Слайд 1Античные философы и педагоги о воспитании и обучении
Слайд 2Актуальность
Для того, чтобы глубоко постичь какую-либо науку, освоить дело, необходимо окунуться
в историю, ознакомиться с корнями. Период античности, один из самых интересных и загадочных периодов в истории человечества
также это необходимо для сравнения - критического осмысления современных педагогических достижений
Слайд 3Цель
Изучение истории педагогики, для критического осмысления современных результатов, к которым пришла
современная педагогическая мысль
- актуализация базовых знаний педагогических методов и приемов в педагогике и психологии обучения школьников и студентов с помощью изучения цитат античных философов и педагогов.
Слайд 4Задачи проекта:
- привести выдержки высказываний античных педагогов и философов о методах
обучения и воспитания
- заинтересовать слушателей для стимулирования более эффективного обучения и запоминания лекционного материала по педагогике и психологии в обучении и воспитании.
- рассказать на примерах о том, что в уже античности существовали и использовались активно методы и приемы обучения и воспитания существующие и на сегодняшний день, развеять мифы и вымыслы в обучении и воспитании
Слайд 5Методы исследования :
интернет ресурсы, яндекс-поиск, google-поиск, ответы майл ру, книги по
истории педагогики
Слайд 6План
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………..7
ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ..9
ПИФАГОР…………………………………………………………………………………...10
ГЕРАКЛИТ…………………………………………………………………………………..11
ДЕМОКРИТ………………………………………………………………………………….12
СОКРАТ……………………………………………………………………………………….13
КСЕНОФОНТ……………………………………………………………………………….15
АНТИСФЕН………………………………………………………………………………….16
ПЛАТОН……………………………………………………………………………………..17
АРИСТОТЕЛЬ………………………………………………………………………………23
ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕГО РИМА
О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ…25
ЦИЦЕРОН……………………………………………………………………………………26
СЕНЕКА………………………………………………………………………………………28
КВИНТИЛИАН ……………………………………………………………………………29
ИОАНН ЗЛАТОУСТ ……………………………………………………………………30
ВЫВОДЫ…………..………………………………………………………………………31
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………….33
Слайд 7ВВЕДЕНИЕ
Великие мыслители того времени, ознакомиться с идеями которых мы можем с
помощью дошедших до нас трудов, заложили основу многих наук, развивающимся и по сей день. В число древнейших наук входит и педагогика, потому что одной из главных задач философов была передача накопленных знаний.
Вопросы педагогики (воспитания и обучения) в эпоху античности не были обособлены в самостоятельную дисциплину и широко трактовались в произведениях, крайне разнообразных по своей основной тематике.
Трудно найти такое сочинение Ксенофонта, Аристотеля, Платона, в котором не рассматривались бы педагогические проблемы. Комедии Аристофана и Плавта, эпиграммы Марциала, сатиры Ювенала открытвают в этой области важные данные. Это же можно сказать и о трудах Плутарха Цицерона и Сенеки. Поэтому изучение вопросов античной педагогики требует изучения значительной части главнейших произведений античной литературы.
Слайд 8введение
Территориальные и временные границы Древнего мира огромны.
Он существовал более пяти
тысячелетий (5 тыс. до н. э. - V в. н. э.) и охватывал четыре материка -Европу, Африку, Азию, Америку.
Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения.
Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры
Слайд 9ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ
Древнегреческая цивилизация дала миру немало
превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании.
Слайд 10Пифагор
(~570~490 до н.э.)
Математик и философ
"Правильно осуществляемое обучение... должно
происходить по обоюдному желанию учителя и ученика", "Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если недобровольно, то негодно и безрезультатно".
Пифагор абсолютно прав. На мой взгляд, учитель и ученик должны состоять как бы в команде, каждый из членов которой заинтересован в получении положительного результата.
Слайд 11Гераклит Эфесский
(544-483 до н. э.)
высказал ряд основательных педагогических идей: об
обучаемости и освоении нравственности как свойстве человека ("всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными"), разуме и чувствах как орудиях познания, разуме как главном критерии истинности познания, необходимости познать сущность, а не только факты ("мудрость в том, чтобы знать все как одно", "многознание уму не научает") и другие.
Слайд 12Демокрит
460 – 370 до н.э.
Один из первых сформулировал мысль о сообразности
воспитания природе ребенка
"Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу".
"Если бы дети не принуждались' к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, - стыду«
"Многие всезнайки не имеют ума... прекрасна надлежащая мера во всем... должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума"
Слайд 13СОКРАТ
(470/469 - 399 до н. э.).
Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис
о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование.
"Могучие духом... если получат образование... становятся отличными... полезными деятелями. Оставшись без образования., они бывают очень дурными, вредными людьми
"Я знаю только то, что я ничего не знаю".
Слайд 14СОКРАТ
(470/469 - 399 до н. э.).
Вклад Сократа в педагогику – в
разработке идей :
о приобретении знания в беседах (сократовских диалогах) между наставником и учеником («Истина познается в споре»), при осмыслении опыта
о нравственном значении приобретаемых знаний (знание – добродетель)
О первостепенности развития умственных способностей
Один из родоначальников диалектических приемов отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Сократический метод – одно из главных педагогических достижений Сократа.
Стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения
. Основная педагогическая задача – наведение собеседника на раскрытие понятий и использование разных методов мышления (индукции, дедукции, аналогий, гипотез)
Слайд 15Ксенофонт
(430 - 355 до н. э.)
Автор первого античного педагогического романа
"Воспитание Кира»
полагал, что образование должно быть прежде всего делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан. Во главу угла нравственного воспитания ставилось формирование чувства справедливости.
Слайд 16Антисфен
(450 - 360 до н. э.)
Основным методом воспитания он называл
пример наставника
выделял воспитание привычки преодолевать трудности и лишения, презирать мирские блага ("пусть дети наших врагов живут в роскоши")
Слайд 17Платон
427-347 до н.э
Предложил обширную программу воспитания
Его надо начинать с раннего детства
– с 3 до 6 лет
Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как "во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного»
Слайд 18Платон
427-347 до н.э
Три уровня обучения:
Начальный – основы образования (грамота, начала математики, трудовая
подготовка), музыка, гимнастика, эстетический вкус; обязательное – игровое обучение.
Промежуточный – углубленная физическая и интеллектуальная подготовка, ориентация на разные социальные роли
Высший (для отобранных молодых людей) – для подготовки ученых, воспитателей, юристов – два цикла: 10 и 15 лет (теоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка; но – не труд)
Слайд 19Платон
427-347 до н.э
Выдвинул идею создания системы государственных школ (оказал влияние на
организацию школьного дела в последующую эпоху)
Провозгласил всеобщее обязательное образование (для свободных), кроме последней ступени, или – как минимум 3 года.
"Стар и млад должны по мере сил получить образование"
Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, принцип воспитывающего обучения ("самым важным в обучении мы признаем, надлежащее воспитание")
Слайд 20Платон
427-347 до н.э
Различал: собственно воспитание (пробуждение и развитие у детей одухотворенности) и уход за детьми
При обучении
надо обеспечить «свободу призвания», т.е. – сообразно личным склонностям человека и общественным потребностям
Выделил социальные функции воспитания: «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать»
Слайд 21Платон
427-347 до н.э
Педагогическая проблематика присутствует в "Диалогах" Платона, его трактатах "Государство"
и "Законы".
Основанное Платоном в Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало более тысячи лет.
"В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь".
Слайд 22Платон
427-347 до н.э
Игровое обучение активно используется и сегодня. На принципах игры
построено развитие детей в детских садах и начальных классах школы.
Хотя Платон не оставил специальных трактатов по воспитанию, его с полным основанием считают выдающимся мыслителем по вопросам воспитания и обучения. Уже более двух тысяч лет наследие Платона пользуется особым вниманием педагогической мысли. И это закономерно. Ведь Платон стоит у истоков разработки обширного комплекса проблем воспитания непреходящей теоретико-практической значимости. Особенно велико влияние Платона на педагогическую мысль европейской цивилизации.
Слайд 23Аристотель
(384 - 322 до н. э.)
Аристотель ставил наставника на самую
высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь".
Вплоть до смерти Платона, около двадцати лет, Аристотель провел в афинской Академии, затем три года был наставником Александра Македонского - будущего основателя громадной империи.
Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей
Слайд 24Аристотель
(384 - 322 до н. э.)
Осмысливал воспитание теоретически как часть
бытия:
всякая идея является внутренней сущностью вещей
необходимо включать знания о единичном в систематическое знание об общем
Разделял общественное и индивидуальное воспитание (каждого надо научить наслаждаться жизнью, правильному использованию досуга)
Педагогические взгляды наиболее системно изложены в «Политике»
Цель образования – формирование добродетели: развитие человеком тела, желаний, разума в гармонии с общепринятыми нравственными и интеллектуальными добродетелями. Отсюда порядок воспитания: физическое развитие à нравственное à интеллектуальное воспитание (т.е. гармоничное развитие личности)
Слайд 25ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕГО РИМА О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ
ЦИЦЕРОН
СЕНЕКА
КВИНТИЛИАН
ИОАНН ЗЛАТОУСТ
Слайд 26Марк Тулий Цицерон
(106 - 43 до н.э.)
его первое сочинение педагогического характера
– пособие по риторике «О подборе материала»; много других сочинений
(педагогические взгляды)
Он считал:
полноценного образования достойны немногие, большинство нуждаются в хлебе и зрелищах.
идеал воспитания – совершенный оратор, художник слова и общественный деятель.
Единственный путь для достижения истинно человеческой зрелости – систематическое («универсальное») и непрерывное (само) образование, в том числе – освоение общей культуры
Слайд 27Марк Тулий Цицерон
(106 - 43 до н.э.)
“Дом, в котором нет книг,
подобен телу, лишенному души”
важно воспитывать черты личности – такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, желание служить обществу, дружелюбие и др.
основной недостаток – эгоизм
Слайд 28Луций Анней Сенека
(ок. 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.)
Считал,
что образование должно формировать самостоятельную личность
Задачи педагогики – моральное совершенствование и наставление родителей (отцов) тому, как воспитывать своих детей («мы лучше всего научаемся сами, обучая других», «Результат достигается, скорее, примером, чем наставлением» и др.)
Писал о проблемах воспитания в «Письмах на моральные темы» и «Нравственных письмах к Луцилию»: воспитатель должен помнить о необходимости движения к знанию идеальной нравственной норме (добра и зла ) путем назидательных бесед с наглядными примерами из жизни и истории
Слайд 29Марк Фабий Квинтилиан
(ок. 35 – ок. 96)
Считается первым учителем-профессионалом, основавшим государственную
школу (на содержании государства)
Труд «Наставления оратору» в 12 книгах.
Цель воспитания – формировать свободного человека, подготовка к исполнению гражданских обязанностей
В семье – здоровое воспитание (нравственное):
беречь детскую психику
против физических наказаний
выбирать няньку для младенца – нравственную, с правильной речью
Выступал за доступность образования для детей всех римских граждан
Отдавал предпочтение организованному обучению (вне семьи), где есть соревновательный дух, честолюбие, которые могут вести к добродетелям
Вершина образования – овладение искусством оратора
Для этого предложил систему образования (ступени):
до 7 лет – (домашнее обучение) – обучать начаткам латинской (и греческой) грамматики; побуждать интерес к обучению (похвалы и забавы)
В грамматической школе – центр. предмет грамматика. И др.предметы
В риторической школе – осн. предмет – риторика. Обучение от простого к сложному, на основе работы памяти (приемы её развития).
Слайд 30Иоанн Златоуст (Архиепископ Константинопольский )
350 (ок.347) – 407
(педагогические взгляды)
Упрекал античную педагогику, которая печется
научить хорошо говорить, но не наставить душу и формировать ум
Но сам (в проповедях) использовал методы античной традиции – наставление и беседу.
Считал: при воспитании надо обращаться к божественному в душе человека (воля, свобода, нравственная самодеятельность).
«За» антиавторитарное воспитание (увещевание, совет, предостережение).
Слайд 31Выводы
Идеи античной педагогики, активно использовались на всем протяжении Средневековья вплоть до
Нового времени. В истории развития научной педагогики это стало началом начал. Многие из них воплотились в образовании и продолжают существовать и в настоящее время.
Слайд 32Выводы
Так и сегодня мы говорим о том, что сотрудничество является наиболее
продуктивным и эффективным видом учебной и педагогической деятельности.
Слайд 33ЛИТЕРАТУРА
1. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М.,1963.
Хрестоматия по
истории зарубежной педагогики. М., 1981.
.Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.,1988.
История педагогики. Ч. 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. I Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, С.1997.-192.
www.pedagogy.ru
mognovse.ru
www.bibliofond.ru
http://znakka4estva.ru
ЯНДЕКС – КАРТИНКИ
Аристотель «Поэтика. Риторика»
Платон «Диалоги»
Собрание сочинений Иоанна Златоуста в 12-ти томах 1 том.
Статья в Википедии: Античные философы