Слайд 1Итоговый урок литературы
в 9 классе
Слайд 2Литература – особый предмет, он взаимосвязан с историей, искусством, культурой. Это
своеобразный вид искусства, в художественной форме отражающий особенности той или иной эпохи. Художественные тексты специфичны, различаются по родовым и жанровым признакам, соотносятся с мифологией и фольклором. История русской литературы, являясь частью мирового историко – литературного процесса, развивается по хронологическому принципу, подразделяясь на определенные периоды и стили.
Слайд 3Задание №1
Вспомните и назовите основные художественные направления и течения, определявшие
развитие литературы в период с XVII в. – первой половины XIX в.
Слайд 4Классицизм XVIV в. – первая половина XVIIIв.
В произведениях преобладает гражданские
мотивы, требование подчинить личные интересы общественному долгу. Деление жанров на «высокие» и «низкие», рационализм, культ разума, подражание античным образцам.
Слайд 5Сентиментализм -60-70-е годы XVII в.
Приоритет естественного чувства над разумом, культ
чувств и мира природы, сочувствие к простому человеку, откровенность в изображении личности, подчеркнутое внимание к духовному миру человека, его естественным чувствам.
Слайд 6Романтизм конец XVII – первая половина XIXв.
Экзотика сюжета и места
действия, исключительный герой в исключительных обстоятельствах, тема рока в судьбе героя, система персонажей с одним главным героем, романтическое «двоемирие», взгляд на жизнь «сквозь призму сердца».
Слайд 7От романтизма к реализму – первая половина XIX в.
Переосмысление романтического
конфликта «герой и общество», изображение исторически конкретного общества и героя, типичного для данной эпохи и среды, правдивое и достоверное отображение действительности.
Слайд 8Из каких произведений эти строки?
Слайд 11«Оставь надежду всяк, сюда входящий!»
Слайд 12«И какой же русский не любит быстрой езды!»
Слайд 13«И дым Отечества нам сладок и приятен»
Слайд 14«И вечный бой! Покой нам только снится»
Слайд 16«Остановись, мгновенье, Ты прекрасно!»
Слайд 17«Успевает всюду тот, кто никуда не торопится»
Слайд 18«История души человеческой, хотя и самой мелкой, едва ли не любопытнее
истории целого народа»
Слайд 19
«Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь…»
Слайд 20Какой литературный герой сказал эти слова
Слайд 21У меня когда свинина, всю свинью давай на стол; баранина, всего
барана тащи, гусь, всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует.
СОБАКЕВИЧ
Слайд 22У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли
так меня создал, не знаю, знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив.
ПЕЧОРИН
Слайд 23Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья…
МОЛЧАЛИН
Слайд 24Тогда – не правда ли? - в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась…
ТАТЬЯНА ЛАРИНА
Слайд 26Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…
С. Есенин
Слайд 27Ты плачешь? Послушай: далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф
Н. Гумилев
Слайд 28Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты…
А.С. Пушкин
Слайд 29Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и
играя,
Грохочет в небе голубом.
Ф.И. Тютчев
Слайд 30Вспомни русскую пословицу
Перед вами пословицы и поговорки разных народов. Кратко сформулируйте
их обобщенный смысл. Подберите к ним близкие по смыслу пословицы, существующие в русском языке.
Казахская: Много рук поднимут и тяжкую ношу.
Латышская пословица: Мороза бояться – на двор не ходить.
Узбекская: Скорпион своих привычек не меняет.
Китайская: Много кормчих – корабль разбивается.
Греческая: Верблюд не видит собственного горба, видит лишь горб верблюжонка.
Польская: Когда на ладони вырастут волосы.
Слайд 311.Люди дружные, сплоченные могут выполнить даже самую трудную работу.
Дружно –
не грузно, а врозь – хоть брось.
2.Опасаться трудностей, препятствий, и ничего не делать для их преодоления.
Волков боятся – в лес не ходить
3.Человек предпочитает ничего не менять в своей жизни.
Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит.
4. У семи нянек дитя без глазу.
5.Человек не видит собственных недостатков, а чужие замечает.
В чужом глазу соринку замечаешь, а в своем бревна не заметишь.
6.Просьба не будет выполнена.
Когда рак на горе свиснет.
Слайд 32Список для летнего чтения
И.А.Гончаров «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история»
А.Н.Островский «Гроза», «Бесприданница», «Лес»,
«Не всё коту масленица», «Снегурочка»
И.С.Тургенев «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Записки охотника», «Муму», «Постоялый двор», «Стихотворения в прозе»
Н.А.Некрасов Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Ф.И.Тютчев. Лирика
А.А.Фет. Лирика
Н.С.Лесков «Очарованный странник»
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. «История одного города», «Господа Головлёвы».
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание», «Подросток», «Бедные люди», «Братья Карамазовы», «Идиот»
Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье»
А.П.Чехов. Рассказы. Пьесы «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Чайка»