Слайд 1Исследовательская деятельность как залог успешной самореализации обучающихся на уроках литературы и
во внеурочное время.
Подготовил: Фролова Татьяна Вячеславовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Узюково.
2018 год
Слайд 2 Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где
истина. Наука и опыт – только средства, только способы собирания материалов.
(М.В. Ломоносов.)
Слайд 3Цель: обобщить имеющийся опыт исследовательской деятельности на уроках литературы и во
внеурочное время.
Объект исследования: умения самостоятельной и творческой работы обучающихся II и IIIступеней (7, 10 классов)
Предмет исследования: влияние использования на уроках и во внеурочное время самостоятельной и творческой работы обучающихся.
Слайд 4«Умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке нужны» «каждому человеку».
Слайд 5Виды деятельности учащихся при исследовательском методе по книге Н.И. Кудряшёва
анализ целого,
не изучаемого в школе произведения;
Слайд 6Этапы учебного исследования:
1) исследование фольклорных элементов в художественном тексте литературного произведения;
2)Исследование теоретического материала в ходе игровой деятельности;
3)Художественное домысливание как проблема творческого завершения художественного текста;
4) исследование художественной правды в ходе сопоставления литературного произведения с историческими документами, дневниками писателя;
5) анализ художественного текста в ходе проблемного анализа литературного произведения
Слайд 76) проблема личности писателя в ходе сопоставления изучаемого произведения с материалом
литературного краеведения;
7) исследование жизненности произведения в ходе изучения произведений искусства, памятников культуры;
8) исследование реалистического образа в ходе сопоставления с теоретическими понятиями
9) исследование художественного текста в процессе изучения литературной критики
10) творческая интерпретация исследуемого текста;
11) исследование и дискуссия как залог успеха завершения исследовательской деятельности учащихся.
Слайд 8Образ природы в драме «Гроза»
А.Н. Островского
Проект учащихся 10 класса ГБОУ СОШ
с. Узюково.
Научный руководитель: Фролова Татьяна Вячеславовна, учитель ГБОУ СОШ с. Узюково.
С. Узюково, 2017 г.
Слайд 9ГРОЗА
А.Н. Островский
Драма
в пяти
действиях
С. УЗЮКОВО, ГБОУ СОШ с. УЗЮКОВО
2017 г.
Слайд 10Роли исполняют:
Савёл Прокофьевич Дикой – Чекалин Игорь.
Борис, племянник Дикого – Карачёв
Виктор.
Кулигин, отыскивающий перпетуум-мобиле – Шодманов Дмитрий.
Кудряш – Кокнаев Савелий.
Шапкин – Кошелев Алексей.
Катерина Кабанова – Тохтина Анастасия, Наврузова Тохмина.
Варвара Кабанова – Макарова Елена.
Барыня полусумасшедшая – Ерёмкина Алёна.
Феклуша , странница, – Витошнова Галина.
Глаша – Тюлькина Кристина.
Слайд 11Обоснование выбора костюмов:
Мы прочитали драму «Гроза» А.Н. Островского, изучили статьи учебника
«Литература», 10 класс, под ред. В. Лебедева.
Мы познакомились с игрой актёров театра «Современник», просмотрели игру актёров 50 – 60 – ых годов прошлого века.
Манера игры актёров 50-60-ых годов прошлого века ближе идее автора.
Мы выбрали костюмы, соответствующие идее автора.
Слайд 14Что такое природа? ( По драме«Гроза»
А.Н.Островского)
Проект выполнили: ученицы 10
класса
ГБОУ СОШ с.Узюково
Баландина Екатерина, Никольская Елизавета.
Руководитель проекта: Фролова Т.В., учиталь ГБОУ СОШ с.Узюково.
с. Узюково, 2017 г.
Слайд 15Влияние природы на характеры героев драмы «Гроза» А.Н.Островского
Проект подготовлен учащимися 10
класса ГБОУ СОШ с. Узюково Тихоненко Варварой.,Трапезниковой Анастасией.
Научный руводитель: Фролова Т. В., учитель ГБОУ СОШ с. Узюково.
С. Узюково, 2017 г.
Слайд 16Проблема:
Недостаточная информированность учебника,
отсутствие критических статей по драме «Гроза» А.Н. Островского.
Слайд 17Мотивы природы мы можем услышать в монологе Катерины. Она хочет летать,
как птица.
Слайд 18Каких традиций придерживаются герои?
Катерина, семья её родителей
Семья Кабановых
Посещение церкви, искренняя вера
в Бога.
Религиозные и календарно –обрядовые праздники.
Помощь обездоленным, сострадание, милосердие.
Поклонение силам природы.
Любовь к природе, людям.
Труд во благо себя и других.
Внешние благочестие, порядок. «Всё для порядку».
Вера в бога для порядка.
Ругань, унижение, обман.
Всё ради корысти и денег.
Властолюбие.
Слайд 19Сравнение жизни Катерины в доме родителей и в доме Кабановых
Жизнь в
доме родителей
Жизнь в доме Кабановых
Жила, как птица на воле.
Завяла, как цветок
Слайд 20Аполлон Григорьев увидел в Катерине поэзию народной жизни.
Критик и поэт,
он отметил красоту природы, Волги, на фоне которой разворачивается действие: «Как будто не художник, а целый народ создавал тут!»
Слайд 21 2. Влияние природы на характер Катерины
ЧТО отличает КАТЕРИНУ
от других героев?
НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ
ДОБРО
ТА
ИСКРЕННОСТЬ
ЧЕСТ
НОСТЬ
Слайд 22В чем заключается благотворное воздействие природы на человека?
ПРИРОДА
Красота
Честность
Искренность
Умиротворенность
Гармония
Доброта
Любовь
Слайд 23Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только
кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их.
Слайд 24Сравнительная таблица использования предложений с причастиями и причастными оборотами
Слайд 25Какую задачу преследовал Н.В. Гоголь, введя в текст предложения с причастиями
и причастными оборотами?
Слайд 26Проблема использования исследовательской деятельности на уроках литературы – одна из актуальных
проблем. Выводы:
Практическая значимость: предложенный материал может использоваться в 7,9,10 классах на уроках литературы, а также на уроках внеклассного чтения, научно-практических конференциях, для кружковой работы.
Слайд 27Использованная литература:
1.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х тт.
Т. 1, М., 1979. 2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Изд. Дом «Фёдоров», 2010, стр. 5. 3. Долгополов Л.К. О некоторых особенностях реализма позднего Бунина // Русская литература, 1973, №2, С.93-109. 4. Кудряшёв Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М., 1981,
стр. 147-148. 5. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках
литературы: книга для учителя. М., 1988. 6. Алпатова Т.А. «Возвращение мотивов. «Капитанская дочка» в поэтическом мире А.С. Пушкина». / ж-л «Литература в школе», № 7, М., ред. «Лит-ра в школе», 1997 г., стр.5 – 19. 7. Зуев Николай «Одна из вершин русской философской прозы. «Повести Белкина» А.С. Пушкина». / ж-л «Литература в школе», № 7, М., ред. «Лит-ра в школе», 1997 г., стр. 21 – 35. 8. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Методика преподавания литературы. М., 2002.
Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы. 2-е изд. М., 2002. С. 9, 177-178.
Борисенко Н. А. Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся // Литература в школе, 2002. №7, С. 39-42.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2012;
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2012;
Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М., 1996;
Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., Просвещение, 1990;
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997;
Островский А.Н. Пьесы. М., Дрофа, 2002, стр 100-158
Дьяченко В.К. Два варианта новейшей педагогической технологии // Коллективный способ обучения http://pedlib.ru/Books/5/0307/5_0307-1.shtml;
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22;
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода http://omczo.org/publ/393-1-0-2468