Слайд 1Подготовка к контрольной работе
«Мотивы и образы лирики М.Ю.Лермонтова»
Слайд 3ПОДУМАЙТЕ
В чем особенность и своеобразие лирики Лермонтова?
Как события жизни Лермонтова повлияли
на формирование взглядов, отраженных в лирике поэта?
Слайд 4МОТИВ
Мотив - это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью.
А.А. Блок писал:
«Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует произведение». То же самое правомерно сказать о некоторых словах и обозначенных ими предметах в литературных произведениях. Они и являются мотивами.
Слайд 7МОТИВЫ В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА
Назовите мотивы, повторяющиеся в лирике М.Ю.Лермонтова.
Какие слова указывают
нам на содержание этих мотивов в стихах Лермонтова?
Слайд 8МОТИВЫ ЛИРИКИ М.Ю.Лермонтова
Одиночества
Бесцельности существования
Изгнанничества
Странничества
Отверженности
Мятежности
Слайд 9ОБРАЗЫ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
Какие художественные образы нам встретились в поэзии М.Ю.Лермонтова?
Художественный образ
— это образ, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.
Слайд 16АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
Стихотворение построено в виде монолога лирического героя, стилизованного поэтом под
народную, «тюремную» песню. Стиль его — романтический, мы можем отнести его к вольнолюбивой лирике.
Какой художественный прием лежит в основе стихотворения?
Какие образы использует поэт?
Слайд 17В основе композиции произведения лежит принцип антитезы. Свобода и сиянье дня
противопоставлены мрачным стенам тюрьмы, одиночеству узника. Свои мечты о воле герой раскрывает нам в первой строфе. Основные образы ее — «сиянье дня», черноглазая красавица, быстрый черногривый конь, степь и вольный ветер. Они полны жизни, движения, радости. Это подчеркнуто использованием глаголов в форме повелительного наклонения: «отворите», «дайте». В душе узника жива надежда на обретение свободы. Он словно неразрывно сливается с этими образами, сравнивая себя с ветром, гуляющим по степи.
Слайд 18Вторая строфа возвращает нас к реальности. Узник начинает осознавать невозможность осуществления
своей волшебной мечты и отделять себя от воображаемых образов, понимая, насколько они далеки. Оказывается, окно тюрьмы «высоко», дверь тяжелая — заперта, черноглазая красавица — в своем «пышном тереме», добрый конь — «в зеленом поле».
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив...
Слайд 19Своего апогея это тоскливое настроение достигает в третьей строфе, она рисует
нам мир темницы, неволи. Преобладающее настроение здесь — тоска и безысходность:
Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной Безответный часовой.
Герой лермонтовского стихотворения остро чувствует собственное одиночество, отсюда пессимизм и безотрадность его чувств.
Какие художественно-выразительные средства использует автор стихотворения?
Слайд 20ВЫВОД
Поэт использует различные средства художественной выразительности: поэтические фольклорные эпитеты («черногривого коня»,
«в зеленом поле»), инверсию («в пышном тереме своем»), сравнение («в степь, как ветер, улечу»), метафору («тускло светит луч лампад Умирающим огнем»).
Таким образом, лирический герой Лермонтова, утверждая абсолютную ценность свободы, несет на себе всю тяжесть неосуществленных возможностей, порывов к борьбе и действию.
Слайд 21Вывод по поэзии М.Ю.Лермонтова
Тема одиночества и изгнанничества является центральной в лирике
М.Ю. Лермонтова. Поэт всю жизнь боролся с окружающим миром и глубоко страдал от того, что его не понимают. Душевные переживания нашли отражение в его творчестве, пронизанном тоской и скорбью. Мысли и взгляды Лермонтова были новы и непонятны для России, поэтому ему сложно было найти единомышленников. Его дважды отправляли в ссылки, стихотворения подвергали жесткой цензуре. Но, несмотря на все это, поэт боролся, прямо выражал свои чувства и мысли, при этом осознанно обрекая себя на одиночество.