Слайд 1А.С.Макаренко -
выдающийся
советский педагог
и писатель
XX века
и его «Педагогическая поэма»
Детская
колония
имени Максима Горького
Слайд 2
Антон Семенович Макаренко -талантливый педагог-новатор, один из создателей стройной системы
воспитания подрастающего поколения.
Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей –правонарушителей в трудовой колонии.
Разработал теорию и методику воспитания в коллективе.
1888—1939
Слайд 3Жизнь и деятельность А. С. Макаренко
Родился 13 марта 1888 года в
Харьковской губернии в семье рабочего — маляра вагонных железнодорожных мастерских.
В 1904 г. окончил четырёхклассное училище и в 1905 году - одногодичные педагогические курсы.
Работал учителем в железнодорожном училище.
В 1917 г. окончил Полтавский учительский институт с золотой медалью.
В 1917—1919 годах был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.
Слайд 4
В 1920—1930-е годы Макаренко руководил
трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова.
В обеих колониях на практике применял разработанную им педагогическую систему.
Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.
Слайд 5Важнейшие принципы педагогической теории
и практики А. С. Макаренко
«... Воспитание нового человека — дело счастливое и посильное для педагогики»
Слайд 6 Уважение к личности ребенка - основа новаторской педагогической
деятельности А. С. Макаренко.
Любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним.
Детям нужна «требовательная любовь».
Слайд 7«Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути, по которым
располагается его завтрашняя радость».
Слайд 8
Личность ребенка воспитывается в детском коллективе и через
коллектив.
Слайд 9 Игра для ребенка имеет такое же значение, как
для взрослого «деятельность, работа, служба».
В игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры.
Слайд 10«Истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении
самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания».
В семье дети получают первоначальное воспитание.
Семья влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка.
Слайд 11 Главное художественное произведение А.С.Макаренко — «Педагогическая поэма».
В нем Макаренко выразил
свой педагогический опыт и
педагогические взгляды.
Слайд 12 «Педагогическая поэма»
События, описываемые в романе, автобиографичны, герои
носят реальные имена, в том числе сам автор.
Действие поэмы разворачивается в 20-х годах ХХ века в СССР. Главный герой основывает колонию им. Горького под Полтавой для беспризорных детей, среди которых были малолетние преступники.
Потом появляются первые колонисты и первые проблемы, «переломный» момент в поведении воспитанников.
И…. формирование коллектива.
Слайд 13Педагогика А. С. Макаренко
в наши дни
А.С. Макаренко опередил в своем
творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными.
Педагог-новатор работал с трудным в воспитательном отношении контингентом подростков-правонарушителей. Он создал новый тип воспитательного учреждения- колонию имени М. Горького и коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, в которых функционировала эффективная педагогическая система.
Слайд 14
Антон Семенович создал основу системного использования искусства, культуры, эстетики в ресоциализации
правонарушителей.
Слайд 15А.С. Макаренко ушел из жизни в 51 год, не дожив и
до середины века, но и в двадцать первом веке педагоги обращаются к наследию Макаренко, к его идеям, которые он выводил из реальных дел.
Слайд 16«Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать...»
Слайд 17«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он
был счастливым, можно»
Слайд 18«Всегда соблюдать дисциплину, выполнять то, что неприятно, но нужно делать, —
это и есть высокая дисциплинированность»
Слайд 19«Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть»
Слайд 20«Никогда дружба невозможна без взаимного уважения»
Слайд 21«Ничто так человека не учит, как опыт»
Слайд 22«Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры»
Слайд 23«Самая трудная вещь — требование к себе»
Слайд 24«Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться,
но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно»
Слайд 25«Самое главное... надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и
жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни…»
Слайд 26«Если есть забота о жизни и счастье другого, - такие отношения
будут всегда прекрасны»
Слайд 27«Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой
опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению»
Слайд 28«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе,
когда вырастет»
Слайд 29«...наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша
счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»
Слайд 30«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома»
Слайд 31«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего
— люди. Из них на первом месте — родители и педагоги»
Слайд 32«Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие,
но не подкрепленные делом»
Слайд 33«Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение»