Слайд 1
КГУ»Кенаральская средняя школа»
Тема проэкта: Тайна орнамента.
Выполнила:
Ученица 7 класса
Жанбаева Ангелина
Руководитель:
Седоченко Валентина Николаевна,
учитель истории
Село Кенарал 2016
Слайд 2Целью исследования является выявление смыслового содержания и «прочтение» орнаментов ковровых
изделий ручного труда региона Северного Казахстана на основе коллекции этого вида и имеющихся данных об образцах.
Слайд 3
Задачи исследования:
1.Изучить различные источники информации и проанализировать теоретические подходы,
изложенные в них;
2.Сформировать классификацию орнаментов и дать характеристику их смыслового значения;
3.Исследовать подлинные образцы ковроткачества Северно-Казахстанского региона;
4. Дать описание и «расшифровку» основных орнаментальных решений артефактов.
Слайд 4
Гипотеза
Если говорить на языке орнаментов, то много еще нераскрытых
тайн хранят они.
Возникла гипотеза: народный орнамент - это древние письмена казахов, "прочтение" орнаментов - своеобразный универсальный ключ к информации, которую наши предки закодировали в узорах.
Целью исследования было выявление смыслового содержания и «прочтение» орнаментов ковровых изделий ручного труда региона Северного Казахстана на основе коллекции изделий этого вида и имеющихся данных об образцах.
В ходе подготовки к эксперименту были изучены различные теоретические подходы к проблеме “чтения” символов, изложенные в литературе.
В экспериментальной части работы были исследованы артефакты из коллекции РК на предмет “прочтения” смысла, заложенного в их орнаменте
Материал проекта может широко использоваться на уроках изобразительного искусства и занятиях прикладным искусством в качестве дополнительного материала
Слайд 5План.
1.История возникновения орнамента
2. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ЦВЕТА В ОРНАМЕНТАХ
3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОРНАМЕНТА И ЗНАЧЕНИЕ ЗНАКОВ.
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОРНАМЕНТА
Орнамент – один из древнейших видов декоративно-прикладного творчества. Его история возникновения насчитывает ни одно тысячелетие, уходит своими корнями вглубь веков. Исследователи орнамента считают, что он возник уже 15 - 10 тыс. лет до н. э.
Орнамент (лат. ornamentum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель). Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.
Часто, возникновение орнамента связывают с зарождением письменности. И действительно, знак в орнаменте и знак в письменности могут иметь одинаковое изображение. Раньше, когда у казахов не было алфавитов, они писали письма орнаментами. В искусстве разных народов орнамент и письменность зачастую стояли очень близко. Однако, в отличие от орнамента, знак в письменности всегда имеет вполне конкретное смысловое значение. Мы задумались о том, что орнаменты имеют очень глубокий смысл. Для примера сравним тюркское
История возникновения орнамента.
руническое письмо и орнамент на баскуре.
Слайд 8Растительный орнамент.
Растительные мотивы — листья, трилистники, бутоны, цветки. Их
переплетения раскрывают в казахском орнаменте понятия единства, согласованности, причинно-следственной обусловленности жизни на земле
“Үшқұлақ" или "жапырақ" — трехлистник.
"Итемшек" — четырехлистник, похожий на луну.
"Шетою" — крайний узор. Это орнамент следует до бесконечности. Один и тот же элемент повторяется множество раз. Им украшают края изделий: текеметов, сырмаков, кебеже, одежды, посуды и т.д
Слайд 9
Зооморфный орнамент. Широко распространены в казахском орнаменте зооморфные мотивы. Однако
это не только дуговые линии, известные под названием кошкар муйиз, что по-русски означает бараньи рога, а также изображение отдельных частей тела животных, например, верблюда: табан (ступня, след), туйе мойын — верблюжьи шеи; птиц: кусканат — крылья птицы, каз мойын — гусиные шейки…
"Муйiз" — рог. Это древнейшая основа казахского орнамента. Используется при украшении сырмаков, текеметов, алаша, ковров. Роговидные элементы делятся на следующие виды:
" "'Тіс" — зуб. Орнамент напоминает зубы животного. Состоит из отдельных клеточек черного и белого цвета, напоминающих шахматную доску. Используется в искусстве вышивки. Его называют также "итпе" — собачьи зубы.
"Итемшек"- собачьи соски.
"Түйетабан" — верблюжья ступня. Орнамент похож на верблюжий след
Слайд 10
Геометрический орнамент.
Ромбы, зигзаги, треугольники, многогранники, меандровидные узоры, например, шынжара,
балдак, сетчато-пересекающиеся линии составляют основу
геометрических мотивов казахского орнамента.Одни и те же знаки, например, ломаные линии, могли означать и воду, и молнию, и атмосферную влагу, и периодичность каких-то процессов (может быть, дождей) внутри большого цикла.
"Ботакоз" — верблюжий глаз. Этот орнамент обычно помещается посередине красочной композиции . Внешне он похож на глаза верблюжонка.
Космогонический орнамент.
Космогонические мотивы казахского орнамента возникли, очевидно, в толще напластований культур древних племен и народов. К ним относятся донгелек — солярный круг, торт кулак — крестовина, шимай — спираль, символизирующие, соответственно, пожалуй, со времен древних саков,— мировое пространство, четыре стороны света, вечное движение.
"Тортайшык" — полумесяц — орнамент, изображающий полумесяц.
"Жулдыз" - звезда. Звезда, как правило, находится в самой середине орнамента и имеет пятиконечную форму.
Слайд 11 СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА В ОРНАМЕНТАХ
Синий - голубое небо, чистота, гармония,
честность, преданность, водная и воздушная стихия, божество;
Зеленый - весна, пробуждение, надежда, плодородие, откровение, вода, дождь, трава, новая жизнь, благополучие;
Желтый - солнце, тепло, достоинство, оптимизм, счастье, изобилие, золото;
Черный - сила, величие, могущество, а также цель, благополучие;
Белый - светлый путь, душа, истина, грусть;
Красный – огонь, кровь, энергия, радость, любовь, молодость, начало жизни, здоровье, богатство, сила, лето, жертвоприношение, праздник;
Бордовый или коричневый – земля, камень, бедность, глина, почва
Слайд 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла. Алма-Ата:
«Кайнар», 1983.
Кажгали улы А. Органон орнамента. - Алматы, 2003.
Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Т.1. - Алма-Ата: «Онер», 1986.
Ибраева К. Казахский орнамент.- Алматы, 1994.
Нурмухамедов Н.-Б. Народное декоративно-прикладное искусство казахов. Ленинград: «Аврора»,1970, с.37-58.
Омирбекова М.Ш. Энциклопедия. Казахские орнаменты. Алматы: «Алматыкiтап»,2003, с.59-64
Омирбекова М.Ш. Традиционная культура казахов. Алматы: «Алматыкiтап», 2004
Джанибеков У. Эхо…По следам легенды о золотой домбре. Алма-Ата, «Онер», 1991, с.117-143, с.241
http://kiwi.kz/watch/c61idpq3u6jx/
Документальный фильм Казахские ковры: тайны орнамента»
10. narod.ru/issledovateli_kazahskogo_ornamenta/
11. http://www.kaz-ornament.ru