Слайд 1Урок литературы в 6 классе
Александр Грин
«Алые паруса»
Феерия
Глава 1 «Предсказание»
Слайд 2Теория
Приемы технологии критического мышления:
Этап вызова
- прослушивание песни и просмотр
иллюстрации
совместное формулирование темы и цели урока
Осмысление содержания
- знакомство с биографией писателя
работа со словарём
художественный пересказ отрывка
анализ эпизодов
чтение по ролям
составление характеристики героини
Этап рефлексии
- синквейн
Слайд 3Организация
«Учитель – коллеги»
Слайд 4Стадия вызова
Вопрос: были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело
одно только желание чего-то необычного, прекрасного?
Задание: прослушайте песню «Алые паруса»
(исп. Е Осин и ансамбль «ДоМиСольки»)
Сформулируйте тему урока, используя текст песни и данную иллюстрацию
Слайд 6Тема урока:
«Алые паруса – символ надежды…»
(По произведению А.Грина «Алые
паруса»)
Цели урока:
познакомиться с биографией писателя;
проанализировать главу 1 «Предсказание» из феерии А. Грина «Алые паруса»;
узнать значение литературоведческих терминов: феерия, символ;
по ключевым эпизодам и словам составить характеристику главной героини произведения.
Слайд 7Осмысление содержания
Александр Грин – писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу,
счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты… И каждый, прочитавший его, становится чем-то богаче и чище.
В. Кетлинская
Слайд 8
Имя при рождении:
Александр Степанович Гриневский
Дата рождения:
11 (23) августа 1880
Место рождения:
Слободской, Вятской
губернии
Дата смерти:
8 июля 1932 (51 год)
Место смерти:
Старый Крым
Род деятельности:
русский писатель, прозаик
Слайд 9Дом-музей А. Грина. Рабочий кабинет писателя.
Слайд 10Филиал Дом-Музей А.Грина
(Старый Крым)
Слайд 11Здесь с 1930г. жил А. Грин.
Здесь он и умер
Слайд 12Мемориальная доска на набережной
имени Грина, д. 21, г. Кирове
Слайд 13Бюст на набережной
имени Грина в г. Кирове
Слайд 14Александр Грин
на почтовой марке Украины, 2005
Слайд 16Из истории создания произведения
Мечтами об «ослепительном случае и радости» полны все
рассказы Грина, но больше всего – его повесть «Алые паруса». Эту пленительную и сказочную книгу Грин обдумывал и начал писать в Петрограде в 1920 году, когда после сыпняка он бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь нового ночлега у случайных, полузнакомых людей. «Алые паруса» –произведение, утверждающее силу человеческого духа, просвеченное любовью к жизни и верой в то, что человек способен совершать чудеса.
Слайд 18Работа с литературоведческими терминами
Феерия (франц. feerie, от fee — фея, волшебница),
1)
Жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в.
2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.
3) Волшебное, сказочное зрелище.
Символ - Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный язык».
Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать автор.
Слайд 19Работа с текстом
Анализ 1 эпизода «Лонгрен и его маленькая дочь»
Краткий пересказ данного эпизода по плану:
Приезд Лонгрена домой после службы.
История смерти Мери.
Месть Лонгрена Меннерсу.
«Любимое развлечение Ассоль».
Характеристика героини (ключевые слова): девочка, маленькое существо, «несмышлёныш, без которого скучно», «доброе личико», «росла без подруг»
Слайд 21Работа с текстом
Анализ эпизода «Встреча с волшебником»
Ответы на вопросы:
Когда у Ассоль
стали появляться чудесные сны?
Какую сказку придумала Ассоль про яхту с алыми парусами?
С кем встретилась девочка в лесу? Найти описание Эгля.
Какой разговор состоялся между ними? (чтение в лицах)
Что предсказал Эгль Ассоль и почему именно ей? (выразительное чтение отрывка)
Характеристика героини: «стиранное много раз платье, худенькие загорелые ноги, тёмные густые волосы», «каждая черта была выразительна, чиста и легка, как полёт ласточки», «тёмные с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи», «полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой».
«Растение, крошка, милая, «имя так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины», «Прекрасная Неизвестность».
«Тут только он (Эгль) уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением. «Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы...», - решил он.»
Слайд 23Работа с текстом
Анализ эпизода «Ассоль после встречи с волшебником»
Ответы на вопросы:
Как
отреагировал Лонгрен на рассказ дочери о предсказании волшебника?
О чём толковали рыбаки, услышав о предсказании Эгля?
Каков финал 1 главы?
Поверила ли Ассоль предсказаниям Эгля?
Какой художественный приём использует автор, показывая героиню и толпу жителей рыбацкого посёлка?
Слайд 24Рефлексия
Вопросы:
Какой вы себе представляете Ассоль, проанализировав эпизоды данной главы?
Каково отношение автора
к героине?
Какие признаки феерии вы можете отметить в 1 главе произведения?
Как вы думаете, символом чего могут быть «алые паруса»?
Составление синквейна
Слайд 26Синквейн
Мечта.
Далёкая, манящая.
Надеяться, верить, ждать.
Заветные мечты сбываются.
Счастье.
Слайд 27Синквейн
Паруса.
Алые, загадочные.
Манят, радуют, приближаются.
Надо верить в чудеса.
Любовь.
Слайд 29Домашнее задание
1. Ответить на вопрос:
Как вы думаете, сбудется ли мечта Ассоль?
2.
Прочитать феерию А. Грина «Алые паруса» до конца.
3. Составить рассказ о главных героях произведения: Ассоль и Грее.
Слайд 31Рефлексия.
Материал подготовили:
Аверина Светлана Сергеевна, МБОУ СОШ № 47,
г.
Красноярск.
Путинцева Надежда Ивановна, МОУ «СОШ № 1»,
г. Заозёрный.
Яковлева Виктория Яковлевна, КГБОУ КВСОШ
№ 5, г.Красноярск, Емельяновский район
Было легко выбрать тему и подобрать материал к уроку
Было трудно отобрать нужный для урока материал, согласно требованиям технологии развития критического мышления