Слайд 1Современный урок истории –технологии обучения
Слайд 2Ян Амос Коменский, XVIIвек:
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно,
а поэтому не только не стоит им мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать»
Слайд 3 Технология обучения -
Это способ реализации содержания обучения,
предусмотренного учебными программами, включающий в себя методы, формы и средства обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение поставленных в обучении целей.
Слайд 4Образовательные технологии- участники процесса
Учитель – организатор-консультант, создающий условия работы, направляющий к
успехам и находкам.
Ученик – активный участник процесса обучения.
Слайд 5Системно – деятельностный подход
Для чего учить?
Ценности образования
Как учить?
Обновление технологий образования
Чему учить?
Обновление
содержания образования
Развитие деятельности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности
Основная педагогическая задача: организация условий , инициирующих действия обучающихся
Слайд 6 Учебная деятельность-
Самостоятельная деятельность учащегося по усвоению знаний,
умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт.
Как же может быть организован образовательный процесс современного типа?
Слайд 7При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации учебного процесса
Подходы
(методики)
Методика коллективной
творческой деятельности
Информационно-коммуникативный подход
Системно-деятельностный подход
Исследовательский подход (проектный)
Рефлексивная методика
Игровая методика(имитационное моделирование)
Слайд 8Метод проектного обучения (исследовательский)
Цель: создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и
с желанием приобретают недостающие знания из различных источников, учатся пользоваться этими знаниями, приобретают навыки коммуникативной деятельности и общения, способствующие взаимодействию в группе, приобретают исследовательские умения.
Слайд 9Исходные позиции проектного обучения
1.Обучающийся, развитие его творческих способностей –
в центре внимания. 2.Индивидуальные темы работ над проектом обеспечивают выход каждого учащегося на свой уровень развития. 3.Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций учащегося. 4.Усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт использования УУД на стадии разработки и защиты проекта.
Слайд 10Метод проектного обучения. Этапы работы над проектом.
1.Разработка темы проекта
2.Выполнение проекта
3.Оформление результатов
4.Презентация проекта
5.Рефлексия
Критерии оценивания проекта
1.Достижение целей проекта
2.Получение качественно нового результата (продукты, умения, навыки, знания)
Слайд 11Системно-деятельностный подход. Рисованная лекция
Цель: обучение предмету через творчество, развитие интереса, познавательной
активности учащихся.
Применение метода: содержание учебных тем, исторических событий и явлений отражается на доске цветным мелом в виде карт, символов, рисунков и записей, часто сами учащиеся придумывают новые символы-рисунки. Они вызывают у обучающихся богатые ассоциации, служат опорой в их мыслительной деятельности. Рисунки как бы фиксируют мысленные образы. Как показывает опыт, зафиксированные в рисунках исторические явления оставляют в памяти учащихся до 90% воспринятого материала.
Слайд 12Методический приём «Кластер»
«Кластер» в переводе означает «Пучок», «созвездие».
Кластер – это графическая
организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто размышлять по поводу какой-либо темы.
Слайд 13 Так выглядит кластер
Финикия
Занятия населения
изобретения
Природа
горы
кедр
море
мореплавание
Тор говля
пурпур
стекло
алфавит
Слайд 14Кластер решает следующие задачи:
Активизирует деятельность учащихся
Обучает работать в группе
Развивает умение учащихся
оценивать результаты как своей деятельности, так и деятельности одноклассников
Что ценится в данной работе:
-Умение выделять смысловые категории
-Умение устанавливать причинно-следственные связи
-Умение систематизировать материал
-Собственное видение темы
Слайд 15Примеры использования приёма
Учитель сам представляет кластер перед объяснением нового материала, а
по окончании объяснения просит дополнить его.
Учитель записывает на доске перечень ключевых слов, которые встретятся в новом материале, а по окончании объяснения (или самостоятельной работы с учебником) просит названные слова представить в виде кластера.
По окончанию выполнения задания можно показать два разных кластера и попросить учеников оценить их.
Слайд 16 Методический приём «Инсайт»
1.После объявления темы урока учитель предлагает
учащимся вспомнить, что они знают по данной теме, сделать пометки у себя в тетради.
2.Следующий этап – работа в парах – обмен информацией, дополнение друг друга.
3.Затем пары объединяются в группы (как правило. по четыре человека, т.е. ученики передней парты поворачиваются к своим соседям)
4.Каждая группа сообщает о своих результатах обсуждения. Учитель фиксирует данные групп на доске. Если материала много, возможна его систематизация (таблица или схема)
Слайд 175. И лишь после этого учащимся выдаётся готовый текст с информацией
по изучаемой теме (статья, материал учебника, биографический очерк, документ). Теперь дети должны выявить, насколько они знакомы с изучаемой темой.
6. После изучения текста ученикам предлагается составить таблицу со следующими параметрами:
Слайд 18Приём «Инсайт» - итог
Первый этап – вызов и актуализация. Учащиеся должны
воспроизвести всё, что им известно о предмете разговора. В данном этапе три части: индивидуальная работа, парная и групповая работа.
Второй этап – обсуждение в группах, «сброс идей в корзину».
Третий этап – осмысление (памятки на полях, составление таблицы)
Четвертый этап – рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познаний)
Слайд 19Методический приём «ПОПС – формула»
П – позиция
О –объяснение ( обоснование)
П –
пример
С – следствие (суждение)
Слайд 20Первое положение (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…»
Второе
предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что…»
Третье предложение ориентировано на умение доказать свою правоту на примере, практике: «Я могу это доказать на примере…»
И четвертое предложение (следствие, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод…»
Я считаю, что отмена крепостного права в России стала неизбежной.
Потому что оно тормозило развитие всех сфер общества.
Я могу это доказать на примерах:
-Россия позорно проиграла Крымскую войну;
-Россия значительно отставала от стран Европы в экономическом развитии.
Исходя из этого я делаю вывод – эта реформа сыграла огромную роль в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860х – 70х годов.
Слайд 22Методические приёмы на стадии рефлексии и проверки знаний
Синквейн
Эссе
Практикум
Тематическая работа
Слайд 23Синквейн-
это стихотворение из пяти строк, составленное по определённой схеме.
1 строка
– существительное, ключевое слово темы урока.
2 строка – два прилагательных, представляющих наиболее характерные признаки данного существительного.
3 строка – три глагола, описывающих наиболее важные процессы, происходящие с данным существительным.
4 строка – предложение, ключевая фраза, наиболее важная идея.
5 строка- снова существительное, подводящее итог, резюме существительного из первой строки.
Слайд 24Пример синквейна
История
Загадочная, интересная
Исследует, узнаёт, удивляет
Наука, изучающая прошлое
Страницы
Слайд 25Практикум
Основная цель: усиление практической направленности обучения, прочное, неформальное усвоение учебного
материала.
Учащиеся самостоятельно упражняются в применении усвоенных теоретических навыков.
Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая устанавливает последовательность действий ученика.
Слайд 26 Структура уроков - практикумов
1) Сообщение темы, цели и задач
практикума.
2) Актуализация опорных знаний и умений.
3)Мотивация учебной деятельности.
4)Ознакомление учеников с инструкцией.
5)Подбор необходимых дидактических материалов.
6) Выполнение работы учащимися.
7) Обсуждение полученных результатов.
Слайд 27
При выборе активных методов обучения необходимо помнить, что они требуют большого
количества времени и нельзя на них строить весь учебный процесс. Нужно чередовать их с традиционными методами обучения.
На листе бумаги обведите свою ладонь
Каждый палец – это позиция, по которой необходимо выразить свое мнение.
Большой – для меня это важно и интересно
Указательный – я получила конкретные рекомендации.
Средний – мне не понравилось, было трудно…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы
Мизинец – для меня было недостаточно …
Слайд 29Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его
интеллектуального богатства, показатель его интеллектуального кругозора, интуиции.
М.А.Сухомлинский