Слайд 1
ТЕХНОЛОГИЯ ОСВОЕНИЯ КОНЦЕПТА “СУДЬБА” (‘‘РОДНАЯ ЗЕМЛЯ’’)
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Пушкарева А.А.
гор.
Санкт Петербург
Слайд 4Основная идея концепта
Бог великий музыкант, вселенная — превосходный клавесин, мы лишь
смиренные клавиши. Ангелы коротают вечность, наслаждаясь этим божественным концертом, который называется случай, неизбежность, слепая судьба.
Н.М. Карамзин
Слайд 7ЗАДАНИЕ
В течение 30 секунд запишите все ассоциации, которые возникают у
вас при упоминании о судьбе. Запишите их.
Слайд 8Комментарий:
Наиболее частотные варианты образуют смысловую составляющую слова судьба. Те оттенки слова,
которые прозвучали лишь в речи отдельных учеников, стоит назвать индивидуальными (или авторскими).
Слайд 9РУССКИЙ АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ
Ю.Н. Караулов,
Г.А. Черкасова,
Н.В. Уфимцева,
Е.Ф. Тарасов,
Ю.А.
Сорокин
Слайд 10Юрий Николаевич Караулов
(1935 - 2016)
лингвист, специалист в области общего и русского
языкознания, лексикологии и лексикографии, прикладной лингвистики. Член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1981). Лауреат Государственной премии СССР (1991).
Главный редактор журнала «Русистика сегодня», доктор филологических наук, профессор, член редакционного совета Грамоты.ру.
Слайд 11ЗАДАНИЕ
Обратимся к данным Ассоциативного словаря под ред. Ю.Н. Караулова (раздаточные
карточки со статьями находятся на парте). Внимательно ознакомьтесь со статьями.
Слайд 12РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
человек, рок, горькая, жизнь, злодейка, моя, неизбежность, тяжелая, наша, нелегкая,
трудная, фортуна, беда, Бог, гороскоп, дорога, житуха, злая, зло,интересная, легкая, предначертана, предназначена Богом, проказница, разлучница, роковая, свадьба, смерть, смирение, сон, счастливая, фатализм, фатальный.
Слайд 13ЗАДАНИЕ
Со всеми ли словами-ассоциациями вы согласны? На какие группы вы
бы разделили данные слова? В тетрадях нарисуйте таблицу и запишите каждое слово в определенную колонку.
Слайд 16ЗАДАНИЕ
Подумайте, может ли данный список распределенных вами слов-ассоциаций доказывать точку
зрения, согласно которой русский человек негативно относится к судьбе? Так ли это? Аргументируйте свой ответ.
и предметные ассоциации.
ЗАДАНИЕ
Соотнесите предметную ассоциацию со словом судьба и ее вербализацию.
Слайд 20ЗАДАНИЕ
Восполните пробелы в текстах, используя фразеологизмы со словом судьба.
1)
Тебя-то ……….. (какими судьбами)
Сюда, старика, занесло,
В тайгу, где ни печки, ни бани,
Ни город еще, ни село? (А.Т. Твардовский “Старожил);
2)Как прусаки слоняются
По нетоплёной горнице,
Когда их вымораживать
Надумает мужик,
В усадьбе той слонялися
Голодные дворовые,
Покинутые барином
На ………. (произвол судьбы).
(Н.А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”)
Слайд 213) И, стало быть, вот так-то, вдалеке,
обрывок милый сжав в
своей руке,
бреду вперед. Должно быть, ………(не судьба)
нам свидеться ― и их соединить,
хотя мой путь, верней, моя тропа
сужается и переходит в нить.
(И. Бродский “Из ваших глаз пустившись в дальний путь”)
4) Я разобрал во тьме волшебной,
Что ……(волею судьбы) враждебной
Сей меч известен будет нам;
Что нас он обоих погубит:
Мне бороду мою отрубит,
Тебе главу; суди же сам,
Сколь важно нам приобретенье
Сего созданья злых духов!»
(А.С. Пушкин “Руслан и Людмила”)
Слайд 22ЗАДАНИЕ
Вы вспомнили фразеологизмы со словом судьба и нашли их в
текстах. Теперь разберемся в их значении. Установите соответствие между элементами таблицы.
Слайд 23ЗАДАНИЕ
Правильно ли употреблены фразеологизмы? Исправьте ошибки в случае необходимости.
А
достойные большой любви Балканы были нами брошены на волю судьбы.
Вдруг: Печенегин! Здравствуйте, Денис Иванович, какими судьбами? Товарища пришёл проведать.
Просто волею судьбы они попали в такие обстоятельства, и делали свой выбор.
Мне какими судьбами быть счастливым с тобой, я в этом виноват, не ты.
Слайд 25ЗАДАНИЕ
Перед вами словарные статьи из различных толковых словарей русского языка.
Внимательно ознакомьтесь с ними. Какие общие положения можно выделить в толкованиях лексемы судьба?
КОММЕНТАРИЙ:
не зависит от воли людей, а значит это проявление высшей силы;
история существования кого (чего) - либо;
запланированный план действий (то, что произойдет в будущем).
Слайд 26
СУДЬБА
, -ы, мн. судьбы, судеб и (устар.) судеб, судьбам, ж. 1.
Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. С. столкнула старых друзей. Избранник судьбы (счастливец; книжн.). Удары, превратности судьбы. 2. Доля, участь. Счастливая с. Узнать о судьбе родных,.3. История существования кого-чего-н. У этой рукописи интересная с. 4. Будущее, то, что случится, произойдет (книжн.). Судьбы человечества. 5. в знач. сказ., кому с неопр., обычно с отриц. То же, что суждено (см. судить ). Видно, не с. с ним увидеться. * Какими судьбами?! (разг.) -радостное восклицание при неожиданной встрече в знач. как получилось, что мы встретились? Судьба - индейка (разг. шутл.) - о незадачливой доле, трудной судьбе.
Толковый словарь под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
Слайд 27СУДЬБА
Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по
суеверным представлениям – воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни). 2)
Участь, доля, жизненный путь.
Обстоятельства, условия дальнейшего существования развития чего-л.; будущность.
О том, что суждено, предопределено, предназначено кому-л.
Современный толковый словарь русского языка под ред. Т.Ф. Ефремовой
Слайд 28Судьба - то, что в жизни человека предопределено не им и
никем другим, а некоей высшей волей, свыше; также течение событий, ход жизни, всех её проявлений, не зависящих от воли человека, но случайных, непредвиденных; вообще история существования кого-чего-н., ход жизненных событий, а также будущее, то, что произойдёт случайно, по воле случая, непредвиденного стечения обстоятельств. «Судьба - участь, жребий, доля, рок, часть, счастье, предопределенье, неминучее в быту земном, пути провидения; что суждено, чему суждено сбыться или быть».
Толковый словарь живого великорусского языка
Слайд 29СУДЬБА
1.Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств (по суеверным
представлениям — сила, предопределяющая всё, что происходит в жизни).Покориться судьбе. Благодарить судьбу. Удары судьбы.
2. Участь, доля, жизненный путь. Жаловаться на свою судьбу. Связать свою судьбу с кем-л. От своей судьбы не уйдешь. Поговорка. В моей судьбе все переменилось, и все к лучшему переменилось. Достоевский, Бедные люди. Она рассказала ему свою судьбу, как она осиротела, как ее тетка взяла, как отдали в город. Л. Толстой, Алеша Горшок.
3. обычно мн. ч. (судьбы, судеб и устар. судеб). История существования, развития чего-л. Исторические судьбы народных песен. Театральная судьба пьес Чехова. Вопрос о геологической судьбе Каспийского моря принадлежит к числу самых загадочных в науке. Чернышевский, Записки императорского Русского географического общества. Дальнейшее существование, будущность. Судьбы человечества. Судьбы революции.
Большой академический словарь русского языка
Слайд 30ЗАДАНИЕ
Взяв за основу выделенные вами общие черты, постарайтесь дать собственное
определение судьбы.
КОММЕНТАРИЙ:
Судьба - стечение жизненных обстоятельств, никак не зависящих от воли человека. Это проявление высшей силы, над которой человек оказывается не властен; судьба - история существования кого-либо, выражающая идею будущности.
Слайд 31ПОНЯТИЙНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЯДРА КОНЦЕПТА
Слайд 32СУДЬБА -
происходит от праслав. *sǫdьba, от кот. в числе прочего
произошли: ст.-слав. сѫдьба, болг. съдба, сербохорв. судба, словацк. sudba. Производное от *sǫdъ «суд» с помощью суффикса -ьb-a. В древнерусском языке слово известно с XI в., но чаще всего оно употреблялось в значении «суд», «судилище», «правосудие», «приговор» Ср. суд божий — «судьба», «рок» в древнерусском переводе «Ист. куд. войны» Флавия (Мещерский, 561). Развитие значения: «правосудие» → «приговор» → «божий суд» («приговор небесных сил») → «предопределение», «рок».
Историко-этимологический словарь под ред. П.Я. Черных
Слайд 33ЗАДАНИЕ
Вы ознакомились со словарной справкой из Этимологического словаря. От какого
слова произошла судьба? При помощи какого средства? Как называется такой способ словообразования? Нарисуйте схему, отражающую путь появления слова судьба.
Комментарий: ⌒ + ^ = судьба. Суффиксальный способ.
суд
б
Слайд 34СУДЬБА —
в мифологии, в иррационалистических философских системах, а также в
обывательском сознании неразумная и недостижимая предопределенность событий и поступков человека. Идея судьбы абсолютизирует аспект несвободы.
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Слайд 35ЗАДАНИЕ
Вы ознакомились со словарной статьей из Философской энциклопедии. Подберите синоним к
слову “иррациональный”. Часто к судьбе применимы эпитеты темная и слепая. Подумайте, как это связано с иррациональностью?
Комментарий: иррациональный - не постигаемый разумом, скрытый для понимания. Судьба темна и слепа, так как скрыта от понимания людей.
Слайд 36СУДЬБА
В др.-греч. мифологии С. персонифицируется (триада женских
образов — Мойры, у римлян — Парки) как бы на границе личного и безлично-родового; богини С. имеют личный произвол, но у них нет отчётливой «индивидуальности». Недаром верящие в С. всегда пытались лишь«угадать» её в каждой отдельной ситуации, но не познать её; в ней принципиально нечего познавать.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Слайд 37Наглядно представим происхождение слова, опираясь на приведенные словарные статьи
судьба
суд (судилище,
правосудие)
суд Божий
несвобода человека
судьба не может быть познана человеком
слепая судьба
темная судьба
Слайд 38судьба
мифологическое представление
христианское представление
Слайд 39Греческое представление о судьбе
Слайд 41Комментарий:
В архаике именем Мойры обозначался высший закон природы, боги же являлись
его исполнителями; наряду с древнегреческим выражением Διός αἶσα, «божественное предопределение», часто встречается выражение μοῖρα θέων (божественная судьба). На основе этого возник отдельный от других божеств культ мойр.
По Гомеру, сам Зевс зачастую подчинялся воле мойр, позднее же они сами рассматривались как орудие богов.
Слайд 42Христианское представление о судьбе
Комментарий: в христианской традиции судьба - замысел Божий.
Все, что ждет человека - от Бога. Бог же реализуется через Святую Троицу.
Слайд 43ЗАДАНИЕ
Рассмотрите мифологический и христианский варианты реализации судьбы. Нарисуйте схему, где указаны
схожие моменты и различия в видении двух мировоззрений.
Комментарий: общее - триединство (три парки, православная Троица);
различное - в христианстве Бог решает судьбу человека, в мифологии это делают парки, над которыми все остальные Боги не властны.
Слайд 44ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Идея судьбы присутствует в 2 мировоззрениях - христианском и мифологическом.
Так как истоки христианства зарождаются в период античности, то можно заключить, что современная трактовка судьбы синтезирует признаки как мифологические, так и христианские. Так, от мифологического представления судьба почерпнула независимость от воли человека, от христианского - Божественный замысел. Общий момент в двух мировоззрениях - судьба - проявление высшей силы.
Слайд 46
Концепт “судьба”
в творчестве
М.Ю. Лермонтова
Слайд 47ЗАДАНИЕ
Прочитайте отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова “Боярин Орша”:
Когда б
сквозь бедный мой наряд
Не проникал до сердца яд,
Тогда я был бы виноват.
Но всех равно влечет судьба,
И под одеждою раба,
Но полный жизнью молодой,
Я человек, как и другой...
Слайд 48ЗАДАНИЕ
С помощью какого средства художественной изобразительности представлена судьба? Можно ли
сказать, что в данном отрывке мы видим очеловечивание судьбы? Если так, то в роли кого она выступает здесь?
Комментарий: в данном контексте при лексеме судьба стоит глагол влечет. Это олицетворение. Под олицетворением в литературе принято понимать приписывание качеств неживого существа живому. В нашем случае неживой судьбе приписывается “влечь”. Этот глагол свойствен только живым существам.
Таким образом, перед нами персонификация. По контексту мы можем определить, что образ, который принимает судьба в отрывке из поэмы “Боярин Орша” - хозяйка, заранее знающая уготованную челоеку участь.
Слайд 49ВВЕДЕМ НОВЫЙ ТЕРМИН
При изучении концепта «судьба» Л.О. Чернейко и В.А. Долинский
вводят понятие гештальта (от нем. gestalten – ‘облечь в форму’, ‘придать значимую структуру).
Судьба – имя абстрактное, а потому она может надевать своего рода маски, иначе гештальты.
Слайд 50Л.О. Чернейко
Большой вклад в изучение концепта “судьба” внесла доктор филологических наук,
профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Людмила Олеговна Чернейко.
Слайд 51ОБРАТИМСЯ К РАБОТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
В работе «Лингвофилософский анализ абстрактного имени» Л.О. Чернейко
отмечает, что интерес к абстрактному имени судьба возрастает, что подтверждается наблюдением за функционированием имени в газетах, журналах, в различных статьях публицистического и философского характера. На этом материале исследователь рассматривает гештальты судьбы.
Слайд 52Выделенные Л.О. Чернейко гештальты судьбы представлены в таблице:
Слайд 53ЗАДАНИЕ 10
Соотнесите метафору судьбы и ее гештальт
Слайд 55ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Судьба может становиться личностью со своими особенностями (Старушка-судьба. Прихоти судьбы.
Гневить судьбу); хозяйкой (Судьба ее выбрала), царицей (Предсказатель служит у Ее Величества Судьбы. Дар судьбы. Раб судьбы), начальником (Отчёт перед судьбой), режиссером (Судьбой навязана роль), покровителем (Судьба берегла его от тюрьмы. Да хранит его судьба. Благодарить судьбу), судом (Судьба вынесла ему приговор), властью (Произвол судьбы. Роптать на судьбу), родителем (Баловень судьбы);
Слайд 56
рабой (Стать господином своей судьбы. Хозяин своей судьбы), жертвой (Совпадения хватали
судьбу и разворачивали ее в другую сторону. Искалечить судьбу); недоброжелателем (Судьба сыграла с ним злую шутку), противником (Удары судьбы. Бороться с судьбой), вором (Обкраденные судьбой), преступником (Судьба подстерегает, сталкивает, преследует. От судьбы не уйти. Жертва судьбы), врагом (Проклинать судьбу); партнером в игре (Судьба сделала новый ход в игре со своим избранником. Переживания Германа в процессе его игры с судьбой).
Слайд 57Вклад в изучение концепта “судьба” внесла Н.П. Иванова.
Анализируя употребление концепта,
исследователь утверждает, что при рождении человек приобретает определенную роль, судьба же реализовывает ее. Таким образом, можно говорить о таком гештальте судьбы, как режиссер: “Судьба определяет роли подвластных ей актеров. Человек пока что не обладает свободой воли, но у него появляется предназначение, которое обязательно должно осуществиться. В рамках этого варианта репрезентации концепта ‘Судьба‘ каждый человек получает свою роль уже при рождении: «Мы с тобою дети рока» («Хаджи Абрек)».
Слайд 58СУДЬБА-СУДЬЯ
Наиболее частотным следует назвать реализацию гештальта судьба-судья.
О судьбе-судье нужно говорить в
связи с религией. Так, судьба, как мы уже отметили ранее, - воля высшего силы, то есть Бога. Это означает, что приговор выносит Бог.
Человек перед лицом Бога осознает свое смирение, а потому не противится воле судьбы. Отсюда возникли сочетания - “так суждено”, “такова моя судьба”, “значит так суждено”.
Смирение перед лицом судьбы - основополагающая черта русского менталитета.
В русской культуре судьба предстает в роли судьи, перед волей которого нужно смиряться.
Слайд 59ЗАДАНИЕ
Прочтите фрагменты трагедии М.Ю. Лермонтова “Маскарад” и поэмы “Мцыри”:
Слайд 60
Ей, видно, суждено
Во цвете лет погибнуть, быть любимой
Таким, как я, злодеем,
и любить
Другого…. это ясно!… как же можно жить
Ей после этого!… ты, бог незримой,
Но бог всевидящий ― возьми ее, возьми
Как свой залог тебе ее вручаю ―
Прости ее, благослови ―
Но я не бог и не прощаю!
Слайд 61ЗАДАНИЕ
Найдите в тексте конструкцию, демонстрирующую смирение перед судьбой. Можно ли
говорить о полном принятии воли Бога Арбениным?
Тогда как объяснить смысл последней строки?
Слайд 62
Да, заслужил я жребий мой!
Могучий конь, в степи чужой,
Плохого сбросив седока,
На
родину издалека
Найдет прямой и краткий путь…
Слайд 63ЗАДАНИЕ
А этот контекст демонстрирует смирение героя? Почему вы так решили?
Найдите грамматические конструкции, подтверждающие ваше мнение.
Комментарий: “заслужил жребий мой” - конструкция, подтверждающая смирение Мцыри. Этот контекст демонстрирует истинное смирение героя, поскольку он принял волю Бога душою, чего не сделал Арбенин.
Слайд 64Мнимое и душевное смирение
Мцыри ---------------------------------------- полное принятие воли Бога, а значит
душевное смирение
Арбенин -------------------------------------- представляет себя Божеством, способным распоряжаться жизнями других людей--------------- мнимое смирение
Слайд 65ЗАДАНИЕ
Прочитайте фрагмент стихотворения “Исповедь”:
Пускай погибну, смерть моя
Не продолжит их бытия,
И
дни грядущие мои
Им не присвоить ― и в крови,
Неправой казнью пролитой,
В крови безумца молодой,
Согреть им вновь не суждено
Сердца, увядшие давно;
И гроб без камня и креста,
Как жизнь их ни была свята,
Не будет слабым их ногам
Ступенью новой к небесам.
Слайд 66Выпишем поочередно сначала все существительные, потом прилагательные и, наконец, глаголы из
фрагмента нашего стихотворения.
“Мы вычитываем и выписываем из стихотворения сперва все существительные (по мере сил группируя их тематически), потом все прилагательные, потом все глаголы. И из этих слов перед нами складывается художественный мир произведения: из существительных - его предметный (и понятийный) состав; из прилагательных - его чувственная (и эмоциональная) окраска; из глаголов - действия и состояния, в нем происходящие” (М.Л. Гаспаров)
Слайд 68ГРУППИРУЕМ ВЫПИСАННЫЕ СЛОВА
Существительные:
смерть, кровь, казнь, крест, гроб, камень, безумца ------
существительные, относящиеся к лирическому герою.
бытия, дни, ногам, жизнь ------- относящиеся к толпе.
ДЕЛАЕМ ВЫВОД:
существительные явно демонстрируют вертикали “лирический герой-толпа”, “смерть (гроб, крест, смерть) - новая жизнь” (небеса).
Слайд 69ГРУППИРУЕМ ВЫПИСАННЫЕ СЛОВА
прилагательные:
относящиеся к лирическому герою: грядущее, пролитая, молодой, новая
относящиеся
к толпе: неправой, не свята, слабым.
ДЕЛАЕМ ВЫВОД:
явное противопоставление прилагательных - все, что относится к толпе, имеет негативные оттенки значения; все, что относится к лирическому герою, заключает оттенок будущности. Таким образом, поэта ждет новая жизнь, освобожденная от негатива мирской суеты, которую олицетворяет толпа.
Слайд 70ГРУППИРУЕМ ВЫПИСАННЫЕ СЛОВА
глаголы:
относящиеся к лирическому герою: пускай
относящиеся к толпе: не
продолжит, не присвоить, не согреть, не будет.
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ:
По отношению к лирическому герою использован только один глагол - пускай - в форме императива. Данная форма демонстрирует душевное смирение. Все глаголы “толпы” использованы с частицей “не”, что образует явное противопоставление их жизни с будущей жизнью на небесах лирического героя.
Слайд 71КОНСТРУКЦИИ СМИРЕНИЯ
СМИРЕНИЕ
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
ПУСКАЙ ПОГИБНУ
ТОЛПА
НЕ СУЖДЕНО
Слайд 72ЧТО ПОКАЗАЛ АНАЛИЗ?
Во фрагменте стихотворения “Исповедь” использовано 2 конструкции смирения -
пускай погибну и не суждено. Первая относится к смерти лирического героя и выражает истинное, душевное смирение перед своей судьбой. Вторая - не суждено - относится к толпе. Кому не суждено? - толпе. Что не суждено? - анализ показал, что не суждено прервать будущую жизнь героя на небесах. Кем не суждено? - Богом.
Слайд 73ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
В творчестве М.Ю. Лермонтова судьба - высшая сила, распоряжающаяся жизнью
человека.
Судьбу в творчестве автора нужно рассматривать в совокупности с религиозным представлением (судьба как воля Бога).
Судьба персонифицируется. Наиболее частотный гештальт - судьба-судья.
Герои демонстрируют как смирение перед судьбой, так и сопротивление.
Слайд 74
КОНЦЕПТ “СУДЬБА” В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА
Слайд 75Судьба представлена в творчестве А.П. Чехова в соответствии с основными словарными
значениями как высшая сила и как события чьей-либо жизни.
В 18 случаях первое и второе значения совмещаются, 17 раз слово «судьба» употреблено в значении ‘история существования, развития чего-либо (обычно мн. ч.)’, 22 предикативных употреблений - «судьба» (15), «не судьба» (7) (так называется и один из рассказов 1885 г. - «Не судьба!»), 2 случая названия карточной игры «судьба».
Слайд 76ЗАДАНИЕ
Прочитайте отрывок из рассказа “Скучная история”:
«Мне хочется прокричать громким голосом,
что меня, знаменитого человека, судьба приговорила к смертной казни, что через каких-нибудь полгода здесь в аудитории будет хозяйничать уже другой».
Слайд 77ЗАДАНИЕ
Ответьте на вопросы - какой глагол стоит при лексеме судьба?
Кто может приговаривать? Судьба очеловечена в данном контексте? В образе кого она выступает здесь?
Комментарий: судьба приговорила, значит в данном фрагменте судьба приобретает признаки живого существа. Приговаривать может судья, следовательно, судьба представлена в образе судьи.
Слайд 78ЗАДАНИЕ
Прочитайте отрывок из рассказа “Дама с собачкой”:
«Анна Сергеевна и он
любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; и точно это были две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках»
Слайд 79ЗАДАНИЕ
С каким местоимением употребляется слово судьба? Какие основные значения выделяются
у данного местоимения? Какое оно по разряду?
Комментарий: употребляется с существительным или личным местоимением при указании на лицо или предмет, лично; для подчеркивания значимости, особой важности; в знач. наречия: лично, без посторонней помощи; в знач. наречия: по личной инициативе, без требования со стороны.
Слайд 80ЗАДАНИЕ
Вы проанализировали все значения местоимения “сам”. Сделайте вывод, для чего
оно использовано в тексте? На что указывает? Почему лексема судьба стоит рядом с этим местоимением? Какую маску надевает судьба в данном контексте?
Комментарий: наиболее распространена маска судьбы-хозяйки, неслучайно в текстах А.П. Чехова судьба может употребляться с местоимением «сама», подчеркивающим важность и значительность этой силы, указывающим на нее как на хозяйку.
Слайд 81КАК ВЕДУТ СЕБЯ ГЕРОИ?
Как правило, большинство чеховских героев покоряется судьбе, они
с готовностью отдают свою жизнь воле судьбы.
Слайд 82ЗАДАНИЕ
Прочитайте отрывок из рассказа “Счастливчик”:
Куда едете? - спрашивает Петр Петрович.
- Я? В пространство. Такое у меня в голове столпотворение, что я и сам не разберу, куда я еду. Судьба заносит. Ха-ха...
Слайд 83ЗАДАНИЕ
Обратите внимание на глагол “заносит”. Найдите толкование этого глагола, обратившись
к Толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.
Комментарий: в данном случае глагол заносить связан с идеей бесконтрольной стихии.
Слайд 84ЗАДАНИЕ
Очеловечена ли судьба в данном контексте? Как вы это поняли?
С помощью каких средств? Сделайте вывод - каким гештальтом представлена судьба? Герой смиряется перед судьбой?
Слайд 85ОСОБЕННОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЕ СУДЬБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА
Употребление гештальта хозяйки-судьбы, вступающей в
торгово-денежные отношения. У Чехова судьба располагает средствами, часто она скупа, но иногда может заплатить вперед
Слайд 86ЗАДАНИЕ
Докажите, что в отрывке из рассказа “Цветы запоздалые” судьба представлена
хозяйкой, вступающей в денежные отношения:
Спящие, они улыбались от счастья, - так хороши были сны! Этими снами судьба, по всей вероятности, заплатила им за те ужасы, которые они пережили на следующий день. Судьба не всегда скупа: иногда и она платит вперед
Слайд 87ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Судьба в творчестве А.П. Чехова чаще всего надевает маски, гештальты.
Наиболее распространенным гештальтом становится судьба-хозяйка и судьба-судья.
Особенность употребление судьбы у Чехова - судьба-хозяйка, вступающая в денежные отношения.
Чеховские герои, как правило, смиряются перед волей судьбы. Судьба не доброжелательна к людям.