Презентация, доклад на тему Технологии развивающего обучения на уроках истории

Содержание

Технология развивающего обучения на уроках истории предусматривают: развитие мыслительных процессов и аналитической деятельности учащихсясовершенствование навыков поисковой работы для привлечения дополнительного материала развитие общей эрудиции школьников. проблемный подход к освоению учебного материалав коллективный поиск создание проблемных

Слайд 1МБОУ Пичаевская СОШ Технологии развивающего обучения на уроках истории
Автор:
Трусова Марина Ивановна
учитель

истории и обществознания


2018
МБОУ Пичаевская СОШ  Технологии развивающего обучения на уроках историиАвтор: Трусова Марина Ивановнаучитель истории и обществознания

Слайд 2Технология развивающего обучения на уроках истории предусматривают:
развитие мыслительных процессов и аналитической деятельности

учащихся
совершенствование навыков поисковой работы для привлечения дополнительного материала
развитие общей эрудиции школьников.
проблемный подход к освоению учебного материала

в коллективный поиск создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спора, метод решения учебных задач, учебный диалог, исследование, метод проекта, ИКТ, обеспечение добрых, доверительных отношений между учителем и учащимися.

Технология развивающего  обучения на уроках истории предусматривают: развитие мыслительных процессов и аналитической деятельности учащихсясовершенствование навыков поисковой

Слайд 3Принципы развивающего обучения
- учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в

усвоении материала и данного вида деятельности;

- учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;

- учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;

● учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности
● проектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития (область наличных возможностей ребенка), а процесс выполнения работы переводил бы его в зону ближайшего развития (потенциальных возможностей, перспектив);
● для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них “ситуацию успеха”, т.е. предлагать задания , с которыми ребёнок наверняка справится;
● оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс его получения, причём, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним.


Принципы развивающего обучения - учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида

Слайд 4Технологии развивающего обучения
создание проблемных ситуаций
ситуации учебного спора (дискуссии)
учебный

диалог
научно-исследовательские работы
метод проектного обучения 
ИКТ
опорные конспекты, схемы
специальные тренинги
учебные игры

в коллективный поиск создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спора, метод решения учебных задач, учебный диалог, исследование, метод проекта, ИКТ, обеспечение добрых, доверительных отношений между учителем и учащимися.

Технологии развивающего обучениясоздание проблемных ситуаций ситуации учебного спора (дискуссии) учебный диалогнаучно-исследовательские работы метод проектного обучения ИКТ опорные конспекты,

Слайд 5Условия
доверительные отношения между учителем и учащимися

Условиядоверительные отношения между учителем и учащимися

Слайд 6Исследовательская работа
Одной из форм развивающего обучения являются научно-исследовательские работы.
Желание обучающихся

вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дает положительные результаты.
Результаты этой деятельности говорят о формировании самостоятельной личности, склонной к поиску и анализу информации, личности, которая будет занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу.
Одной из форм исследовательской деятельности является реферат.
Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой работы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё, раскрывает свое внутреннее содержание.
Исследовательская работаОдной из форм развивающего обучения являются научно-исследовательские работы. Желание обучающихся вести собственное исследование является главным показателем

Слайд 7Результативность исследовательских работ
учащиеся должны пройти следующие мыслительные операции:
усвоить содержание

предложенного текста:
самостоятельно выделить главные и существенные факты;
применить их на практике
Результативность исследовательских работ учащиеся должны пройти следующие мыслительные операции: усвоить содержание предложенного текста: самостоятельно выделить главные и

Слайд 8Проектная деятельность
● основывается на концепции деятельностного подхода в результате чего обучающиеся

получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов. 
● позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Проектная деятельность● основывается на концепции деятельностного подхода в результате чего обучающиеся получают знания в процессе планирования и

Слайд 9Этапы проектной деятельности
•Информационный- сообщение о целях и задачах проекта, определение

общего направления работы.
Плановый- определение конкретной цели, задач. Определение поля деятельности.
Поисковый - сбор и анализ информации
Обобщающий - систематизация данных, построение логической схемы, выводов.
Этап представления и защиты проекта
(демонстрация приобретенных знаний и умений )
● Презентация проекта

Этапы проектной деятельности •Информационный- сообщение о целях и задачах проекта, определение общего направления работы.Плановый- определение конкретной цели,

Слайд 10Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
При организации урока с использованием ИКТ необходимо планировать работу

ограничивая её временными рамками.
Просмотр фильма по изучаемой теме или другой информации необходимо заканчивать обсуждением, что вызывает интерес к теме и вообще к истории.
Не использовать возможностей ИКТ в современном образовании просто не реально. Важно использовать их правильно, в необходимых количествах и наилучшего качества. Именно, исходя из этого, использую на уроках презентации, подготовленные мной или самими учащимися

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).При организации урока с использованием ИКТ необходимо планировать работу ограничивая её временными рамками. Просмотр фильма

Слайд 11 Условно-графическая наглядность –
схемы, графики, диаграммы
• развивает память
• логическое мышление

способность к анализу
• монологическую речь
• раскрывает творческий потенциал
•индивидуальные способности учащихся.






Условно-графическая наглядность – схемы, графики, диаграммы• развивает память• логическое мышление• способность к анализу• монологическую речь• раскрывает

Слайд 12Схема Синопского сражения.
Показаны нанесенные учеником дополнения к схеме

Схема Синопского сражения. Показаны нанесенные учеником дополнения к схеме

Слайд 18Игровая форма
Чтобы актуализировать знания о сущности крепостного права, вместо традиционной беседы

или теста в 8-ом классе можно провести разминку в игровой форме. Ученикам предлагается вспомнить признаки крепостного права . После этого школьники без труда формулируют определение признаки крепостного права.

Усиливает эмоциональное воздействие и демонстрация фотографии дома Павлова в современном Волгограде, и карикатура Кукрыниксов, изображающая горюющего по поводу окружения армии Паулюса Гитлера (слайды 6 – 7).     
   Очень эффективно использование условно-графической наглядности – схем, графиков, диаграмм. Для выявления исходного противоречия к уроку «Крестьянская реформа 1861 г.» достаточно продемонстрировать диаграмму «Крестьянские волнения в 1858–1864 гг.» (слайд 8) (Рис. 2), после чего легко формулируется проблема: отмена крепостного права была вековой мечтой русского крестьянства; но именно после реформы, в 1861 г., резко возросло число крестьянских вол

Игровая формаЧтобы актуализировать знания о сущности крепостного права, вместо традиционной беседы или теста в 8-ом классе можно

Слайд 19Признаки крепостного права


право крестьян менять место жительства
личная зависимость крестьян от помещика

прикрепление
крестьян к земле



Признаки крепостного праваправо крестьян менять место жительстваличная зависимость крестьян от помещика прикрепление крестьян к земле

Слайд 20Признаки крепостного права


Право помещика самому судить крестьян
наличие у крестьян собственного надела

земли


повинности крестьян: барщина и оброк



Признаки крепостного праваПраво помещика самому судить крестьянналичие у крестьян собственного надела земли повинности крестьян: барщина и оброк

Слайд 21Исходное противоречие:
Отмена крепостного права была вековой мечтой русского крестьянства.

После реформы Александра

II резко возросло число крестьянских волнений.


Учебная задача урока:
Реформа 1861 г. вызвала взрыв крестьянского недовольства. Почему?




Исходное противоречие:Отмена крепостного права была вековой мечтой русского крестьянства.После реформы Александра II резко возросло число крестьянских волнений.

Слайд 22Для выявления исходного противоречия к уроку «Крестьянская реформа 1861 г.» достаточно

продемонстрировать диаграмму «Крестьянские волнения в 1858–1864 гг.» , после чего легко формулируется проблема: 
отмена крепостного права была вековой мечтой русского крестьянства; но именно после реформы, в 1861 г., резко возросло число крестьянских волнений.

Очень эффективно использование условно-графической наглядности – схем, графиков, диаграмм. Для выявления исходного противоречия к уроку «Крестьянская реформа 1861 г.» достаточно продемонстрировать диаграмму «Крестьянские волнения в 1858–1864 гг.» (слайд 8) (Рис. 2), после чего легко формулируется проблема: отмена крепостного права была вековой мечтой русского крестьянства; но именно после реформы, в 1861 г., резко возросло число крестьянских волнений.

Для выявления исходного противоречия к уроку «Крестьянская реформа 1861 г.» достаточно продемонстрировать диаграмму «Крестьянские волнения в 1858–1864

Слайд 23Крестьянские волнения в 1858 – 1864 гг.
Крестьянские волнения в 1858 –

1864 гг.
Крестьянские волнения в 1858 – 1864 гг.Крестьянские волнения в 1858 – 1864 гг.

Слайд 24Изучение объемных или сложных вопросов оптимизируют схемы: например, сущность крестьянской реформы.

Сравнивая две схемы - дворянское имение до и после реформы  , ученики определяют, что изменилось в отношениях крестьян и помещиков; выясняют, какие изменения обозначены на схеме цифрами.
Изучение объемных или сложных вопросов оптимизируют схемы: например, сущность крестьянской реформы. Сравнивая две схемы - дворянское имение

Слайд 25
Дворянское имение до реформы
оброк
барщина

Дворянское имение до реформыоброкбарщина

Слайд 26
Уставная грамота
Дворянское имение после 1861 г.


отработки
издольщина
1
2
3
4
5
6

Уставная грамотаДворянское имение после 1861 г.отработкииздольщина123456

Слайд 27 "Крестьянское имение до и после реформы"  
Ответы учащихся сводятся к следующему:
до реформы вся

земля в имении, усадьба и деревня с крестьянами были собственностью помещика;
после освобождения крестьян земля осталась у помещиков;
размеры наделов (1) и повинностей крестьян (4; 5) теперь определялись письменным соглашением – уставной грамотой;

Слайд 28  
«лишняя» земля у крестьян отрезалась (2);
крестьяне вынуждены арендовать у помещиков землю

(6) за дополнительные повинности;
для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками вводилась должность мирового посредника (3).

  «лишняя» земля у крестьян отрезалась (2);крестьяне вынуждены арендовать у помещиков землю (6) за дополнительные повинности;для

Слайд 29Работа с обобщающей таблицей
• оптимизирует изучение событий

•  требует извлечь возможную информацию
особенности:
• дается в готовом виде в начале урока (традиционно хроника событий составляется шаг за шагом по мере их изучения).
• она дает целостное представление о явлении и заставляет двигаться от общего к частному, побуждая, увлекая к исследованию отдельных событий  войны.
• план работы над темой, представленный в нетрадиционной форме.
Работа с обобщающей таблицей  • оптимизирует изучение событий  •  требует извлечь возможную информацию особенности:

Слайд 30Таблица «Основные этапы и события Крымской войны».

Таблица «Основные этапы и события Крымской войны».

Слайд 31  Изобразительная наглядность

• оживляет героическое и

трагическое далекого прошлого
• вносит игровой элемент в напряженный ход урока
• позволяет закрепить представление об общем ходе событий  
Ученики соотносят картины, посвященные событиям Крымской войны, и их названия. Изображения промаркированы буквами. Расставив картины в последовательности изображенных на них событий, ученики смогут прочитать фамилию создателя российских подводных мин, впервые применявшихся в Крымской войне (Якоби).
   
     Изобразительная наглядность  • оживляет героическое и трагическое далекого прошлого   •

Слайд 32Изобразительная наглядность
«Крымская война в картинах художников»

Изобразительная наглядность«Крымская война в картинах художников»

Слайд 33   На этапе контроля и коррекции акцент делается не только на знания,

но и на умение мыслить, делать выводы, на понимание причинно-следственных связей. Для обобщающего контроля при изучении темы войны ученикам традиционно предлагается  задание «Лента времени» с использованием графических моделей (слайд 19) (Рис. 8). Ученики охотно придумывают и свои условно-символические модели.

   



На этапе контроля и коррекции знаний акцент делается не только на знания, но и на умение мыслить, делать выводы, на понимание причинно-следственных связей. 
Для обобщающего контроля при изучении темы войны ученикам традиционно предлагается  задание «Лента времени» с использованием графических моделей  Ученики охотно придумывают и свои условно-символические модели.

   На этапе контроля и коррекции акцент делается не только на знания, но и на умение мыслить, делать

Слайд 34Условно-символическая модель «Линия времени».
Приведено в решенном виде


Условно-символическая модель «Линия времени».Приведено в решенном виде

Слайд 35   


Урок по теме «Российское

общество в начале ХХ в.».   Учебная задача (проблема урока):
в начале ХХ в. Россия приближалась к первой в своей истории революции. Почему же российское общество поднялось на революцию? 
Нужно выяснить, каким было российское общество.
    1. Создаем «портрет» российского общества:  кто были его представители? Дворяне? Рабы? Менеджеры?.. Ученики сами придумывают символы для каждой социальной группы.  Ребята работают с документами и другими источниками информации . 
         Урок по теме «Российское общество в начале ХХ в.».

Слайд 36«Социальные группы в России»


«Социальные группы в России»

Слайд 37«Российское общество в начале 20 века»
   Шаг второй: пока у

нас ещё не общество, а… толпа человечков…
выстраиваем  пирамиду в три этажа:
верхний (элита); средний; нижний.
Наверху – корона. Стержень – чиновничество: от него зависели все в государстве!
«Российское общество в начале 20 века»    Шаг второй: пока у нас ещё не общество, а… толпа

Слайд 38
«Общественная пирамида»


«Общественная пирамида»

Слайд 39«Общественная пирамида» - социальный портрет общества
(распределение по социальным этажам)


«Общественная пирамида» - социальный портрет общества(распределение по социальным этажам)

Слайд 40«Россия – узел противоречий»
(стрелками показано между кем противоречия)


«Россия – узел противоречий»(стрелками показано между кем противоречия)

Слайд 41
Иконическое моделирование
- это схематическое изображение людей и предметов.

Иконическое моделирование - это схематическое изображение людей и предметов.

Слайд 42Иконическое моделирование это составление опорного сигнала для запоминания изучаемого текста, с

помощью системы знаков, имеющих реальное сходство с изображаемым объектом.
Иконическое моделирование это составление опорного сигнала для запоминания изучаемого текста, с помощью системы знаков, имеющих реальное сходство

Слайд 43ОК Правление Владимира 1

ОК  Правление Владимира 1

Слайд 44ОК Конец династии И. Калиты.

ОК   Конец династии И. Калиты.

Слайд 45 ОК «Медный бунт»

1662 год.
ОК   «Медный бунт» 1662 год.

Слайд 46ОК Феодальная раздробленность

ОК  Феодальная раздробленность

Слайд 47ОК ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ

ОК   ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ

Слайд 48








Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Совершая открытия на каждом уроке , дети приучаются к тому , что думать интересно!
Растить именно такое поколение - вот заказ нашего современного общества.

Слайд 49 Закончить своё выступление я хочу словами
А. Дистервега:

“Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”.
Закончить своё выступление я хочу словами  А. Дистервега: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть