Презентация, доклад по истории на тему Образование и наука в конце XIX - начале XX вв. 8 класс

Содержание

Уровень грамотностиПерепись 1897 года выявила 21 % грамотного населения в Российской Империи(под грамотностью считалось, как умение читать и писать так и умение только читать). В Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа грамотность населения составила

Слайд 1Образование и Наука конца 19 начала 20 века

Образование и Наука конца 19 начала 20 века

Слайд 2Уровень грамотности
Перепись 1897 года выявила 21 %
грамотного населения в Российской


Империи(под грамотностью считалось, как умение читать и писать так и умение только читать).
В Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа грамотность населения составила 22,9 %. Самый высокий процент грамотных, 70-80 %, дали три Прибалтийские губернии. Более скромные результаты дали столичные губернии: Санкт-Петербургская — 55 %, Московская — 40 %.
42 % грамотных обнаружилось в Ковенской губернии и 36 % в Ярославской. В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30 % умеющих читать. После 1887 года МНП начинает выдавать денежные кредиты земствам на создание школ. Но этих средств было недостаточно, чтобы существенно повлиять наситуацию в народном образовании.
Уровень грамотностиПерепись 1897 года выявила 21 % грамотного населения в Российской Империи(под грамотностью  считалось, как умение

Слайд 3Сравнение с образованием в Европе
По данным Д. Л. Сапрыкина(руководитель Центра

исследований научно- образовательной политики ИИЕТ РАН):
«На рубеже XIX и XX веков в Российской империи обучалось чуть больше 40 тысяч студентов. В Германии, лидировавшей тогда в Европе, в 1903 году в университетах училось 40,8 тысяч человек, в высших технических учебных заведениях 12,2 тысячи, в специальных академиях — 3,9 тысяч. На всех „факультетах“ Франции в 1906 году училось 35,7 тысяч студентов, еще 5-6 тысяч обучалось в специальных учебных заведениях других ведомств и католических институтах. В университетах Великобритании в 1900—1901 годах училось около 20 тысяч человек …Из этих данных видно, что система российского высшего образования по абсолютным показателям была сопоставима с системами других ведущих европейских стран… Накануне Первой мировой войны Россия по прежнему уступала Германии в отношении университетского образования, но заметно превосходила в области специального образования… Россия уже между 1904 и 1914 годами (вместе с США) стала мировым лидером в области технического образования, обойдя Германию».
Сравнение с образованием в Европе По данным Д. Л. Сапрыкина(руководитель Центра исследований научно- образовательной политики ИИЕТ РАН):«На

Слайд 4Изменения в сфере образования

Изменения в сфере образования

Слайд 5Вводилось несколько типов начальных школ, наиболее распространенными из них были церковно-приходские

(в 1905 г. Около 43 тыс.).

Государство увеличило свои расходы на народное образование с 1900 по 1915 гг. более чем в пять раз! В период конца XIX, начала XX века было проведено множество реформ образования. Было введено всеобщее начальное образование.

Церковно-приходская школа в Сормове. Архит. П. Малиновский.

Вводилось несколько типов начальных школ, наиболее распространенными из них были церковно-приходские (в 1905 г. Около 43 тыс.).

Слайд 6 Выросло число земских училищ. В 1904 г. Их было

20,7 тыс. а в 1914г. – 28,2 тыс. В 1900 г. В начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914 г.- уже около 6 млн.
Выросло число земских училищ. В 1904 г. Их было 20,7 тыс. а в 1914г. –

Слайд 7Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ.


Выпускникам реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку – на физико-математические факультеты университетов. (Отсюда и объяснение столь большого числа открытий в этой области).

В Гимназиях увеличилось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла.

Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ.   Выпускникам реальных училищ было

Слайд 8 По инициативе предпринимателей создавались коммерческие 7-8-летние училища, которые давали

общеобразовательную и специальную подготовку. В них, в отличие от гимназии и реальных училищ, было введено совместное обучение юношей и девушек.
По инициативе предпринимателей создавались коммерческие 7-8-летние училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В них,

Слайд 9Тем не менее, несмотря на успехи в деле образования, 3/4 населения

страны оставалось неграмотными. Средняя и высшая школа из-за высокой платы за обучение была недоступна значительной части жителей России.

На просвещение тратилось 43 коп. на душу населения, в то время как в Англии и Германии - около 4 руб., в США – 7 руб.
(в переводе на наши деньги)

Тем не менее, несмотря на успехи в деле образования, 3/4 населения страны оставалось неграмотными. Средняя и высшая

Слайд 10 В общем, ситуация с течением времени менялась в лучшую

для развития науки в России сторону. И тяжелое политическое и социальное положение в стране не помешало этому рывку вперёд. Наконец образованию, а значит и науке было уделено достаточное внимание со стороны правительства!
В общем, ситуация с течением времени менялась в лучшую для развития науки в России сторону.

Слайд 11Наука

Наука

Слайд 12Структура научной сферы Российского государства в начале 20 века
Состав научных институтов:
Петербургская

академия наук,
университеты,
специальные учебные институты,
научные общества,
немногочисленные лаборатории ведомства и предприятия.
Структура научной сферы Российского государства в начале 20 векаСостав научных институтов:Петербургская академия наук,университеты, специальные учебные институты, научные

Слайд 13Академия наук
5 лабораторий
7 музеев
Русский археологический институт в Константинополе
Пулковская астрономическая обсерватория.
Главная физическая

обсерватория.

Академия наук5 лабораторий7 музеевРусский археологический институт в КонстантинополеПулковская астрономическая обсерватория.Главная физическая обсерватория.

Слайд 14Экономические и политические тормозы научного прогресса
Полное отсутствие промышленных научно-исследовательских учреждений
Слабая

связь российской науки с производством.
Недостаток научных кадров в России сдерживал научно-технический прогресс и стал особенно нетерпим в условиях начавшейся новейшей революции в естествознании.
Российское государство не особо спонсировало науку, видя в ней опасного очага к революции. Из записок 342 ученых «Правительственная политика в области просвещения народа, внушаемая преимущественно соображениями полицейского характера, является тормозом в его развитии, она задерживает его духовный рост и ведет государство к упадку».
Экономические и политические тормозы научного прогрессаПолное отсутствие промышленных научно-исследовательских учреждений Слабая связь российской науки с производством.Недостаток научных

Слайд 15Этот период (конец XIX - начало XX века) для развития культуры

России в целом означал очень многое.
Страны Европы и Америки начинают переходить с паровых двигателей на двигатели внутреннего сгорания. Этому способствуют открытия в химии и металлургии.
Именно русские ученые изобретают новые способы добычи нефти – главного сырья для современных двигателей. Хотя Россия всё ещё, в большинстве случаев, использует паровые двигатели.
Этот период (конец XIX - начало XX века) для развития культуры России в целом означал очень многое.

Слайд 16 Огромный вклад в развитие химии внёс Дмитрий Иванович Менделеев


(1834 – 1907)






К его заслугам относится создание периодического закона химических элементов. Книга Менделеева «Основы химии» была переведена почти на все европейские языки.


Огромный вклад в развитие химии внёс Дмитрий Иванович Менделеев   (1834 – 1907) К

Слайд 17 Изобретение более мощных двигателей сподвигнуло к созданию летательных аппаратов. Ещё

в XVIII веке воздухоплавание имело место, но это были лишь дирижабли (которые возникли в 1 половине 19–го века) и монгольфьеры (воздушные шары, аэростаты, летающие под действием теплого воздуха).
Изобретение более мощных двигателей сподвигнуло к созданию летательных аппаратов. Ещё в XVIII веке воздухоплавание имело место,

Слайд 18В начале XX в. летающие аппараты приобрели мощные (для того времени)

двигатели. В России создание моторной авиации способствовали такие инженеры, как Б.Г. Луцкой(в 1910г. работавший в Германии), Игорь Иванович Сикорский, чьи знаменитые двух и четырёх моторные самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец» потрясали своим размером.

Русский витязь

Илья Муромец

В начале XX в. летающие аппараты приобрели мощные (для того времени) двигатели. В России создание моторной авиации

Слайд 19 У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии


К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полётов и определявших пути достижения этой цели.
У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г.

Слайд 20 Выдающийся ученый В. И. Вернадский получил мировую известность

благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии.
Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство его идей осознаётся только теперь, когда мир находится на грани экологической катастрофы.
Выдающийся ученый В. И. Вернадский получил мировую известность благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для

Слайд 21Преимущества российской науки
В целом научный потенциал дореволюционной России по качественным

параметрам не уступал потенциалу западных стран.
Сильная сторона русской науки — высокая профессиональная квалификация и творческая активность деятелей науки.
В 1911 г. В. И. Вернадский отмечал, что несмотря на неблагоприятные условия работы, русские ученые-естествоиспытатели «стали … рядом, как равные по силе со своими товарищами из за океана.»



Преимущества российской науки В целом научный потенциал дореволюционной России по качественным параметрам не уступал потенциалу западных стран.Сильная

Слайд 22Конец

Конец

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть