Слайд 2
Предмет исследования:
открытое тематическое направление на 2017/18 «Цели и средства»
Цель:
- развитие речевой культуры обучающихся,
- стимул к педагогике чтения и личностно-ориентированному обучению
Задачи сочинения:
- допуск к ЕГЭ в формате «зачет-незачет»
- форма индивидуальных достижений обучающихся
- ценностное самоопределение личности как проявление гуманитарной и информационной культуры
Слайд 7Комментарий к направлению «Цели и средства», подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
Понятия
данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься:
- о жизненных устремлениях человека,
- важности осмысленного целеполагания,
- умении правильно соотносить цель и средства ее достижения,
- об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
Слайд 16Темы по направлению
«Цели и средства»
Оправдывает ли цель средства?
Почему важно
иметь цель в жизни? Для чего нужна цель?
Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
Достижение какой цели приносит удовлетворение?
К чему приводит отсутствие цели в жизни?
Какая разница между истинной и ложной целью?
Можно ли судить о человеке по его цели?
Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?
Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?
Какова цель существования человека?
Как связаны моральные качества человека со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?
Чем мечта отличается от цели?
Слайд 17Сочинение по направлению
«Цели и средства»
Цель есть то, чего
мы стремимся достичь. Она побуждает к деятельности. Есть цели материальные, есть духовные. К последним относится процесс самопознания – смысла жизни. Об этом пишут многие художники слова.
Так, в рассказе японского писателя Х. Мураками «Седьмой» герой не ставит перед собой общезначимую конкретную цель. Качество и полнота жизни раскрывается ему в позднем возрасте, а мотивом к этому становится случай из детства – психологическая травма, преодолеть которую и познать себя ему предстоит. Цифра семь - интровертное число, символ неизвестного и невидимого. А монолог от первого лица означает самопознание.
В десятилетнем возрасте рассказчик увидел смерть друга – цунами поглотило тело «К». С этого момента герой не мог видеть море, даже купаться в бассейне. Сны о катастрофе преследовали его, а крик возвращал в дни трагического события. Рассказчик лишил себя семьи, общения с родными, считая причиной гибели «К» свое малодушие. Для себя он стал прямым укором, поскольку прошлое, «как сборщик налогов, стучится в дверь, напоминая о себе».
Как же герой вышел из этой травмы, ведь цель нашей нервной системы – восстановить саморегуляцию. Если человеку удается вернуться к начальному уровню и обрести себя заново, то он приобретает бесценный опыт. Немецкий философ Ф. Ницше писал: «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее».
Мне кажется, «седьмой» не отличался храбростью, это обычный человек. Он не ставил конкретных целей избавиться от страха, владевшего им. Скорее, рассказчик отгораживался от внешней жизни и замыкался в себе, чтобы не причинять неудобства другим.
Средство достижения его цели появилось само – умер отец, и брат, продав дом, обнаружил коробку с рисунками «К» о море. Возращение в родные места и стало средством реализации цели – вернуть себе душевный покой. Герой понял, что он, десятилетний, тогда сделал все, что мог, а страх – ненависть друга и желание забрать с собой в пучину – всего лишь фантазии детства. Рассказчик сумел преодолеть реальное событие прошлого, он пришел к главному смыслу бытия – ценности себя. Теперь улыбка «К» казалась ему невинной и мирной, а волна, в которой герой долго лежал, не была пугающей и страшной. Цель достигнута: «Ведь я вполне мог кончить жизнь в криках от жуткого страха». Жизнь продолжается.
В финале рассказа «седьмой» подводит итог: не надо бояться жизни, нужно поворачиваться к трудностям лицом и смело их встречать. А волна – символ напоминания о быстротечности бытия, которое нужно ценить.
Таким образом, Х. Мураками показывает читателю, что самая нравственная цель для человека – он сам. Это самый большой подвиг – преодолеть в себе то, что мешает жить и радоваться жизни.
(390 слов)
Слайд 21
Патрик Зюскинд «Сражение»
рассказ («Поединок»)
1995 г.
Жанр: психологический рассказ
Метод: постмодернизм
Время: XX век, август
Место: Париж, Люксембургский сад
Персонажи: деструкция троичности
Единство центра: шахматная партия
Перевод на русский: Э. Венгерова
Анонс:
История шахматного поединка
Patrick Süskind Der Kampf
Слайд 23
«Du mußt dein Leben ändern» ??? Rainer Maria Rilke
(литературная аллюзия из
новеллы П. Зюскинда «Amnesie in litteris»)
Итог-алогизм (ирония):
«… на самом деле сегодня он потерпел поражение, ужасное и окончательное. Жан принял решение: «…покончить с шахматами раз и навсегда». (мотив отчуждения)
Слово «чудо» многозначно:
для зрителей – победа молодости и разгром опыта,
для Чёрного – произвести ложное впечатление (позёрство),
для Жана –ожидание рождения нового мастера
Zusammenfassung/Resümee:
Момент совершенства разрушен неоправданным ожиданием – иллюзией.
Финал: низвергнутость в будни вместо праздника
Слайд 27Используемая литература
Все направления итогового сочинения 2018 года, разбор / Источник: http://rustutors.ru/novosti/138-temy-itogovogo-sochineniya-2018-goda.html
Как
написать итоговое сочинение? // http://егэша.рф/news/itogovoe/2016-11-16-230
Кашкаров Андрей Личностный интерес ребёнка как фактор приобщения к чтению / https://books.google.ru/books
Личностно-ориентированное обучение чтению // http://pedsovet.su/metodika/priemy/5673_metod_klaster_na_uroke
Пять видов целей человека и вопрос о смысле жизни по Д.И. Курашову / Источник: http://vikent.ru/enc/7020
Харуки Мураками Призраки Лексингтона. Авторский сборник. - М.: Эксмо, 2006 г. – 160 с.