Презентация, доклад на тему Анализ стихотворения А.Н.Майкова Ласточки (презентация по литературе в 5 классе)

Содержание

проверить уровень знаний творчества А.Н.Майкова, степень понимания стихотворения «Ласточки», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языкаЦель:

Слайд 1Анализ стихотворения А.Н.Майкова




«Ласточки»

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и

литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Дидактический материал
к уроку литературы в 5 классе

Анализ стихотворения А.Н.Майкова«Ласточки»Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики

Слайд 2проверить уровень знаний творчества А.Н.Майкова, степень понимания стихотворения «Ласточки», его темы,

идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка

Цель:

проверить уровень знаний творчества А.Н.Майкова, степень понимания стихотворения «Ласточки», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языкаЦель:

Слайд 3А.Н.Майков (1821 - 1897)
Аполлон Майков начал публиковаться в 13-летнем возрасте,

однако относился к своему увлечению с долей иронии и даже пренебрежения. Поэт всерьёз задумался о литературной карьере лишь во время учёбы на юридическом факультете Петербургского университета, когда осознал, что стихи дают ему не только ощущение радости, но и являются смыслом существования.
А.Н.Майков (1821 - 1897) Аполлон Майков начал публиковаться в 13-летнем возрасте, однако относился к своему увлечению с

Слайд 4А.Н.Майков (1821 - 1897)
Увлекаясь творчеством многих современных авторов, Майков не

пытался им подражать, хотя в его произведениях прослеживается определенное сходство со стихами Фета и Лермонтова. Себя автор считал безнадежным лириком, хотя в некоторых его стихах присутствуют и философские тенденции.
В 1856 году Аполлон Майков публикует очень трогательное и грустное произведение под названием «Ласточки», в котором сожалеет о том, что жизнь так скоротечна, и он не в состоянии повернуть время вспять.
А.Н.Майков (1821 - 1897) Увлекаясь творчеством многих современных авторов, Майков не пытался им подражать, хотя в его

Слайд 5А.Н.Майков
«Ласточки»

А.Н.Майков «Ласточки»

Слайд 6Анализ стихотворения
А.Н.Майкова «Ласточки» (1856)
Сколько частей, по-вашему, можно выделить
в композиции

стихотворения?

Три

Первая – грусть от увядания природы и наступления осени

Вторая – воспоминания о лете, о счастливой хлопотливой семье ласточек

Третья – сожаление о невозможности улететь от осени, как птица

Анализ стихотворения А.Н.Майкова «Ласточки» (1856)Сколько частей, по-вашему, можно выделить в композиции стихотворения?ТриПервая – грусть от увядания природы

Слайд 7Определите, в каком времени употреблены глаголы в композиционных частях?
В первой части

в настоящем времени

Во второй части в прошедшем времени

В третьей части подразумевается
будущее время

Анализ стихотворения
А.Н.Майкова «Ласточки» (1856)

Определите, в каком времени употреблены глаголы в композиционных частях?В первой части в настоящем времениВо второй части в

Слайд 8О чём печалится
лирический герой стихотворения?
Мой сад с каждым днем увядает; Помят

он, поломан и пуст…

Увядающий осенний сад причиняет лирическому герою стихотворения глубокие душевные страдания. Он признаётся, что его раздражают «и солнца осеннего блеск, и лист, что с березы спадает, и поздних кузнечиков треск». Сама природа словно бы напоминает о том, что наступает новый этап жизни, когда юность осталась в прошлом, а зрелость не сулит уже новых открытий, яркий впечатлений и лишена волшебного очарования.

Анализ стихотворения
А.Н.Майкова «Ласточки» (1856)

О чём печалится лирический герой стихотворения?Мой сад с каждым днем увядает; Помят он, поломан и пуст…Увядающий осенний

Слайд 9Куда по привычке бросает взгляд
лирический герой стихотворения?
Взгляну ль по привычке под

крышу Пустое гнездо над окном: В нём ласточек речи не слышу, Солома обветрилась в нём…

Совсем недавно его строила трудолюбивая пара птиц, заботясь о доме для себя и собственного потомства. И очень скоро «пять маленьких, быстрых головок выглядывать стали с гнезда». Но время текло неумолимо, птенцы окрепли и вместе с родителями покинули гостеприимный дом, который стал для них надёжным пристанищем на несколько тёплых летних месяцев.

Анализ стихотворения
А.Н.Майкова «Ласточки» (1856)

Куда по привычке бросает взглядлирический герой стихотворения?Взгляну ль по привычке под крышу Пустое гнездо над окном: В

Слайд 10Почему лирический герой
стихотворения так любит ласточек?
А помню я, как хлопотали Две

ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли И пуху таскали в него!
Как весел был труд их, как ловок! Как любо им было…

Он восхищается трудолюбивыми ловкими птицами, но главное заключается в том, что ласточки символизируют
его собственную весну, молодость, наивность,
непосредственное любование жизнью. 

Анализ стихотворения
А.Н.Майкова «Ласточки» (1856)

Почему лирический герой стихотворения так любит ласточек?А помню я, как хлопотали Две ласточки, строя его! Как прутики

Слайд 11Почему лирический герой
стихотворения завидует птицам?
Они уж в иной стороне — Далёко,

далёко, далёко… О, если бы крылья и мне!

По утверждению лирического героя, «они уж в иной стороне», там, где по-прежнему светит ласковое солнце, дарящее ощущение радости и умиротворения. Именно этого лишен герой, который вынужден наблюдать, как осень постепенно вступает в свои права, и мечтать о том, чтобы у него выросли крылья, которые позволили бы ему, словно ласточка, улететь в тёплые края.

Анализ стихотворения
А.Н.Майкова «Ласточки» (1856)

Почему лирический герой стихотворения завидует птицам?Они уж в иной стороне — Далёко, далёко, далёко… О, если бы

Слайд 12Какое чувство овладевает
лирическим героем?
Они уж в иной стороне — Далёко, далёко,

далёко… О, если бы крылья и мне!

Он понимает, что мечтам не суждено сбыться, и он не сможет обмануть природу, которая вряд ли будет к нему так же благосклонна, как и к птицам, сумевшим найти счастье на чужбине. Осознание собственного бессилия вызывает у лирического героя чувство горечи и разочарования,
справиться с которым он не в состоянии.

Анализ стихотворения
А.Н.Майкова «Ласточки» (1856)

Какое чувство овладевает лирическим героем?Они уж в иной стороне — Далёко, далёко, далёко… О, если бы крылья

Слайд 13Какова тема стихотворения?
Мир природы и человека слиты воедино,
характеристика природы становится чертой

человека

Анализ стихотворения
А.Н.Майкова «Ласточки» (1856)

Какова тема стихотворения?Мир природы и человека слиты воедино,характеристика природы становится чертой человекаАнализ стихотворения А.Н.Майкова «Ласточки» (1856)

Слайд 14Какова основная задача автора стихотворения?
Показать красоту окружающего мира,
с которой неразрывно связан


и внутренний мир лирического героя

Анализ стихотворения
А.Н.Майкова «Ласточки» (1856)

Какова основная задача автора стихотворения?Показать красоту окружающего мира,с которой неразрывно связан и внутренний мир лирического героя Анализ

Слайд 15Начать ТЕСТ
Ученик может проверить свои знания, нажав на строчку с ответом

на вопрос.
Если ответ неверный, то он исчезнет с экрана, если же ответ верный, то он окрасится в красный цвет.
Щелчком мыши высвечивает следующий слайд с вопросом.
Завершить тестирование можно при помощи кнопки «Выход».

Проверьте свои знания

Тест по стихотворению
А.Н.Майкова «Ласточки»

Начать ТЕСТУченик может проверить свои знания, нажав на строчку с ответом на вопрос. Если ответ неверный, то

Слайд 16Ведущей темой стихотворения
является тема:
а) любви;
в) природы;
б) родины;
г) свободы

Ведущей темой стихотворения является тема:а) любви;в) природы;б) родины; г) свободы

Слайд 17Какому времени года посвящено стихотворение :
г) зиме
а) весне;
б) лету;
в) осени;

Какому времени года посвящено стихотворение :г) зимеа) весне; б) лету;в) осени;

Слайд 18Слияние души с природой позволяет лирическому герою почувствовать:
а) ожидание;
г) тоску
б) равнодушие;


в) восторг;

Слияние души с природой позволяет лирическому герою почувствовать:а) ожидание;г) тоскуб) равнодушие; в) восторг;

Слайд 19Каким настроением проникнуто стихотворение:
г) радости и оптимизма;
в) грусти и печали
а) равнодушия

и безразличия;

б) веселья и счастья;

Каким настроением проникнуто стихотворение:г) радости и оптимизма;в) грусти и печалиа) равнодушия и безразличия; б) веселья и счастья;

Слайд 20Поэтическая картина полна подробностей, за счёт чего в воображении читателя возникает

законченный образ.
В какой последовательности даны поэтом осенние зарисовки:

б) сад, солнце, гнездо, ласточки;

а) сад, солнце, ласточки, гнездо;

в) солнце, ласточки, гнездо, сад;

г) ласточки, гнездо, сад, солнце

Поэтическая картина полна подробностей, за счёт чего в воображении читателя возникает законченный образ. В какой последовательности даны

Слайд 21В этом стихотворении образ ласточек, хлопочущих над гнездом, вызывает чувство радости

и умиления,
поэтому так часто поэт употребляет:

в) восклицательные предложения;

а) незаконченные предложения;

б) вопросительные предложения;

г) предложения с многоточием

В этом стихотворении образ ласточек, хлопочущих над гнездом, вызывает чувство радости и умиления, поэтому так часто поэт

Слайд 22Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях
«огненный куст»,
«поздних кузнечиков»,
«быстрых

головок»:

г) метафора

а) эпитет;

б) метонимия;

в) сравнение;

Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «огненный куст»,«поздних кузнечиков», «быстрых головок»:г) метафораа) эпитет;б) метонимия; в) сравнение;

Слайд 23Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях
«сад увядает»,
«кузнечиков треск»,


«ласточек речи»:

г) эпитет

в) метафора;

б) метонимия;

а) сравнение;

Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «сад увядает», «кузнечиков треск», «ласточек речи»:г) эпитетв) метафора;б) метонимия; а)

Слайд 24К какому типу лирики относится данное стихотворение:
пейзажная лирика

К какому типу лирики относится данное стихотворение:пейзажная лирика

Слайд 25Определите размер, которым написано стихотворение:
амфибрахий

Определите размер, которым написано стихотворение:амфибрахий

Слайд 26Прочитайте выразительно стихотворение
А.Н.Майкова «Ласточки»

Прочитайте выразительно стихотворениеА.Н.Майкова «Ласточки»

Слайд 27БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
Было много ошибок:
нужно быть внимательнее
МОЛОДЦЫ!
Знания прочные:
Как вы оцениваете


свою работу на уроке:
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!Было много ошибок: нужно быть внимательнееМОЛОДЦЫ!Знания прочные: Как вы оцениваете свою работу на уроке:

Слайд 285
ВЫХОД
МОЛОДЦЫ!
Как вы оцениваете
свои знания?

5ВЫХОДМОЛОДЦЫ!Как вы оцениваете свои знания?

Слайд 29Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. — М.: Айрис-пресс, 2014
Бережная И.Д. Литература:

текущий контроль знаний, тесты, зачёты, задания. — Волгоград: Учитель, 2016

Использованный материал:

Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. — М.: Айрис-пресс, 2014Бережная И.Д. Литература: текущий контроль знаний, тесты, зачёты, задания.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть