Слайд 1Биография Толстого
Льва Николаевича
(1828 — 1910)
Слайд 2
Тема урока: «Лев Николаевич Толстой. Очерк жизни и творчества»
Слайд 3Цель урока
Цели урока.
Образовательные: познакомить с биографией и мировоззрением писателя;
воспитательные: способствовать формированию
нравственных качеств учащихся (целеустремленности, неудовлетворенности собой, стремлению к нравственному самосовершенствованию);
развивающие: продолжать развивать навыки работы с компьютером, формировать умение делать выводы, обобщать, выделять главное в тексте.
ТИП урока:
проблемный урок, сопровождаемый презентацией.
Дидактический материал:
дневниковые записи Л. Н. Толстого.
Наглядные пособия и оборудование:
компьютер
Межпредметные связи: история России 19 века.
Слайд 4План урока.
1.Изучение биографии и творчества Л. Н. Толстого.
2.Работа с дневниковыми записями
писателя.
3. Закрепление изученного материала.
Слайд 5Задание
Прочитать выдержки из дневников, сгруппированные по годам и проанализировать их по
вопросам:
- Проследите становление личности Л.Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?
- Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого?
- Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?
Слайд 6Из дневниковых записей
1847 год (Толстому 19 лет).
17 марта... Я ясно усмотрел,
что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.
17 апреля.... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной...
18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее:
№ I. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.
Слайд 71848 год.
1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.
2. Довольствоваться настоящим.
3.
Искать случаев делать добро
Правила исправления:
Бойся праздности и беспорядка... Бойся лжи и тщеславия... Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли... Не верить мыслям, родившимся в споре... Не повторять чужих мыслей.
Слайд 81849 год.
1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончат тельного
экзамена в университете.
2) Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3) Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
5) Изучить историю, географию и статистику.
6) Изучить математику, гимназический курс.
7) Написать диссертацию.
8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
9) Написать правила.
10) Получить некоторые познания в естественных науках.
11) Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.
Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!
Слайд 91854 год.
2 ноября. ... Одесса... Велика моральная сила русского народа. Много
политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных... 20 ноября.
Когда же, когда, наконец, перестану. Без цели и страсти своей век проводить, И в сердце глубокую чувствовать рану, и средства не знать, как ее заживить.
Слайд 101855 год.
18 марта. ... вот мое самое новое правило, кроме тех,
которые я давно поставил себе, - быть деятельным, рассудительным и скромным.
2 августа... Главная мысль романа должна быть невозможность жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством. Все нищеты его должны быть выставлены и средства исправить указаны.
Слайд 11РОДОСЛОВНАЯ
Прадед Андрей Иванович служил президентом Главного Московского магистрата.
Его два сына служили Отечеству: Пётр Андреевич – сподвижник Петра I, Илья Андреевич – офицер Преображенского полка. Он женился на дочери военного министра Пелагее Николаевне Горчаковой.
Слайд 12 Сын Ильи Андреевича, Николай Ильич Толстой, участник
Войны 1812 года, в 1820 году женился на Марии Николаевне Волконской, дочери генерала в отставке, приближённого Екатерины II. В семье родились дети
Николай,
Сергей,
Дмитрий,
Лев (28 августа 1828 года) и
Мария
Слайд 13ДЕТСТВО
Лев Николаевич Толстой родился в
Ясной Поляне 28.08.1828. Когда Лёвушке было 2 года, умерла мать. Самым близким человеком стала дальняя родственница бабушки Пелагеи Николаевны, Татьяна Александровна Ергольская.
Слайд 15УЧЁБА
Переезд в Казань в 1841 году.
Здесь в 1844 году Л.толстой поступает в Казанский Университет. Год он посещает занятия на философском факультете (отделение арабско-турецкой словесности) и два года на юридическом.
В 1847 году Л.Н.толстой оставил Университет
Слайд 16КАВКАЗ И КРЫМСКАЯ ВОЙНА
В 1851 году вместе
со старшим братом Николаем Л.Толстой уезжает на Кавказ в действующую армию, где служит сначала добровольцем, а потом младшим артиллерийским офицером.
Слайд 17 С началом русско-турецкой войны Л.Толстой
подаёт докладную записку о переводе его в Дунайскую армию. В качестве артиллерийского офицера четвёртого бастиона участвовал в обороне Севастополя.
Домой вернулся в конце 1855 года с орденом святой Анны «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя».
Слайд 18Литературная деятельность первой половины 1850-х гг.
1852 год
– повесть «Детство», напечатана в «Современнике», позднее в нём опубликованы «Отрочество» (1854) и
«Юность»(1856).
В 1855 году Л.Толстой закончил работу над «Севастопольскими рассказами»
Слайд 19Литературная деятельность второй половины 50-х гг.
Вернувшись
из Севастополя, Л.Н.Толстой окунулся в литературную среду Петербурга.
В 1857 и 1860-61 годах Л.Н.Толстой совершил заграничные путешествия по странам Европы. Однако здесь не нашёл сердечного успокоения.
1857 год – повести «Альберт», «Из записок князя Нехлюдова», рассказ «Люцерн»
1859 год – рассказ «Три смерти»
Слайд 20Педагогическая деятельность
Ещё в 1849 году
Л.Н.Толстой начал занятия с крестьянскими детьми.
В 1859 году открыл в Ясной Поляне школу.
В 1872 году Л.Толстой написал «Азбуку», которая при жизни писателя издавалась 28 раз.
Слайд 21Жизненная и творческая зрелость (1860-1870-е годы)
1863-69 годы –
«Война и мир»
1873-77 – «Анна Каренина».
По словам писателя, в первом произведении ему была дорога «мысль народная», во втором – «мысль семейная».
Вскоре после публикации оба романа переведены на иностранные языки.
Слайд 22ДУХОВНЫЙ КРИЗИС
1882 год. Закончена автобиографический
труд «Исповедь»: «Я отрёкся от жизни нашего круга…»
В 1880-1890 годах Л.Н.Толстой создал ряд религиозных трудов, в которых изложил своё понимание христианского вероучения.
В 1901 году Святейший Синод отлучил Л.Н.Толстого от церкви.
Слайд 23Литературная деятельность 1880-1890 годов
В начале
1889-х годов взгляды Л.Н.Толстого на искусство существенно изменились. Он пришёл к выводу, что должен писать не «для господ», а для «Игнатов и их детей»
1889-1899 – «Воскресение»
1886 – «Смерть Ивана Ильича»
1887-89 «Крейцерова соната»
1896 1904 - «Хаджи-Мурат»
1903 – «После бала»
Слайд 24СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
В 1862 году
Лев Николаевич женится на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. После свадьбы молодые сразу же уезжают в Ясную Поляну.
Слайд 25 Софья Андреевна в Ясной Поляне на
долгие годы становится ключницей-экономкой, секретарём своего мужа, воспитателем детей и хранительницей очага.
Слайд 26 Из 13-ти детей в живых остались семеро.
(На фото: Михаил, Лев Николаевич, Ванечка, Лев, Саша, Андрей, Татьяна, Софья Андреевна, Мария)Две утрата были особенно ощутимы: смерть последнего ребёнка Ванечки (1895) и любимой дочери писателя Марии (1906).
Слайд 27Последние годы.
Отношения с женой и детьми
были напряжёнными. Окончательно испортились после тайно написанного завещания, по которому семья лишалась права на литературное наследие писателя.
Слайд 28 В ночь с 27 на 28 октября 1910 года
Лев Толстой тайно покинул родной дом и отправился на юг России, где предполагал остановиться у знакомых крестьян.
Умер в доме начальника станции Астапово 7 ноября 1910 года в 6часов 5 минут утра.
Слайд 29Итоги
Изучив жизненный и творческий путь писателя, осмыслив его дневниковые записи, приходим
к выводу, что вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов.
Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю. Толстой дорог и близок нам своим стремлением к идеалу. Писатель заставляет нас задуматься о себе, о поисках смысла жизни.
Слайд 30Домашнее задание.
В тетради ответить письменно на вопрос:
если бы я решил вести
дневник, какие бы жизненные цели поставил перед собой и каким правилам следовал для их достижения?
Прочитать 1-2 главу романа «Анна Каренина»
Слайд 31Список используемой литературы
1. Русские писатели. Библиографический словарь в 2-х частях (под
редакцией П.А. Николаева), Москва, «Просвещение»1990.
2. Ю.В. Лебедев. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы в 2-х частях (часть 2), Москва «Просвещение» 1994.
3. А. Лиханов «Смысл сущего». Публицистика. Москва, «Советская Россия», 1985.