуществовал два года. За время своего существования объединение выпустило четыре альманаха.
Объединение в Москве существовало в 1924-1925 годах. Встречи происходили на квартире Антоновской.
После эмиграции части участников третьего «Цеха поэтов», объединения с таким же названием были созданы ими в Берлине и Париже.
Слайд 9Пути развития акмеизма
Новое в литературе направление просуществовало недолго :I мировая война,
революция положили конец развитию акмеизма. Его приверженцы эволюционировали в разных направлениях: Гумилев – в религиозно-мистическую область, Ахматова – психологизм и нравственные поиски, Мандельштам – философское осмысление истории и т.д.
Таким образом, акмеизм был течением не только открывшим формально-стилистическую новизну, но и попытавшимся в области содержания обрести устойчивую веру, получить прочную нравственно-религиозную, культурную опору.
Слайд 10Поэзия акмеизма
Поэзия акмеизма отличалась повышенной склонностью к культурным ассоциациям, она вступала
в перекличку с минувшими литературными эпохами. «Тоска по мировой культуре» - так определил впоследствии акмеизм О. Э. Мандельштам. Каждый из акмеистов обладал творческим своеобразием. Если в поэзии Н. С. Гумилева звучал порой гимн «сильной личности», а в произведениях М. А. Кузмина преобладало характерное для акмеизма эстетство, то творчество А. А. Ахматовой развивалось прогрессивно, переросло узкие границы акмеизма и в нём возобладали реалистическое начало, патриотические мотивы. Находки акмеистов в области художественной формы использовались некоторыми нашими поэтами в последние десятилетия.
Слайд 11Отношение к слову
Изменилось и отношение к слову: акмеисты утверждали, что поэтическое
слово имеет твёрдо очерчённые границы. И. Ф. Анненский, поэт и критик, говорил о поэтах, пришедших на смену символизму: «Всё это не столько мушки, как артисты поэтического слова. Они его гранят и обрамляют». Акмеисты подчёркивали границы поэтического текста – это сказалось и в лаконичности стихового повествования, и в чёткости лирической фабулы, и в остроте завершения стихотворной пьесы: знаменитые «шпильки», «пуанты», «выпада» у Ахматовой и Мандельштама.
Слайд 12Задачи акмеизма
Одна из основных задач акмеизма – выправить характерный для символизма
крен в сторону потустороннего, установить «живое равновесие» между метафизическим и земным. Отречения от метафизики у акмеистов не было: «всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками» – таков принцип акмеизма. Акмеисты не отказывались от высшей действительности, признаваемой символистами за единственно верную, но предпочитали умалчивать о ней: несказанное должно остаться несказанным. Акмеизм явился своего рода движением к «истинному символизму», основанному на привязанности к обыденной жизни, уважении к простому человеческому существованию.
Слайд 13Главное свершение акмеизма как литературного течения – изменения масштаба, очеловечивание уклонившейся
в сторону гигантомании литературы рубежа веков. Соразмерность человека миру, тонкая психологичность, разговорная интонация, поиск полновесного слова были предложены акмеистами в ответ на надмирность символистов. На смену стилистическим блужданиям символистов и футуристов пришла взыскательность к отдельному слову, «вериги трудных форм», на смену религиозно-философским исканиям – равновесие метафизики и «здешнего». Идее «искусства ради искусства» акмеисты предпочли трудное служение поэта в миру (наивысшим выражением такого служения стал человеческий и творческий путь А.Ахматовой).