Слайд 1Образование и Наука
конца 19 начала 20 века
Слайд 2Уровень грамотности
Перепись 1897 года выявила 21 %
грамотного населения в Российской
Империи(под грамотностью считалось, как умение читать и писать так и умение только читать).
В Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа грамотность населения составила 22,9 %. Самый высокий процент грамотных, 70-80 %, дали три Прибалтийские губернии. Более скромные результаты дали столичные губернии: Санкт-Петербургская — 55 %, Московская — 40 %.
42 % грамотных обнаружилось в Ковенской губернии и 36 % в Ярославской. В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30 % умеющих читать. После 1887 года МНП начинает выдавать денежные кредиты земствам на создание школ. Но этих средств было недостаточно, чтобы существенно повлиять наситуацию в народном образовании.
Слайд 3Сравнение с образованием в Европе
По данным Д. Л. Сапрыкина(руководитель Центра
исследований научно- образовательной политики ИИЕТ РАН):
«На рубеже XIX и XX веков в Российской империи обучалось чуть больше 40 тысяч студентов. В Германии, лидировавшей тогда в Европе, в 1903 году в университетах училось 40,8 тысяч человек, в высших технических учебных заведениях 12,2 тысячи, в специальных академиях — 3,9 тысяч. На всех „факультетах“ Франции в 1906 году училось 35,7 тысяч студентов, еще 5-6 тысяч обучалось в специальных учебных заведениях других ведомств и католических институтах. В университетах Великобритании в 1900—1901 годах училось около 20 тысяч человек …Из этих данных видно, что система российского высшего образования по абсолютным показателям была сопоставима с системами других ведущих европейских стран… Накануне Первой мировой войны Россия по прежнему уступала Германии в отношении университетского образования, но заметно превосходила в области специального образования… Россия уже между 1904 и 1914 годами (вместе с США) стала мировым лидером в области технического образования, обойдя Германию».
Слайд 4Изменения в сфере образования
Слайд 5Вводилось несколько типов начальных школ, наиболее распространенными из них были церковно-приходские
(в 1905 г. Около 43 тыс.).
Государство увеличило свои расходы на народное образование с 1900 по 1915 гг. более чем в пять раз! В период конца XIX, начала XX века было проведено множество реформ образования. Было введено всеобщее начальное образование.
Церковно-приходская школа в Сормове. Архит. П. Малиновский.
Слайд 6 Выросло число земских училищ. В 1904 г. Их было
20,7 тыс. а в 1914г. – 28,2 тыс. В 1900 г. В начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914 г.- уже около 6 млн.
Слайд 7Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ.
Выпускникам реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку – на физико-математические факультеты университетов. (Отсюда и объяснение столь большого числа открытий в этой области).
В Гимназиях увеличилось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла.
Слайд 8 По инициативе предпринимателей создавались коммерческие 7-8-летние училища, которые давали
общеобразовательную и специальную подготовку. В них, в отличие от гимназии и реальных училищ, было введено совместное обучение юношей и девушек.
Слайд 9Тем не менее, несмотря на успехи в деле образования, 3/4 населения
страны оставалось неграмотными. Средняя и высшая школа из-за высокой платы за обучение была недоступна значительной части жителей России.
На просвещение тратилось 43 коп. на душу населения, в то время как в Англии и Германии - около 4 руб., в США – 7 руб.
(в переводе на наши деньги)
Слайд 10 В общем, ситуация с течением времени менялась в лучшую
для развития науки в России сторону. И тяжелое политическое и социальное положение в стране не помешало этому рывку вперёд. Наконец образованию, а значит и науке было уделено достаточное внимание со стороны правительства!
Слайд 12Структура научной сферы Российского государства в начале 20 века
Состав научных институтов:
Петербургская
академия наук,
университеты,
специальные учебные институты,
научные общества,
немногочисленные лаборатории ведомства и предприятия.
Слайд 13Академия наук
5 лабораторий
7 музеев
Русский археологический институт в Константинополе
Пулковская астрономическая обсерватория.
Главная физическая
обсерватория.
Слайд 14Экономические и политические тормозы научного прогресса
Полное отсутствие промышленных научно-исследовательских учреждений
Слабая
связь российской науки с производством.
Недостаток научных кадров в России сдерживал научно-технический прогресс и стал особенно нетерпим в условиях начавшейся новейшей революции в естествознании.
Российское государство не особо спонсировало науку, видя в ней опасного очага к революции. Из записок 342 ученых «Правительственная политика в области просвещения народа, внушаемая преимущественно соображениями полицейского характера, является тормозом в его развитии, она задерживает его духовный рост и ведет государство к упадку».
Слайд 15Этот период (конец XIX - начало XX века) для развития культуры
России в целом означал очень многое.
Страны Европы и Америки начинают переходить с паровых двигателей на двигатели внутреннего сгорания. Этому способствуют открытия в химии и металлургии.
Именно русские ученые изобретают новые способы добычи нефти – главного сырья для современных двигателей. Хотя Россия всё ещё, в большинстве случаев, использует паровые двигатели.
Слайд 16 Огромный вклад в развитие химии внёс Дмитрий Иванович Менделеев
(1834 – 1907)
К его заслугам относится создание периодического закона химических элементов. Книга Менделеева «Основы химии» была переведена почти на все европейские языки.
Слайд 17 Изобретение более мощных двигателей сподвигнуло к созданию летательных аппаратов. Ещё
в XVIII веке воздухоплавание имело место, но это были лишь дирижабли (которые возникли в 1 половине 19–го века) и монгольфьеры (воздушные шары, аэростаты, летающие под действием теплого воздуха).
Слайд 18В начале XX в. летающие аппараты приобрели мощные (для того времени)
двигатели. В России создание моторной авиации способствовали такие инженеры, как Б.Г. Луцкой(в 1910г. работавший в Германии), Игорь Иванович Сикорский, чьи знаменитые двух и четырёх моторные самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец» потрясали своим размером.
Русский витязь
Илья Муромец
Слайд 19 У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии
К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полётов и определявших пути достижения этой цели.
Слайд 20 Выдающийся ученый В. И. Вернадский получил мировую известность
благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии.
Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство его идей осознаётся только теперь, когда мир находится на грани экологической катастрофы.
Слайд 21Преимущества российской науки
В целом научный потенциал дореволюционной России по качественным
параметрам не уступал потенциалу западных стран.
Сильная сторона русской науки — высокая профессиональная квалификация и творческая активность деятелей науки.
В 1911 г. В. И. Вернадский отмечал, что несмотря на неблагоприятные условия работы, русские ученые-естествоиспытатели «стали … рядом, как равные по силе со своими товарищами из за океана.»