Слайд 1Н.В.Гоголь
– одинокая «звезда» русской словесности,
неповторимая писательская
индивидуальность.
Слайд 21809 - 1852
ГОГОЛЬ Николай Васильевич родился 20 марта (1 апреля) в
местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии — умер 21 февраля (4 марта) в Москве, русский писатель.
Слайд 3Семья. Детские годы.
Гоголь происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей
было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя были потомственными священниками, однако дед писателя Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил на службу в гетманскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 века полковника Евстафия .
Слайд 4Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая
из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке .Здесь полюбил книги, театр, народные украинские обычаи.
Слайд 5«Задумываться о будущем я начал рано...». Годы учения.
Вначале Николай учился
в Полтавском уездном училище (1818-1819), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре — как актер и декоратор.
Слайд 6г.Нежин
Николаевский собор.1668-1670. Построен казаками Нежинского полка. Реставрировался в 1980-1986.
Памятник Н. В.
Гоголю, учившемуся в Нежинском лицее в 1822-1828.
Нежинский лицей, позднее Гимназия высших наук. 1805-1817.
Слайд 7К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в
прозе, преимущественно «в лирическом и сурьезном роде», но также и в комическом духе, например, сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Больше всего Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще юстиции; такое решение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в «вольнодумстве» (во время расследования Гоголь давал показания в его пользу .
Слайд 8Переезд в Петербург и первые неудачи.
По окончании гимназии Гоголь в декабре
1828 вместе с одним из своих ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен», написанная, очевидно, еще в гимназическую пору и изданная в 1829 (под псевдонимом В. Алов) встречает убийственные отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и предает его огню); к этому, возможно, прибавились любовные переживания, о которых он говорил в письме к матери (от 24 июля 1829). Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.
Слайд 9Возвращение в Россию.
В сентябре 1828 года Гоголю наконец удается определиться на
службу — вначале в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации (повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», статьи и эссе) обращают на него все большее внимание.
Слайд 10
Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности, с В. А. Жуковским,
П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину
Слайд 11«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Осенью 1828 года выходит 1-я часть сборника
повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (в следующем году появилась 2-я часть), восторженно встреченная Пушкиным: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!...». Вместе с тем «веселость» гоголевской книги обнаруживала различные оттенки — от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору.
Слайд 12При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором
они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы. Уже в «Вечерах...» проявилось необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос.
Слайд 13После выхода первой прозаической книги Гоголь — знаменитый писатель. Летом 1832
его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М. П. Погодиным, С. Т. Аксаковым и его семейством, М. С. Щепкиным и другими. Следующая поездка Гоголя в Москву, столь же успешная, состоялась летом 1835. К концу этого года он оставляет поприще педагогики (с лета 1834 занимал должность адъюнкт-профессора всеобщей истории Санкт-Петербургского университета) и целиком посвящает себя литературному труду.
Слайд 14«Миргородский» и «петербургский» циклы. «Ревизор»
1835 год необычаен по творческой интенсивности
и широте гоголевских замыслов. Выходят два сборника прозаических произведений — «Арабески» и «Миргород», начата работа над поэмой «Мертвые души», закончена в основном комедия «Ревизор», написана первая редакция комедии «Женихи» (будущей «Женитьбы»). «Миргород» и «Арабески» обозначили новые художественные миры на карте гоголевской вселенной.
Слайд 15Миргородский цикл объединил повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о
том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Здесь вместо сильных и резких характеристик — пошлость и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких чувств — вялотекущие, почти рефлекторные движения. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, глубокая внутренняя конфликтность (например, в «Тарасе Бульбе» — столкновение индивидуализирующегося любовного чувства с общинными интересами).
Слайд 16
— Ну ж, паны-браты, садись всякий, где кому лучше, за стол.
Ну, сынки! прежде всего выпьем горелки! — так говорил Бульба. — Боже, благослови! Будьте здоровы, сынки: и ты, Остап, и ты, Андрий! Дай же боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы!
Тут-то, с двух сторон, прилеглых к полю, обступил его коронный гетьман Потоцкий. Четыре дни бились и боролись козаки, отбиваясь кирпичами и каменьями. Но истощились запасы и силы, и решился Тарас пробиться сквозь ряды.
Слайд 17Мир же «петербургских повестей» из «Арабесок» («Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет»,
«Нос» и «Шинель») — это мир современного города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой.
Слайд 18«Ревизор»
Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в «Ревизоре», в котором «сборный город»
как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом. Вместо традиционного активного двигателя интриги — плута или авантюриста — в эпицентр коллизии поставлен непроизвольный обманщик (мнимый ревизор Хлестаков), что придало всему происходящему дополнительное, гротескное освещение, усиленное до предела заключительной «немой сценой».
Слайд 19Главная книга
В июне 1836 Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за
границу, где он провел более 12 лет, дважды приезжал в Россию — в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над «Мертвыми душами», сюжет которых (как и «Ревизора») был подсказан ему Пушкиным.
Слайд 20Свойственная Гоголю обобщенность масштаба получала теперь пространственное выражение: по мере развития
чичиковской аферы (покупка «ревизских душ» умерших людей) русская жизнь должна была раскрыться многообразно — не только со стороны «низменных рядов ее», но и в более высоких, значительных проявлениях. Одновременно раскрывалась и вся глубина ключевого мотива поэмы: понятие «мертвая душа» и вытекавшая отсюда антитеза «живой» — «мертвый» из сферы конкретного словоупотребления (умерший крестьянин, «ревизская душа») передвигались в сферу переносной и символической семантики.
Слайд 21Возникала проблема омертвления и оживления человеческой души, и в связи с
этим — общества в целом, русского мира прежде всего, но через него и всего современного человечества. Со сложностью замысла связана жанровая специфика «Мертвых душ» (обозначение «поэма» указывало на символический смысл произведения, особую роль повествователя и позитивного авторского идеала).
Плюшкин. Чичиков.
Слайд 22Второй том «Мертвых душ». «Выбранные места из переписки с друзьями»
Работа над
вторым томом (начатым еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения.
Слайд 23Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1847) обратился к
более прямому, публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была подчеркнута в этой книге необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характера, самый значительный из которых — «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857
Слайд 24В апреле 1848, после паломничества в Святую землю к гробу Господню,
Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1850-51 он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, в 1850 и 1851 посещает Оптину пустынь, но большую часть времени живет в Москве.
Слайд 25К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы из
которой Гоголь читал ближайшим друзьям — А. О. Смирновой-Россет, С. П. Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и членам его семьи и другим. Неодобрительно отнесся к произведению ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский), чья проповедь ригоризма и неустанного нравственного самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в последний период его жизни.
Слайд 26
В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском
бульваре, где Гоголь жил у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля он умирает.
Слайд 27Свято-Данилов монастырь
Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова
монастыря (в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище).
Слайд 28Н. А. Андреев.
«Памятник Н. В. Гоголю» (1904-1909, бронза, гранит).
Этот памятник
был открыт 26 апреля 1909 на Пречистенском (Гоголевском) бульваре и сразу же вызвал разноречивые мения по поводу трактовки скульптором образа писателя. Восторженно высказался о памятнике И. Е. Репин: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страданий в этом мученике за грехи России... В душе своей я благословил комиссию, утвердившую эту смелую по правде идею. Москва не без просвещенных людей: большое счастье для искусства».
Слайд 29Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа…
Однако трагический
образ писателя вызвал и много отрицательных оценок, что привело к замене памятника на новый (скульптор Н. В. Томский, архитектор Л. Г. Голубовский) в столетнюю годовщину со дня смерти Н. В. Гоголя (1952). Андреевский памятник был перенесен сначала на территорию Донского монастыря, а в 1959 его установили во дворе дома номер семь по Суворовскому (Никитскому) бульвару — в этом доме писатель провел последние годы своей жизни