Слайд 1Колледж судостроения и прикладных технологий
А.И. Маринеско-подводник №1.
Герой или преступник?
Ученическая конференция
Слайд 2Наше учебное заведение – Колледж судостроения и прикладных технологий находится в
Кировском районе. Уже в первые месяцы войны он стал прифронтовым. Память о той страшной войне запечатлена в названиях улиц. Улица подводника Кузьмина, Танкиста Хрустицкого, улица Зины Портновой, проспект Народного Ополчения, проспект Маршала Жукова, улица Л. Голикова и это не полный список улиц Кировского района, носящих имена героев Великой Отечественной войны.
История улиц, история судеб……
Слайд 3История улиц, история судеб…
Слайд 4Пламя Второй мировой войны, составной частью которой была Великая Отечественная война
советского народа против немецко-фашистских захватчиков, полыхало целых шесть лет. В её водоворот было втянуто 61 государство. Битвы шли на территории 40 государств Европы, Азии и Африки, на необъятных морских и океанских просторах. Армии воюющих сторон насчитывали более 10 миллионов человек
Слайд 5В войне, которую вынужден был вести Советский Союз, основные цели достигались
на сухопутном фронте, однако значительную роль в достижении Победы также сыграл и Военно-Морской флот. Его личный состав стойко и мужественно встретил вероломное нападение фашистской Германии на нашу Родину, с первых минут дав решительный отпор агрессору.
Слайд 6
На второй день начала войны Главный военный совет флота потребовал от
военных советов флотов и флотилий, политорганов усилить политическую работу
среди краснофлотцев и командиров в духе постоянной готовности вступить в бой с врагом. А в последний час истекающих суток 21 июня в адрес военных советов флотов и флотилий была направлена срочная телеграмма: «Оперативная готовность № 1 немедленно. Кузнецов».
Слайд 7Основной ударной силой в борьбе на море были подводные лодки и
морская авиация. За время Великой Отечественной войны советский Военно-Морской флот имел 267 подводных лодок, из которых 170 участвовало в военных действиях против Германии. Советские подводные лодки решали широкий круг боевых задач: вели борьбу на
морских коммуникациях, уничтожали вражеские суда, вели дозор, перевозили людей и грузы
Слайд 8В нашей работе мы, решили вспомнить человека с чьим именем связаны
героические страницы подводного флота Советского Союза. Имя Александра Ивановича Маринеско неразрывно связано как с историей нашей страны, так и с историей Ленинграда, Кировского района, где долгое время жил Александр Иванович Маринеско.
Слайд 9 Он первый «тяжеловес» среди советских подводников: на его счету
четыре потопленных транспорта массой в 42 557 брутто-регистровых тонн. Но и досталось ему больше, чем кому бы то ни было: в октябре 1941 года исключение из кандидатов в члены партии; предание суду военного трибунала (не состоялось благодаря потоплению «Вильгельма Густлова»); понижение в звании с капитана 3 ранга до старшего лейтенанта; изгнание сначала с подводного флота, а затем и вообще из ВМФ.
Слайд 10Александр Иванович Маринеско родился 15 января 1913 г. в г. Одессе в семье румынского рабочего Иона
Маринеску. После окончания семилетки и школы юнг, Александр был направлен на учебу в Одесское мореходное училище. . Юные годы Александра Маринеско прошли в школе №36 (ныне школа №105 на ул. Пастера г. Одессы). Тогда Маринеско отличался тягой к приключениям — во главе ватаги мальчишек он неоднократно пускался в опасные многочасовые путешествия по катакомбам. Входы в подземный лабиринт были совсем рядом — на склонах Приморского бульвара
Слайд 11В 1930-е гг. развернулось строительство отечественных подводных лодок, в которых остро
нуждался советский флот. Специалистов для службы на них готовили, в том числе, и из торговых моряков. Учитывая хорошие характеристики, А. И. Маринеско в 1933 г. по набору ЦК ВКП (б) призывают в ВМФ и направляют в Учебный отряд подводного плавания (УОПП) на штурманское отделение.
Слайд 12В нашем исследовании, мы хотели бы более подробно остановиться на строительстве
подводного флота в Советском Союзе накануне войны , что позволит понять, насколько высококлассными специалистами должны были быть представители командного состава и служащие на подлодках.
1 ноября 1926 г. на Балтийском судостроительном заводе было создано специальное техническое бюро N 4. Его возглавил инженер Малинин. Разработанный этим бюро проект первой торпедной ПЛ утвердил РВС СССР 17февраля 1927 г., и 5 марта того же года состоялась закладка первых советских ПЛ Д -1, Д -2, Д -3, позже были заложены Д-4, Д-5, Д-6 на Николаевском судостроительном заводе.
Слайд 13 ПЛ третьей серии с торпедно-артиллерийским вооружением получила название
"Щука". Первые три лодки этой серии – "Щука", "Окунь", "Ёрш" – были заложены 5 февраля 1930 г. Эти лодки были оснащены по последнему слову техники того времени.
Слайд 14 Накануне войны старший лейтенант А. И. Маринеско принимает в командование ПЛ
М-96 ( подлодка «Малютка»), и его экипаж становится лучшим по боевой подготовке на Балтике.
Слайд 15 16 июля 1938 года в разгар "шпиономании" и борьбы с
"врагами народа" контрразведка вспоминает о румынских родственниках Александра Маринеско, и его в тот же день увольняют с военной службы. Сделать его "румынским шпионом" у сотрудников НКВД не получилось, так как в Румынии Маринеско с рождения не бывал, с родственниками не переписывался. Не получилось у специалистов НКВД сделать шпиона из Маринеско, но на всякий случай из Военно-морского флота его уволили.
Слайд 167 августа 1938 года, меньше чем через месяц после увольнения ,
"по дискредитирующей статье", появляется приказ командующего флотом о восстановлении лейтенанта Маринеско на действительной службе, в ноябре 1938 года приказ о присвоении ему звания старшего лейтенанта.
Слайд 17Карьера молодого офицера-подводника Александра Ивановича Маринеско в предвоенный период протекала стандартно
для своего времени. Помощник командира на подводной лодке Л-1, через полгода уже командир М-96, малой подводной лодки серии 6, называемой подводниками "Малюткой".
Надводным водоизмещением 200 тонн, длиной около 40 метров и шириной 3,5 метра, "малютка" насчитывала 36 человек экипажа. Именно этот экипаж под командованием уже капитан-лейтенанта Александра Маринеско в 1940 году становится лучшим подводным экипажем на Балтийском флоте по итогам боевой и политической подготовки.
Слайд 18 Из письма А.Астахова, служившего с А.И.Маринеско
"Ну, конечно же,
всякое бывало. Шумел он сильно, если что не по нему было. Требовал инструкции и дисциплину в море. Не дай бог, кто на вахту проспит, сразу на губу сажал, на второй раз из экипажа долой. Но все понимали – война ведь. За своих стоял всегда, поэтому, говорят, у него и проблемы с начальством были, что нарушителей защищал. Особенно с комиссарами ругался. У нас ведь как в экипаже было заведено. В море жестко – на берегу можно расслабиться. Поэтому и много наших в комендатуру попадало по пьянке".
Анализируя воспоминания сослуживцев А.М. Маринеско можно сделать вывод , что М-96 под командованием А. Маринеско воевала осторожно. На рожон Александр Иванович не лез, берег корабль и людей, продумывал, отход и маневр, учился сам и учил своих людей действовать
Слайд 19"Александр Иванович зря муштрой не занимался. Если в поход не надо,
то людей не гонял. Были случаи, когда рисковал сильно. Когда ремонт или подготовка, отпускал матросов в краткосрочные отпуска к семьям, делал командировочные, якобы по делу. А тогда запрещали из Кронштадта выезжать матросам".
Из воспоминаний А.В. Астахова.
Слайд 2014 августа 1942 года М-96 топит финский транспорт "Хелен", водоизмещением около
2 тысяч тонн, а в ноябре успешно высаживает диверсионную группу на побережье Нарвского залива. За эту операцию Александра Ивановича награждают Орденом Ленина, восстанавливают в кандидаты в ВКП (б), присваивают звание капитана 3 ранга и отправляют на переподготовку в Самарканд, куда была эвакуирована Военно-морская академия.
Слайд 21 В 1944 году А.Маринеско получает под командование подводную лодку С-13,
современный корабль водоизмещением почти в тысячу тонн, в два раза больше прежней "малютки". Под началом у Александра Ивановича стало уже 50 человек экипажа, он вступает в партию. Из характеристики, данной ему командиром дивизиона Орлом А . "Боевой и отважный командир, подводное дело знает отлично. Дисциплинирован, но в повседневной жизни требует контроля".
Слайд 22В октябре 1944 года, экипаж под командованием А.И.Маринеско вышел в море
. Первый поход на С-13 принес А.И. Маринеско первую победу – был поврежден транспорт "Зигфрид".
Слайд 23 11 января 1945 года А.И. Маринеско выходит в свой
второй боевой поход на лодке С-13, в поход принесший ему мировую славу. Потопление "Густлова" и "Штойбена" сделало Александра Маринеско самым результативным командиром ВМФ СССР и, как пишут многочисленные историки, спасло от трибунала. Александра Ивановича представляют к Герою Советского Союза, но не награждают.
Слайд 24 О том как сложилась судьба А.И.Маринеско после войны написано
десятки книг и статей.
Он был снят с должности и понижен в звании наркомом ВМФ Кузнецовым "За халатное отношение к служебным обязанностям и бытовую распущенность", в 1946 году уволен в запас.
Работа на судах Балтийского пароходства, которая, вероятно, была самым счастливым периодом в его жизни, потом ухудшение здоровья и списание с плавсостава. Работа на берегу, судимость и лагерь, возвращение в Ленинград и снова работа.
Слайд 25 В конце 50-х годов с нарастанием оборотов холодной войны
про "подводника №1" снова вспомнили. Министр обороны Малиновский в 1960 году отменяет приказ Наркома Кузнецова, восстанавливает его в звании и возвращает пенсию.Кузнецов в своих мемуарах уже вспоминает об экипаже С-13 и Маринеско, как о героях.
Александр Иванович успел при жизни дождаться реабилитации. Он скончался в 1963 году в Ленинграде от рака.
Слайд 26В 1986 году в Лиепае появляется первый памятник Маринеско
В
1990 году ему посмертно присваивают звание Героя Советского Союза.
Сегодня памятники Александру Ивановичу Маринеско стоят в Калининграде, Кронштадте (куда в 1995 перевезли памятник из Лиепаи) и в Одессе. Именем Маринеско названы набережная в Калининграде, улицы в Петербурге, Севастополе и Одессе. Ему посвящены два художественных фильма. Есть даже музей имени Маринеско и три памятных таблички в местах, где он жил и учился.
Слайд 27Памятники А.И. Маринеско в Кронштадте, Калининграде, Одессе
Слайд 28Совсем недавно в сквере у дома 67 на проспекте Стачек в
Петербурге 23 декабря 2013 года торжественно открыли памятник Александру Маринеско. Это трехметровый монумент из бронзы, которую создали скульптор И.Б.Корнеев и архитектор В.Б.Бухаев. На церемонии открытия присутствовали дочь Героя Советского Союза Татьяна Маринеско, глава администрации Кировского района Сергей Иванов, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Андрей Васильев, представители ветеранских и общественных организаций.
Слайд 29 Он умер 25 ноября 1963 года, был похоронен
на Богословском кладбище. После смерти Маринеско его имя изъяли из обращения, о подвиге "С-13" было запрещено упоминать. Судостроители обратились к Главкому ВМФ адмиралу С.Г. Горшкову с просьбой присвоить одному из кораблей имя Александра Маринеско. Адмирал поставил резолюцию на коллективном письме - "Недостоин". Только через 27 лет, в 1990 году, после многочисленных представлений и ходатайств главнокомандующего ВМФ адмирала флота В.Чернавина, члена военного совета - начальника ПУ ВМФ адмирала В.Панина, ветеранов флота и широкой общественности указом Президиума Верховного Совета СССР капитану 3 ранга Маринеско А.И. посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Александр Иванович Маринеско навсегда останется в истории нашего флота как один из выдающихся героев-подводников. Он ничего не боялся, ни на море, ни на суше. В море он поступал вопреки всем законам подводной войны и даже логике.
Атаковал порой со стороны немецкого берега, с мелководья, а уходил от погони - к месту потопления. Лез в самые опасные места - потому что его там не ждали, и в этой нелогичности была высшая логика.
На Балтике воевало 13 подводных лодок-"эсок". Уцелела единственная, под несчастливым 13-м номером.
Слайд 3014 сентября 1990 года решением Ленсовета улица Строителей в Автово стала
называться улицей А. Маринеско.
Улица А. Маринеско в Санкт-Петербурге проходит от улицы Зайцева до Автовской улицы.
Она находится недалеко от нашего учебного заведения, Колледжа судостроения и прикладных технологий, а на доме где проживал А.И. Маринеско установлена мемориальная доска.