Слайд 1Итоговый урок-игра «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова»
6 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38»
г. Златоуст
Разработал: Егорова Ирина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
Слайд 3В каком селе Пензенской губернии прошло детство
М.Ю. Лермонтова?
Слайд 4Половина жизни великого поэта прошла в Пензенской области, в Тарханах, где
была расположена усадьба бабушки поэта Елизаветы Арсеньевой. Сейчас село называется Лермонтово. Это имя оно получило в 1917 году. Слово «Тарханы» осталось только в названии музея-заповедника.
Слайд 5 4
1
3
2
Под каким номером автопортрет М.Ю. Лермонтова?
Слайд 6В 1837-1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в
мундире Нижегородского драгунского полка: в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта.
За правильный ответ вы получаете 5 баллов
Слайд 7Как называется первое учебное заведение, в котором получал образование юный Лермонтов?
Слайд 8В 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного
пансиона, где получает гуманитарное образование.
В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был преобразован в гимназию.
Слайд 9Кто неоднократно возил маленького Лермонтова на лечение на Северный Кавказ? (назовите
имя и отчество)
Слайд 10Бабушка - Елизавета Алексеевна
Арсеньева
Слайд 11Когда и при каких обстоятельствах было написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи»?
Слайд 12Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно
было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта.
Слайд 13Кто рассказывает о войне в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
Слайд 14В этом стихотворении Лермонтов использует нетипичную для того времени манеру изложения:
о подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает простой солдат. Рассказ рядового участника Бородинской битвы можно назвать автобиографией народного подвига, потому что солдат говорит не только от своего имени, но и от имени всей армии, всей страны.
Слайд 15О ком или о чем говорится в приведенных ниже примерах из
стихотворений М.Ю. Лермонтова?
И пали без жизни питомцы столетий!
Поют они песни во славу морской царь-девицы.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя….
Слайд 16За правильный ответ вы получаете 6 баллов
О трех пальмах («Три пальмы»)
О
райских птицах («Листок»)
О тучке золотой («Утёс»)
Слайд 17Какая тема является ведущей в стихотворении «Утес»?
Слайд 18Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека –
ей посвящено и стихотворение «Утес». Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в «пустыне»: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.
Слайд 19Назовите фамилию и имя человека, от чьей руки погиб М.Ю. Лермонтов?
Слайд 20Николай Соломонович Мартынов — представитель богатого рода Мартыновых, владевшего подмосковной усадьбой
Мартыново-Знаменское.
Роковая дуэль с Мартыновым произошла 15 июля 1841 года в городе Пятигорск. По официальной версии Лермонтов выстрелил вверх, а Мартынов — прямо в грудь поэту.
Слайд 21С помощью какого предмета Михаил Юрьевич Лермонтов чаще всего принимал судьбоносные
решения?
Слайд 22Он часто принимал решения, при помощи подкидывания монеты. Он считался фаталистом,
то есть тем, кто верит в неотвратимость судьбы и рок.
К слову сказать, когда он думал, ехать ему в Пятигорск (где он и был застрелен), или нет, — именно подброшенная монетка сыграла решающую роль.
Слайд 23Сколько иностранных языков знал М.Ю. Лермонтов?
(назовите их)
Слайд 24В семье Лермонтовых большую часть времени разговаривали на французском языке, которым
поэт владел в совершенстве. Еще из иностранных языков он знал немецкий и специально изучал английский, чтобы читать любимого им Байрона в оригинале.
Слайд 25В каком возрасте Лермонтов без ума влюбился в Екатерину Сушкову, которая
в скором времени должна была выходить замуж?
Слайд 26В 16-летнем возрасте.
Его ухаживания и страстная влюбленность расстроили планируемый брак. Однако
почти сразу после этого его чувства к Сушковой остыли, и они не поженились.
За правильный ответ вы получаете 5 баллов
Слайд 27Какие изобразительно-выразительные средства использованы в приведенных ниже примерах из стихотворений М.Ю.
Лермонтова?
«Зависть тайная», «с тоскою глубокой»
«Она (тучка) умчалась», «плачет он (утёс)», «щедро поит их (пальмы) студеный ручей»
«Шёл, колыхаясь, как море челнок»,
«И прыгал, как барс, поражённый стрелой»
Слайд 28Эпитет
Олицетворение
Сравнение
За правильный ответ вы получаете 7 баллов
Слайд 29В каком жанре литературы написано стихотворение
М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»?
Слайд 30Стихотворение зрелого периода «Три пальмы» было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в
«Отечественных записках» в 1839 году. В стихотворении, являющемся по жанру балладой, поэт использовал ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику.
Слайд 31В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» есть строки:
Но странник
усталый на чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Ещё не склонялся над кущей зелёной…
Что означает слово «куща»?
Слайд 32 Толковый словарь Ожегова
КУ́ЩА - тенистая роща, лесная заросль.
Райские кущи (о каком-нибудь месте как воплощении обилия и благополучия).
Слайд 33Прочитайте первую строфу стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок»:
Дубовый листок
оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот наконец докатился до Черного моря…
С помощью какой рифмы написано данное четверостишие?
Слайд 34Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок» написано парной рифмой (аабб).
Это значит, что в каждом четверостишии первая стока рифмуется со
второй, а третья с четвертой. В первой строфе стихотворения «Листок» рифмуются слова родимой-гонимый и горя-моря.
Слайд 35Боюсь не смерти я. О, нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой
вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет…