Слайд 1Славянские государства. Г у с и т с к о е
д в и ж е н и е в Ч е х и и
Милагина Марина Васильевна
МОУ «Шестаковская ООШ»
Московская область
Волоколамский район
Слайд 2Расселение славян
С древнейших времён славяне жили по соседству с германцами.
Слайд 3В VI и VII вв. славяне продвинулись на юг и восток.
Западные
славяне: чехи, поляки, словаки.
Восточные славяне: русские, белорусы, украинцы.
Южные славяне: болгары, сербы, хорваты.
Слайд 5Чехия в XIV веке
Чешский король Карл I – император Священной
Римской империи Карл IV.
Слайд 6Хозяйственный подъём в Чехии:
1. По добыче серебра Чехия вышла на 1
место в Европе.
Кутна Гора. Чехия
Слайд 72. В городах Чехии было развито более 200 ремёсел, в том
числе производство сукна и стекла.
Сукно и чешское стекло
Слайд 8
3. В Чехии пересекались важнейшие торговые пути.
Слайд 9Карлов мост
и
собор Святого Вита
в Праге
Слайд 101. В городском Совете Праги не было ни одного чеха, только
немецкие купцы и мастера.
2. Католическая церковь в Чехии владела 1\3 плодородных земель.
3. Крестьяне и горожане изнемогали от церковных поборов.
Препятствия для развития Чехии:
Слайд 11Жизнь и смерть Яна Гуса
Профессор Пражского университета Ян Гус (1371-1415).
Слайд 12Обвинял духовенство в праздности, жадности и продажности.
Возмущался торговлей церковными должностями и
продажей индульгенций.
Выдвинул требование церковной реформы – переустройства церкви.
Призывал отбирать земли и богатства у церкви и монастырей.
Требовал отменить плату за обряды и вести богослужение на чешском языке.
Предлагал организовать в Чехии свою церковь, подчиняющуюся не папе, а только королю Чехии.
Разработал грамматику чешского языка.
Слайд 13Ян Гус выступает перед крестьянами
Слайд 14Ян Гус на церковном соборе в Констанце
«Не могу изменить своей совести.
Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду?»
Слайд 15Архиепископ Лондонский: Пусть сгинет этот чех!
Епископ Констанцкий: Если завтра не сожжём
Гуса, то послезавтра народ сожжёт всех нас… Пусть он умрёт!
Слайд 166 июля 1415 года. Луг за городом Констанцем залит светом утреннего
солнца. В этот день суждено было совершиться преступлению, о котором не забудут никогда… Обречён на гибель Ян Гус.
Слайд 17С древнейших времён славяне жили по соседству с германцами.
Великий магистр оставил
народу Чехии завет защищать правду до конца! Палач разжёг костер… О, как торжествуют они…
Слайд 18Начало гуситского движения
Казнь Гуса всколыхнула Чехию. Тысячи крестьян собирались на
холмах и слушали проповедников – последователей Гуса: «До каких пор попы и монахи будут обжираться, пьянствовать и обирать народ!»
Слайд 19Гуситы (участники гуситского движения) требовали лишить духовенство всех богатств – земель,
крестьян, сокровищ. Не нужно церквей, икон; служить Богу можно повсюду. Паписты осквернили крест, говорили гуситы, и символом их движения вместо креста стала чаша. (Чаши используют для причащения).
Слайд 20В 1419 году под знаменем чаши восстали последователи Гуса. Они врывались
в церкви и монастыри, крушили кресты, иконы, статуи, изгоняли монахов. «Церковники сожгли святого магистра! Сжечь бы их самих, серых крыс!»
Слайд 21Гуситами объявили себя и многие чешские феодалы, и богатые горожане. Их
стали называть чашниками или умеренными. «Пора чехам быть в Чехии в голове, а не в хвосте», - повторяли они слава Гуса. Умеренные хотели изгнать немцев из Чехии и разделить между собой церковные богатства.
Слайд 22Восставшие крестьяне и ремесленники, а так же часть беднейших рыцарей воздвигли
могучую крепость Табор и получили название табориты. На их знамени тоже была чаша. Но боролись они не только против католической церкви, но и против феодального гнёта.
Слайд 23Они говорили: «Скоро не будет ни барщины, ни оброка, ни господ,
ни крепостных, все люди станут братьями и сестрами. И придёт Иисус Христос на землю, и с ним магистр Гус. И воцарится повсюду любовь».
Слайд 24Три бочки стояли в Таборе. Вновь пришедшие бросали в них деньги,
драгоценности – пусть всё будет общим! Лица их светились восторгом. Верили табориты, что будет уничтожено зло на земле и наступит царство справедливости.
Слайд 25Гуситы
умеренные
табориты
Паны – чешские феодалы, зажиточные горожане
Крестьяне, горожане, обедневшие рыцари
Отнять церковные
земли,
упростить обряды,
богослужения на чешском
языке
Реформы церкви,
уничтожение частной
собственности,
повинностей и налогов
Гуситское движение – это борьба чешского народа за реформу (изменение) католической церкви.
Слайд 26Ян Гус говорил: «Отними у собак кость – они перестанут грызться;
отними имущество у церкви – не найдешь для неё попа».
Как следует понимать это высказывание?
Ян Гус утверждал: «Чехи в королевстве Чешском по закону … должны быть первыми в должностях, как же как французы во Франции и немцы в своих землях…»
Как это высказывание характеризует цель гуситского движения?
Ян Желивский в своих проповедях говорил: «По вине господ страдает народ…Тот, кому сказано, чтобы любил ближнего своего как самого себя, вешает и истязает…Кто держит богатства этого света, владеет ими не по праву…Только тот, кто действительно работает, может говорить: «Хлеб наш насущий», все остальные едят хлеб как воры и разбойники. Это торговцы, короли, князья,
рыцари…»
Против кого выступал Ян Жиливский? Как он
относился к богатству, к труду, к угнетению?
Слайд 27Многие из таборитов говорили: «Наше время будет концом света, т.е. уничтожением
всего злого на этом свете… Это время – не время жалости, милосердия и прощения злым людям… Все противники Закона
Божьего должны быть уничтожены огнём и мечом…Всё имущество врагов Божьих должно быть отнято, сожжено и уничтожено… Не следует избирать на земле никакого короля, ибо будет царствовать сам Христос…»
Как понимали табориты «конец света»? Кого они считали противниками Закона Божьего? Как хотели их наказать?
Хронист о порядках в Таборе: «Все называли себя там братьями и сестрами; богач разделял там приготовленную пищу с бедняком. Не разрешалось там пить ничего такого, от чего можно было бы опьянеть. Ни для каких гульбищ и игр ни в кости, ни в мяч, ни во что-либо другое не находилось там охотников не только среди взрослых, но и среди детей. Наконец там не было ни споров, ни воровства…»
Что было необычного в поведении таборитов?
Слайд 28Домашнее задание:
стр. 207 № 1, 2 (пункт 1) , 4 (тетрадь)
стр.
201 пункт 2