Слайд 1Речевые средства выразительности (компоненты интонации)
Выполнила:
Сарафанова Наталья Викторовна
учитель начальных классов
2015 г.
Слайд 2Выразительная речь – это устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или
читаемого текста.
В устной форме употребления языка очень важна интонация. Именно она всегда считалась важнейшей приметой звучащей, устной речи, средством оформления любого слова или соединения слов в предложение (высказывание);
интонация тесным образом связана со всеми уровнями языка, является важнейшим средством коммуникации, неотъемлемым атрибутом речи, способствующим ее пониманию, придающим ей выразительность и смысловую и стилевую оформленность.
интонация играет особую роль в рамках целого текста.
Слайд 3Этимологически термин «интонация» восходит к латинскому глаголу intonare, в котором префикс
in имеет значение «приложение», а глагол tonare – «говорить».
Вероятно, первоначальное значение этого слова легло в основу всех тех понятий, которые оно объединяет в современных европейских языках (говорить громче или тише, музыкальная интонация, речевая мелодика).
Понятие «интонация» трудно расчленить, потому что каждый из элементов (компонентов ) интонации действует в совокупности с другими.
Каковы же компоненты интонации?
Слайд 4К основным элементам интонации обычно относятся:
1. Ударения.
2. Паузы.
3. Тембр.
4. Мелодика.
5. Темп
Слайд 5Рассмотрим компоненты интонации.
Мелодика - это изменение (повышение или понижение) высоты
тона голоса на протяжении высказывания. Она является одним из главных компонентов интонации, иногда ее называют интонацией в узком смысле слова или фразовой интонацией, наблюдаемой в рамках синтаксических единиц - словосочетания и предложения (в том числе и однословного предложения). Это движение создает тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывает и членит речь.
Именно с работы над мелодикой чтения ( в совокупности с пазами) начинается формирование выразительности речи в начальных классах. Уже с периода обучения грамоте дети учатся пользоваться интонациями повествовательной, вопросительной, перечислительной, пояснительной, обращения… в дальнейшем появляется необходимость работы над интонацией предупредительной, интонацией незаконченности и т.д.
Слайд 6
Таким образом, в русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными
из которых являются:
мелодика завершенности, которая характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям, а также вопросительным предложениям с вопросительным словом; она свидетельствует об окончании высказывания или его значимой части;
Н-р: Ко мне сегодня придут гости.
вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением высоты тона и свойственная вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос);
Н-р: Ты опять разговариваешь?
мелодика незавершенности, которая близка к вопросительной, но характеризуется меньшим подъемом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространенного высказывания, создавая ощущение будущего продолжения.
Слайд 7Тембр – это специфическая окраска речи, придающая ей те или другие
экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека.
Каждому человеку присущи свои особенности звучащей речи, связанные с устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он.
По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др. Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, как и отпечатки пальцев
Характер тембра настолько бывает разнообразным, а его восприятие субъективным, что ученые в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие то зрительное восприятие (светлый, темный, тусклый, блестящий), то слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, звонкий, крикливый скрипящий, шепотной), то осязательное (мягкий, острый, твёрдый, тяжелый, холодный, горячий, легкий, жесткий, сухой, гладкий), то ассоциативное (бархатный, медный, золотой, серебряный, металлический), то эмоциональное (угрюмый, хмурый, раздосадованный, веселый, ликующий, резвый, восхищенный, насмешливый, пренебрежительный, сердитый, благодушный).
Действительно, очень трудно дать точное описание тембру, если у каждого человека своя тембровая окраска.
Слайд 8В речеведении понятия "сила" и "громкость" голоса не являются тождественными. Сила
звука – это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибеллах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колебания голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа).
Сила голоса у разных людей различна. У одних голос сильный, выносливый, способный справляться с большими речевыми нагрузками. У других людей голос слабый, по природе тихий. В условиях повышенной нагрузки неумелое пользование таким голосом может привести к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний. Голос нужно беречь, не перенапрягать, учитывать его возможности. Но, главное, его надо развивать.
Слайд 9Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса -
величина объективная, то громкость - понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость - это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса - это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.
Выбор той или иной степени громкости зависит прежде всего от коммуникативной ситуации, то есть от того, где происходит общение, с кем, на каком расстоянии.
Слайд 10Темп речи - это скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов).
В
фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же пользуются показателем количества звуков (слогов, слов), произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Основные закономерности изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале, и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением темпа речи. Другими словам, то, что говорящий считает важным, он обычно произносит более медленно.
Замедление темпа придает ощущение эпичности, ускорение (но не суетливость) помогает создать ощущение динамики, неожиданности и стремительности происходящего.
Кроме того, в русском языке в случае положительных эмоций происходит особое удлинение (растягивание) ударного гласного, а иногда и всего выделяемого слова: Он замеча-ательный человек!; в случае эмоций отрицательных (гнев, угроза и т.д.) более типично удлинение начального согласного слова (н-негодяй!) или начального согласного ударного слога (негод-дяй!).
Слайд 11Ритм – это равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления,
долготы и краткости, подобного и различного в речи.
Схема ритма произведений:
(^ - безударный, __- ударный слог)
Н-р: строчки из стихотворения Я. Смелякова:
Нам всё не легко доставалось,
Но главное духом не пасть.
Слайд 12Пауза как важный компонент интонаций
Пауза – временная остановка звучания, в
течение которой речевые органы не артикулируют, и которая разрывает поток речи.
Виды пауз
Логические и психологические -
1. Пустые
2. Значимые
3. Паузы обдумывания
4. Интонационно-синтаксические паузы
5. Интонационно-логические паузы
Слайд 13Пустые паузы:
Среди пауз прежде всего выделяют так называемые пустые паузы, которые
противопоставляются паузам значимым.
Например, студент
не подготовился к семинару его
вызвали отвечать. Стоит он и мучается. Скажет несколько слов и ... Пауза.
Пустую паузу чаще всего путают с паузой обдумывания
Пауза обдумывания:
Чаще всего паузы обдумывания встречаются в речи людей,
обсуждающих политические, социальные, научные проблемы, когда у выступающих еще не
сформировалось
окончательное мнение по обсуждаемой проблеме, они ищут решение вопроса, вслух обдумывают
его.
Слайд 14Паузы размышления возникают в любом месте
высказывания и отражают колебания при выборе
возможных речевых средств. Их могут заменять
сочетания слов: пожалуй, точнее сказать; лучше сформулировать так; правильнее будет...; не так
надо сказать.
Интонационно-синтаксические паузы отражают синтаксическую природу предложений. Они соответствуют знакам препинания в письменной речи
и различаются длительностью.
Самая короткая пауза — на месте запятой, а самой длинной паузы требует точка. Интонационно-синтаксической паузой отделяются в звучащей речи однородные члены предложения, вставные конструкции, обращения; пауза заполняет то место в предложении, где подразумевается пропуск слова.
Слайд 15Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо перед произнесением текста вслух
навести порядок
в предложении, правильно соединить слова в группы, то есть в речевые такты. Тогда будет ясно,
какое слово к какому относится, как они объединяются, из каких отрезков, речевых тактов
складывается фраза.
Интонационно-логические паузы, отделяющие один речевой такт от другого. Изменение места интонационно-логической паузы в одном и том же предложении может
значительно изменить его смысл.
слова К. С. Станиславского:
«Пауза — важнейший элемент нашей речи
и один из главных ее козырей».
Вот почему важно знать, какие разновидности пауз бывают, какова их функция, как следует ими
пользоваться в речи.
Слайд 16Среди компонентов интонации особое место занимает ударение.
Логическое ударение
Логическим ударением называется
выделение наиболее существенного с точки зрения данной ситуации слова при помощи интонационных средств. Логическим ударением может быть выделено любое слово во фразе.
Фраза Студент внимательно читает, эту книгу может быть произнесена с логическим ударением на каждом слове, и каждое произнесение будет передавать определенный оттенок значения:
1) Студент внимательно читает эту книгу (именно студент, а не кто-то другой);
2) Студент внимательно читает эту книгу (внимательно, а не урывками);
3) Студент внимательно читает эту книгу (читает, а не перелистывает);
4) Студент внимательно читает эту книгу (именно эту, а не какую-нибудь другую);
5) Студент внимательно читает эту книгу (книгу, а не газету).
Логическим ударением могут выделяться и служебные слова: Книга лежит под столом (а не на столе).
Слайд 17Логическое ударение очень важно в устной речи. Называя его козырем выразительной
речи, К.С. Станиславский говорил: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным.
Правильная постановка логического ударения определяется смыслом всего произведения или его части. В каждом предложении необходимо найти слово, на которое падает логическое ударение.
Практика чтения и речи выработала ряд указаний, как следует ставить логическое ударение. Эти правила изложены, например, в известной книге Всеволода Аксенова «Искусство художественного слова».
Слайд 18Эмфатическое ударение
Для характеристики эмоциональной выразительности слова Щерба ввел термин „эмфатическое ударение".
Это ударение „выдвигает" и усиливает эмоциональную сторону слова или выражает аффективное состояние говорящего в связи с тем или иным словом.
Различие между логическим и эмфатическим ударением можно сформулировать следующим образом: логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое делает его эмоционально насыщенным. В первом случае проявляется намерение говорящего, а во втором выражается непосредственное чувство.
По-русски эмфатическое ударение состоит в большем или меньшем удлинении ударного гласного: пре-кра-аснейший работник, замеча-ательное произведение искусства".
Слайд 19А.С. Макаренко высоко ставил умение убедительно, эмоционально говорить, владеть разнообразием средствам
выразительности «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдёт или не почувствует того, что нужно».
Слайд 20Литература:
Л.А. Горбушина «Обучение выразительному чтению младших школьников»
Л.А. Горбушина «Выразительное чтение и
рассказывание»