Слайд 1МБОУ Пичаевская СОШ
Технологии развивающего обучения
на уроках истории
Автор:
Трусова Марина Ивановна
учитель
истории и обществознания
2018
Слайд 2Технология развивающего
обучения на уроках истории
предусматривают:
развитие мыслительных процессов и аналитической деятельности
учащихся
совершенствование навыков поисковой работы для привлечения дополнительного материала
развитие общей эрудиции школьников.
проблемный подход к освоению учебного материала
в коллективный поиск создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спора, метод решения учебных задач, учебный диалог, исследование, метод проекта, ИКТ, обеспечение добрых, доверительных отношений между учителем и учащимися.
Слайд 3Принципы развивающего обучения
- учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в
усвоении материала и данного вида деятельности;
- учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;
- учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;
● учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности
● проектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития (область наличных возможностей ребенка), а процесс выполнения работы переводил бы его в зону ближайшего развития (потенциальных возможностей, перспектив);
● для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них “ситуацию успеха”, т.е. предлагать задания , с которыми ребёнок наверняка справится;
● оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс его получения, причём, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним.
Слайд 4Технологии развивающего обучения
создание проблемных ситуаций
ситуации учебного спора (дискуссии)
учебный
диалог
научно-исследовательские работы
метод проектного обучения
ИКТ
опорные конспекты, схемы
специальные тренинги
учебные игры
в коллективный поиск создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спора, метод решения учебных задач, учебный диалог, исследование, метод проекта, ИКТ, обеспечение добрых, доверительных отношений между учителем и учащимися.
Слайд 5Условия
доверительные отношения между учителем и учащимися
Слайд 6Исследовательская работа
Одной из форм развивающего обучения являются научно-исследовательские работы.
Желание обучающихся
вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дает положительные результаты.
Результаты этой деятельности говорят о формировании самостоятельной личности, склонной к поиску и анализу информации, личности, которая будет занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу.
Одной из форм исследовательской деятельности является реферат.
Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой работы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё, раскрывает свое внутреннее содержание.
Слайд 7Результативность исследовательских работ
учащиеся должны пройти следующие мыслительные операции:
усвоить содержание
предложенного текста:
самостоятельно выделить главные и существенные факты;
применить их на практике
Слайд 8Проектная деятельность
● основывается на концепции деятельностного подхода в результате чего обучающиеся
получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.
● позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Слайд 9Этапы проектной деятельности
•Информационный- сообщение о целях и задачах проекта, определение
общего направления работы.
Плановый- определение конкретной цели, задач. Определение поля деятельности.
Поисковый - сбор и анализ информации
Обобщающий - систематизация данных, построение логической схемы, выводов.
Этап представления и защиты проекта
(демонстрация приобретенных знаний и умений )
● Презентация проекта
Слайд 10Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
При организации урока с использованием ИКТ необходимо планировать работу
ограничивая её временными рамками.
Просмотр фильма по изучаемой теме или другой информации необходимо заканчивать обсуждением, что вызывает интерес к теме и вообще к истории.
Не использовать возможностей ИКТ в современном образовании просто не реально. Важно использовать их правильно, в необходимых количествах и наилучшего качества. Именно, исходя из этого, использую на уроках презентации, подготовленные мной или самими учащимися
Слайд 11 Условно-графическая наглядность –
схемы, графики, диаграммы
• развивает память
• логическое мышление
•
способность к анализу
• монологическую речь
• раскрывает творческий потенциал
•индивидуальные способности учащихся.
Слайд 12Схема Синопского сражения.
Показаны нанесенные учеником дополнения к схеме
Слайд 18Игровая форма
Чтобы актуализировать знания о сущности крепостного права, вместо традиционной беседы
или теста в 8-ом классе можно провести разминку в игровой форме. Ученикам предлагается вспомнить признаки крепостного права . После этого школьники без труда формулируют определение признаки крепостного права.
Усиливает эмоциональное воздействие и демонстрация фотографии дома Павлова в современном Волгограде, и карикатура Кукрыниксов, изображающая горюющего по поводу окружения армии Паулюса Гитлера (слайды 6 – 7).
Очень эффективно использование условно-графической наглядности – схем, графиков, диаграмм. Для выявления исходного противоречия к уроку «Крестьянская реформа 1861 г.» достаточно продемонстрировать диаграмму «Крестьянские волнения в 1858–1864 гг.» (слайд 8) (Рис. 2), после чего легко формулируется проблема: отмена крепостного права была вековой мечтой русского крестьянства; но именно после реформы, в 1861 г., резко возросло число крестьянских вол
Слайд 19Признаки крепостного права
право крестьян менять место жительства
личная зависимость крестьян от помещика
прикрепление
крестьян к земле
Слайд 20Признаки крепостного права
Право помещика самому судить крестьян
наличие у крестьян собственного надела
земли
повинности крестьян: барщина и оброк
Слайд 21Исходное противоречие:
Отмена крепостного права была вековой мечтой русского крестьянства.
После реформы Александра
II резко возросло число крестьянских волнений.
Учебная задача урока:
Реформа 1861 г. вызвала взрыв крестьянского недовольства. Почему?
Слайд 22Для выявления исходного противоречия к уроку «Крестьянская реформа 1861 г.» достаточно
продемонстрировать диаграмму «Крестьянские волнения в 1858–1864 гг.» , после чего легко формулируется проблема:
отмена крепостного права была вековой мечтой русского крестьянства; но именно после реформы, в 1861 г., резко возросло число крестьянских волнений.
Очень эффективно использование условно-графической наглядности – схем, графиков, диаграмм. Для выявления исходного противоречия к уроку «Крестьянская реформа 1861 г.» достаточно продемонстрировать диаграмму «Крестьянские волнения в 1858–1864 гг.» (слайд 8) (Рис. 2), после чего легко формулируется проблема: отмена крепостного права была вековой мечтой русского крестьянства; но именно после реформы, в 1861 г., резко возросло число крестьянских волнений.
Слайд 23Крестьянские волнения в 1858 – 1864 гг.
Крестьянские волнения в 1858 –
1864 гг.
Слайд 24Изучение объемных или сложных вопросов оптимизируют схемы: например, сущность крестьянской реформы.
Сравнивая две схемы - дворянское имение до и после реформы , ученики определяют, что изменилось в отношениях крестьян и помещиков; выясняют, какие изменения обозначены на схеме цифрами.
Слайд 25
Дворянское имение до реформы
оброк
барщина
Слайд 26
Уставная грамота
Дворянское имение после 1861 г.
отработки
издольщина
1
2
3
4
5
6
Слайд 27
"Крестьянское имение до и после реформы"
Ответы учащихся сводятся к следующему:
до реформы вся
земля в имении, усадьба и деревня с крестьянами были собственностью помещика;
после освобождения крестьян земля осталась у помещиков;
размеры наделов (1) и повинностей крестьян (4; 5) теперь определялись письменным соглашением – уставной грамотой;
Слайд 28
«лишняя» земля у крестьян отрезалась (2);
крестьяне вынуждены арендовать у помещиков землю
(6) за дополнительные повинности;
для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками вводилась должность мирового посредника (3).
Слайд 29Работа с обобщающей таблицей
• оптимизирует изучение событий
• требует извлечь возможную информацию
особенности:
• дается в готовом виде в начале урока (традиционно хроника событий составляется шаг за шагом по мере их изучения).
• она дает целостное представление о явлении и заставляет двигаться от общего к частному, побуждая, увлекая к исследованию отдельных событий войны.
• план работы над темой, представленный в нетрадиционной форме.
Слайд 30Таблица «Основные этапы и события Крымской войны».
Слайд 31 Изобразительная наглядность
• оживляет героическое и
трагическое далекого прошлого
• вносит игровой элемент в напряженный ход урока
• позволяет закрепить представление об общем ходе событий
Ученики соотносят картины, посвященные событиям Крымской войны, и их названия. Изображения промаркированы буквами. Расставив картины в последовательности изображенных на них событий, ученики смогут прочитать фамилию создателя российских подводных мин, впервые применявшихся в Крымской войне (Якоби).
Слайд 32Изобразительная наглядность
«Крымская война в картинах художников»
Слайд 33 На этапе контроля и коррекции акцент делается не только на знания,
но и на умение мыслить, делать выводы, на понимание причинно-следственных связей. Для обобщающего контроля при изучении темы войны ученикам традиционно предлагается задание «Лента времени» с использованием графических моделей (слайд 19) (Рис. 8). Ученики охотно придумывают и свои условно-символические модели.
На этапе контроля и коррекции знаний акцент делается не только на знания, но и на умение мыслить, делать выводы, на понимание причинно-следственных связей.
Для обобщающего контроля при изучении темы войны ученикам традиционно предлагается задание «Лента времени» с использованием графических моделей Ученики охотно придумывают и свои условно-символические модели.
Слайд 34Условно-символическая модель «Линия времени».
Приведено в решенном виде
Слайд 35
Урок по теме «Российское
общество в начале ХХ в.».
Учебная задача (проблема урока):
в начале ХХ в. Россия приближалась к первой в своей истории революции. Почему же российское общество поднялось на революцию?
Нужно выяснить, каким было российское общество.
1. Создаем «портрет» российского общества: кто были его представители? Дворяне? Рабы? Менеджеры?.. Ученики сами придумывают символы для каждой социальной группы. Ребята работают с документами и другими источниками информации .
Слайд 37«Российское общество в начале 20 века»
Шаг второй: пока у
нас ещё не общество, а… толпа человечков…
выстраиваем пирамиду в три этажа:
верхний (элита); средний; нижний.
Наверху – корона. Стержень – чиновничество: от него зависели все в государстве!
Слайд 39«Общественная пирамида» - социальный портрет общества
(распределение по социальным этажам)
Слайд 40«Россия – узел противоречий»
(стрелками показано между кем противоречия)
Слайд 41
Иконическое моделирование
- это схематическое изображение людей и предметов.
Слайд 42Иконическое моделирование это составление опорного сигнала для запоминания изучаемого текста, с
помощью системы знаков, имеющих реальное сходство с изображаемым объектом.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Совершая открытия на каждом уроке , дети приучаются к тому , что думать интересно!
Растить именно такое поколение - вот заказ нашего современного общества.
Слайд 49 Закончить своё выступление я хочу словами
А. Дистервега:
“Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”.